Пластические хирурги уже достаточно давно практикуют и успели классифицировать психологические типажи своих клиентов. Это раньше пластическая хирургия была уделом избранных, а сейчас, как признаются в один голос специалисты, приходят все. Если на заре становления пластической хирургии учитывалось всего четыре типа лица, то сегодня более 200. Но психокомплексы, которые толкают людей прибегать к радикальным изменениям, пока не меняются.
1. ФРИКИ
В первую группу входят те, кто воспринимает свою личность через внешность. Ничего, кроме хорошенького личика или вылепленного из силикона торса. На словах ими признается важность других достоинств и ценностей. Но если спросить о причинах неудач в карьере и личной жизни, они с горечью признают, что им не повезло с внешностью. Это фрики, глуповатые чудаки, неудачники, лучшее собрание которых можно увидеть в дешевых сериалах. дачники, лучшее собрание которых можно увидеть в дешевых сериалах.
Актеры дешевых сериалов напоминают восковые фигуры из Музея мадам Тюссо: говорят простые монотонные тексты, деланно и нарочито улыбаются, двигаются как манекены. Они по-детски ждут восторгов, как неудачники, вкладывают во внешность весь запал своей маленькой отчаянной души, получая отчаянно маленький результат. Сотни актерских школ, стоматологических клиник и центров пластической хирургии обслуживают армии готовых рискнуть и стать звездой.
Лысеющему донжуану подойдет пересадка волос, а боящемуся пенсии менеджеру — пересадка кожи с ягодиц на щеки. О проститутках и альфонсах не стоит и говорить. Такая у них работа. Брошенный муж или оставленная жена тоже идут не к цирюльнику, как раньше, а к специалисту по пластике. Старики обоих полов сегодня копят на черный день, но, по мере того как он откладывается, тратят свои сбережения на чудесное преображение внешности.
Тот, кто готов умереть, не испугается общего наркоза и ножа хирурга. То и дело публикуют истории любви семидесятилетних женихов, которые после пластики резко омолодили ареал поиска. Правда, не всем им удалось пережить триумф, причем в буквальном смысле, потому что пересадка кожи не сопровождается пересадкой сердца. Внешнее омоложение не вызывает внутреннего обновления.
Пластические хирурги знают, что у большинства клиентов или заниженная самооценка, или не сформирована идентичность, нет своего «я». Этим последним можно вообще говорить все, что угодно. Сладким елеем льются в их уши фразы: «Я впервые вижу такую спинку!», «Да тут немного работы, во всем остальном вы просто блеск!», «Вы обратились как раз вовремя, у вас прекрасная интуиция!», «Я специально не трогаю эту складочку, она такая милая! Но остальным мы можем пожертвовать без потерь!», «Какой у вас замечательный цвет глаз, остается только придать им немного другую форму!» Они не почувствуют подвоха, иронии и, сделав одну операцию, будут копить на другую.
Серийные клиенты напоминают серийных самоубийц, стирающих код своей внешности.
Хирурги знают, что большинству их клиентов может помочь только психолог. Но психолог обещает результат за годы, а хирург — за несколько часов. Их преимущества зримы. Документальные фильмы о буднях пластической хирургии напоминают о том, что человек — это полное собрание какой-то избыточной требухи. Она смешана с разноцветным жиром и кое-как погружена в обвисающую от избытков кожу. Плохая работа, Создатель!
Художники Возрождения учили видеть в человеке прекрасное, а остальное просто не замечать. Пластические хирурги претендуют на революцию в культуре восприятия. Все прекрасное может выйти только из-под скальпеля. Не случайно часть из них называют себя художниками, а свое нехитрое портняжное ремесло — искусством.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СИМУЛЯКРЫ
Во второй группе те, для кого молодость — залог власти и вечности. Политики, актеры, ведущие — обладатели публичных профессий, симулякры. Симулякр, согласно французскому философу Жану Бодрийяру, образ, который превалирует над своим реальным прототипом. Для поддержания симулякра нужно постоянно воспроизводить основные его черты. В принципе достаточно имитировать их, поскольку симулякры живут в публичном пространстве, чаще всего на экране телевизора.
Внешность становится основным атрибутом симулякра, который не должен стареть, чтобы не разочаровать публику, и не должен терять сходство со своими предыдущими версиями. Например, Жириновский должен всегда скандалить, Эдита Пьеха — говорить с польским акцентом, а Путин — ходить с грацией тигра, чующего добычу, зорко следя за поведением сородичей, разношерстных хищников.
За симулякрами следуют их фанаты и подражатели — многочисленные Майклы Джексоны, Элвисы Пресли, Филиппы Киркоровы и Аллы Борисовны, а также Ленины, Сталины и Горбачевы. Двойники открывают свое шоу, основная интрига которых состоит в том, чтобы публика могла оценить, насколько похожа копия на оригинал.
Мода на оригинальность, вкус среди артистической и политической богемы сменяется подражанием и вульгарностью. За театром следует балаган комедиантов, которые могут быть даже ближе публике, чем сами небожители. Но если за реальных звезд фанаты готовы заплатить жизнью (суициды после смерти Джексона), то двойники за свое жалкое искусство просят не столько любви, сколько денег.
Реальная жизнь симулякра, как и его личные запросы, публику не интересуют. Но это не делает его свободным. Потому что поле симулякров ограничено и контролируется теми, чьи лица мы никогда не увидим.
3. НАРЦИССЫ И ИХ ЭХО
Третью группу образуют нарциссы — те, кому созерцание своей внешности доставляет наивысшее наслаждение. В отчаянных и бесперспективных попытках привлечь внимание прекрасного юноши девушка Эхо вторит ему во всем. В реальной жизни Эхо — это жена, любовница или поклонница человека, исповедующего культ вечной молодости и здоровья.
Нарцисс придирчиво относится к изменениям своей внешности, тратит на поддержание формы систематические усилия (пьет особые отвары, посещает парикмахерские и косметические салоны, катается на роликах или посещает тренажерные залы), но и замечает зорким глазом изменения внешности у своей партнерши. Он воспринимает ее как свою тень, которая должна быть так же безупречна, как и объект, ее отбрасывающий.
Смена партнерш на более молодых и здоровых спасает психику нарцисса от терзаний из-за того, что время не остановить. Молодость для них синоним вечности — это то, что они хотели бы получить после того, как они заполучают власть и деньги.
Поскольку у нас пластика считается уделом женщин, политики и актеры-мужчины не стремятся рассказывать об этой тайной жизни. Пока наивная публика мысленно приписывает им похождения по борделям, они аккуратно делают массаж и выслушивают диетологов. Врачи хранят тайны своих клиентов, за что им, собственно, и платят. Сама пластическая операция сегодня уже вполне доступна обывателю. Но у обывателя нет тайны, за которую надо платить.
Классический пример страдания личности, пораженной нарциссизмом, — египетская царица Клеопатра. Она поднесла ядовитую змею к груди, обнаружив, что больше не может соблазнить мужчину.
Люди, которые влюблены в свою внешность, обречены на тяжелые страдания в одиночестве. Ведь нельзя в полной мере обладать собой, хотя бы в том смысле, что нельзя остановить процессы старения. Горячие и фанатичные поклонники — своего рода припарка, пластырь для вечно ноющей души. Таким пластырем служит и пластическая хирургия.
Психологи знают, что нарциссизм сродни навязчивостям, почти не лечится. Возможно, таким клиентам нужно просто всаживать электроды в мозг.
Это не то чтобы три категории, скорее это три ракурса одного феномена — культа внешности, театральной декорации, маски, который распространяется вместе с масскультурой.
Чем с большей страстью и серьезностью мы стремимся довести до совершенства свой облик, тем быстрее мы становимся безликими и смешными. Странный и грустный клоун дубль за дублем становится веселым и страшным. Оскал психологической смерти, после которой уже не бывает ничего.
Нас любят за изъяны.