Продолжение. Начало № 3(38) 2010
Психолог Илья Шабшин в цикле статей «Давайте мыслить здраво!» продолжает рассказывать про психотехники, которые составляют основу саногенного мышления, или здорового образа мыслей.
Свои «размышления вслух» о стыде психолог Юрий Орлов иногда начинал с такого примера. Предположим, у меня нет секса в таком возрасте, когда считается, что уже должен быть. Мне стыдно, я не принимаю себя таким, какой я есть, и, вероятно, избегаю обсуждать эту тему. Значит, у меня есть убеждение, что полноценный человек в таком-то возрасте должен жить половой жизнью.
Подобных схематичных убеждений может быть бесконечное множество: «у хорошей жены муж не пьет», «у приличного человека сын ведет себя прилично»… Появление стыда говорит о том, что в моем уме имеется схема, представления о том, каким я должен быть.
Итак, назовем составляющие чувства стыда:
- мои ожидания относительно самого себя;
- мои реальные действия;
- сравнение моих действий и моих ожиданий;
- рассогласование между ними.
Юрий Орлов отмечал, что свою «Я-концепцию», или представления о себе, человек придумывает не сам, она постепенно складывается в течение жизни. То, что было ожиданиями других людей (родителей, близких, друзей, возлюбленных) относительно меня, стало моими собственными ожиданиями. Теперь, когда я не отвечаю их запросам, мне становится стыдно уже перед самим собой.
Несколько сгустив краски, можно сказать, что стыд превращает человека в робота, блокирует разумное поведение и делает человека предсказуемым и управляемым.
Ключевой вопрос, позволяющий саногенно, то есть здраво, мыслить о стыде, формулируется так: «Как я должен вести себя, чтобы мне не было стыдно?» Отвечая на этот вопрос, я понимаю, кто я и какой я есть на самом деле.
Предположим, мне стыдно, что я не так одет. А как я должен быть одет, чтобы мне не было стыдно? Мне стыдно, что я мало зарабатываю. А сколько я должен зарабатывать, чтобы мне не было стыдно?
Прояснив те представления, которым я не соответствую, стоит задуматься над вопросами: «Откуда я взял, что я должен быть именно тазал, что так должно быть? Спросите себя: почему другие так думали обо мне? Знали ли они меня понастоящему, на что я способен? Может быть, другие люди меня переоценивали? Не преувеличиваю ли я причиненные им неудобства? Вдруг они не придают этому такого большого значения?
Насколько эти ожидания реалистичны? Может быть, мне стать более реалистичным?
Размышление над этими вопросами приводит к тому, что я вношу в схему необходимые поправки и — самое главное — принимаю себя таким, каков я есть.
Могут возникнуть опасения, что СГМ «пропагандирует» бесстыдное поведение. Однако психолог Юрий Михайлович не призывал нарушать правила приличия, он говорил о внутреннем освобождении от власти стереотипов. Стыд — необходимое условие развития нормальной индивидуальности. Стыд говорит о том, как следовало бы вести себя. Взрослый зрелый человек руководствуется в своих поступках не стыдом, а разумом. Для этого нужно уметь отстроиться от стыда, знать, как размышлять об этом чувстве. Благодаря саногенному размышлению о стыде человек идет к тому, чтобы видеть в себе уникальность, вместо того чтобы, страдая от негативных эмоций, подгонять себя под шаблоны и действовать стереотипно.
Орлов советовал подробно описать каждую ситуацию, когда было стыдно, и каждый раз придумывать вопросы, которые ослабляли бы это чувство.
Стыдясь, я отрицаю свою индивидуальность и свободу. Стыд возникает тогда, когда вы стремитесь «быть хорошим» и получать одобрение. Чувство стыда — результат нетерпимого отношения к самому себе. Когда я стыжусь, я хочу отбросить плохие стороны, оставив только хорошие.
Как же устранить различие между требованиями к себе и реальным «я»? Путь только один: отказаться от нереалистичных ожиданий, принимать себя таким, какой я есть. Чтобы снять напряжение стыда, можно даже попросить прощения у самого себя — независимо от того, хорош я или плох, обоснованы мои ожидания к самому себе или нет,— и принять себя несовершенным.