Недавно судьба меня свела с известным московским сомелье, и я сделала одно открытие. Я готовилась к тренингу для сотрудников ресторана, и ей нужно было рассказать мне о вине — как правильно его подавать, предлагать. А я к алкоголю отношусь спокойно, вино не люблю и так ей и сказала. Она мне и говорит: «Ты просто не умеешь его пить, ты не знаешь, как это». Сомелье объяснила мне, что это целый язык. Рассказала, почему одна бутылка вина может стоить 10 тыс. рублей, если можно купить, казалось бы, то же самое за 500. Показала, как оно выглядит. Есть градация цвета, запаха, вкуса, послевкусия. Например, в одном вине, как написано, должен быть ярко выраженный вкус чернослива. Я смотрю с недоверием: белое вино, при чем тут чернослив? И точно! Вдруг чувствую этот привкус.
И в тот момент, когда у меня вдруг получилось различить эти оттенки, я поняла, что я соотнесла себя с этой знаковой системой, обратила внимание не на «что», а на «как». Юлиана тогда подарила мне бутылку хорошего токая, и я пригласила подругу его продегустировать. На кухне мы с ней сидели как завороженные, не спеша выпили, а потом сидели и нюхали бокалы. Запах и оттенки вкуса вина со временем менялись, и мы с радостью наблюдали за этими переменами, на самой обычной городской кухне погрузившись в какую-то романтическую атмосферу южной приморской жизни, и даже музыка вечерних танцев заиграла тихонько где-то в уголках сознания… Пахло старым чердаком, нагретыми солнцем досками, цветами, это была целая история, которую мы сочиняли, пока нюхали бокал. Когда вошел мой муж, он заметил: «Я удивлен, девочки, вы сидите уже два часа и нюхаете бокалы, а бутылка еще не прикончена!»
ОСОЗНАННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
Все знают, что потребление — это искусство, но забывают, что это медленное и вдумчивое искусство. Это искусство не терпит суеты и спешки, его антагонизм — биг-мак и «готовая еда», «иностранный язык за три дня», отдых «все включено», массовый туризм, вообще все, что делается на скорость.
Но не о том ли самом говорится во всех «науках о душе», начиная с древних учений и заканчивая психологическими практиками: жить надо здесь и сейчас! «Остановись, мгновение, ты прекрасно!» Не нужно глотать, не чувствуя вкуса, завершать отношения, которые так и не начались, успевать в короткий срок столько дел, которые потом не можешь вспомнить. Именно вкус к жизни определяет уровень счастья. Но как это связано с потреблением?
Дело в том, что и наслаждение жизнью, и искусство потребления означают, что нужно делать все осознанно. Для того чтобы чувствовать себя счастливым, не обязательно иметь много денег и вещей, так же как потребление не есть бесконечный шопинг.
Кстати, быть настоящим потребителем дешевле! Ведь одна бутылка хорошего дорогого вина, которым можно долго-долго наслаждаться, часто обходится дешевле, чем много бутылок бормотухи. Но удовольствие не в количестве — удовольствие получаешь от вкуса и аромата каждого глотка, от ассоциаций, которые он будит, от неспешной беседы с приятными собеседниками, сопровождающей этот глоток.
У одного из мыслителей спросили, как бросить курить. Он ответил: «Не надо бросать курить, просто превратите курение в медитацию. Курите не сигареты, курите трубки!» Тот, кто курит трубку, действительно знает, что нельзя отвлекаться от процесса: только отвлекся — трубка погасла. Процесс курения трубки настолько завораживающий, что получаешь гораздо больше удовлетворения. И уже вряд ли вы окажетесь в ситуации: «Кто это накидал в мою пепельницу все эти окурки, пока я читал журнал?»
Приготовление еды, в которую вы вложили тепло своих рук, которую сначала вообразили в голове, потом с удовольствием подбирали ингредиенты, а потом с воодушевлением колдовали над плитой, становится настоящим таинством. А после… нет, не поглощение, а неспешное вкушение — на красивой посуде, в хорошей компании — не только оставит приятные эмоции, но и будет гораздо здоровее. Боретесь с лишним весом? Попробуйте увлечься гастрономией и есть маленькими кусочками. Это, кстати, то, чему учат на курсах похудения. Есть по чуть-чуть, медленно и ощущая вкус каждого кусочка. Или как написано в истории про одну феечку: «Она совершенно ничего не ела, она только лакомилась».
Сейчас в Интернете бум увлечения кулинарией. Готовят еду, украшают, фотографируют каждый шаг. Целый процесс! Попутно люди упражняются в искусстве фотографии — кстати, это одно из лучших упражнений по «искусству потребления». Ведь чтобы сделать снимок, надо как минимум остановиться и всмотреться в объектив. В итоге после заполнения очередной страницы собственной кулинарной книги много не съешь.
Меня в свое время потрясла чайная церемония с улунскими чаями. Там есть две чашечки, из одной в другую переливают. И их тоже надо постоянно нюхать, запах все время меняется. Поэтому если говорить о потреблении как об искусстве — то это всегда загадка, игра, головоломка, включающая все органы чувств и логику.
Но мы даже есть просто так не можем — нам надо или попутно телевизор смотреть, или болтать по телефону, или книжку читать. Сотрудники офиса ходят на обеденный перерыв все вместе, чтобы заодно обсудить что-то из работы или личной жизни. Из-за этого человек незаметно для себя съедает целую кучу еды и не понимает, что ел. «Лучше сорок раз по разу, чем однажды сорок раз!»
ИНДЕКС ПОТРЕБЛЕНИЯ
Сегодня у нас широко обсуждается тема «общества потребления». Мы не можем говорить, хорошо это или плохо — это есть. Какую проблему видят в первую очередь критики? Что потребление становится самодостаточной ценностью. Человек работает, чтобы тратить деньги. И, тратя все больше и больше денег, вынужден все больше и больше работать, отчего устает, впадает в депрессию, заболевает, а лечится все теми же новыми и новыми покупками. Такой замкнутый круг. Есть уже даже терапевтические группы для шопоголиков! Есть культовые фильмы «Шопоголик» и «Бойцовский клуб». Еда или покупка становятся способом получения удовольствия, и люди делают это в больших количествах, потому что не могут остановиться. Такая зависимость от этого способа удовольствия. Я их очень хорошо понимаю, мне это очень знакомо.
Некоторые женщины так же трепетно относятся к процессу домашнего хозяйства, они гордятся своим домом. Они, кстати, идеальные потребители предметов ухода за домом, интерьера, журналов по дизайну и передач. Как удивилась одна моя коллега: «Неужели кому-то интересно читать все эти форумы и конференции по ведению домашнего хозяйства?! И хватает им еще энергии и сил писать туда!» «А может быть, именно поэтому из рутины это для них превращается в творчество?» — возразила я.
Борьба с обществом потребления состоит не в том, чтобы не потреблять вообще, это та же самая зависимость, только с другим знаком, а в том, чтобы получать как можно больше удовольствия от потребления.
1. Прежде всего, постарайтесь погрузиться в предмет. Когда мы читаем исторические хроники с описанием обедов из 10 блюд, там же не написано, что у них было «общество чистых тарелок» и они все съедали. Но они концентрировали на этом внимание! То же и с музыкой. Классическую музыку слушать между делом практически невозможно. К такой музыке приходят в более старшем возрасте именно потому, что с возрастом осознается ценность времени как времени такового. Ты можешь позволить себе просто послушать музыку, отрешиться от всего остального, выключить телефон, прислушаться к себе и понять, что в тебе откликается.
2. Важно быть здесь и сейчас. Если вы взяли в руки сигарету, ложку, кружку, то именно этому предмету и отдавайтесь столько времени, сколько нужно. Когда закончите — переключайтесь. И тогда даже самая фастфудовская лапша покажется вкусной. Или, наоборот, наконец-то распробовав то, что вы глотали на ходу, сознательно подключив вкусовые рецепторы, вы поймете, что ее вообще невозможно взять в рот. Не об этом ли притча.
В очередной раз, утолив голод стряпней жены, Ходжа решил отправить ее учиться вкусно готовить:
— Жена, а поезжай-ка ты в гости к своей старшей сестре в Хорезм, а заодно и поучись там готовить!
— Поезжай сам в Хорезм на заработки, — отвечала ему жена, — а когда вернешься, ты вновь почувствуешь вкус и аромат моих блюд.
3. Когда человек начинает понимать, как это устроено, у него появляются возможности для творчества. Удовлетворение от процесса. Смысл — в творчестве. И может быть, уже пора именно сегодня создать что-то творческое, интересное, осознанное прямо сегодня?
Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру такой вопрос:
— Можешь ли ты объяснить мне, в чем цель жизни?
— Не могу, — последовал ответ.
— Тогда хотя бы скажи — в чем ее смысл?
— Не могу.
— А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по ту сторону?
— Не могу.
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?
Мастер успокоил их, сказав:
— Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал ее вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нем.