«Возлюбленные»
США, 2014
Режиссер: Чарли Макдауэлл.
В ролях: Марк Дюпласс, Элизабет Мосс.
Бытовой брак
Семейная пара, как Карлсон, «в самом расцвете лет», сталкивается с кризисом, который со временем настигает любую семью: былые чувства поутихли, быт давит, начинаются придирки по пустякам и ссоры. Раньше можно было с упоением предаваться страсти в бассейне! Сейчас, конечно, тоже можно. Но вода кажется холодной, да и вообще – неудобно, а завтра вставать на работу… «Любовная лодка» если и не «разбивается о быт», говоря словами Маяковского, то дает трещину. Этот кризис неминуем: романтические свидания и семейная жизнь – разные форматы отношений, и брак – это уже совсем другая система с иными законами функционирования. Романтический период в семейной жизни можно продлить за счет дистанцирования: например, если муж – капитан дальнего плавания и бывает дома от силы месяц в году. Но рано или поздно кризис наступает, что и произошло с нашими героями – Итоном и Софи. Семейный психотерапевт советует им провести уик-энд в загородном доме. Там каждый из супругов обнаруживает… идеального двойника своего партнера. И теперь они должны сделать выбор между реальным и идеальным…
Идеальный другой
«Любовь – это вам не просто так, ей надо заниматься», – учит нас анекдот. Любить другого человека действительно сложно. Именно любить, а не быть влюбленным или сгорать от страсти. Гораздо легче любить нарисованный образ, который создаешь сам и проецируешь на партнера. Помните пушкинскую Татьяну? «Ты чуть вошел – я вмиг узнала, Вся обомлела, запылала…» У каждого из нас есть внутреннее идеализированное представление о потенциальном партнере. Оно создается, начиная с самого раннего детства, под влиянием родителей и других значимых взрослых фигур, детских сказок и прочитанных книг, окружающей нас культуры и личного опыта… Ко взрослому возрасту оказывается сформированным окончательно и в течение жизни меняется несущественно. Мы осознаем лишь часть этого образа: можем описать идеального мужчину (женщину), но значительную часть своих ожиданий относительно партнера даже и не знаем. А подспудно ждем, что он будет им соответствовать, и разочаровываемся, если это не так.
Взрослая любовь
Идеализированное представление о партнере – прокрустово ложе. Мы пытаемся подогнать под него реального человека, чтобы сделать его удобным для себя. По сути своей, этот механизм всегда эгоцентричен и эгоистичен. Образ идеального партнера – такой, какой для нас комфортен. Обычно он имеет много родительских черт: понимающий, прощающий, заботящийся… И мы требуем от реального партнера, чтобы он стал для нас любящим родителем. К настоящей, зрелой любви это не имеет никакого отношения. Это любовь детская, потребительская: младенец любит маму, потому что она его кормит и защищает… Любовь зрелая заменяет идеализацию принятием истины. Ты знаешь, какой партнер на самом деле, – и любишь его таким, какой он есть.
И сохраняются те семейные пары, которые смогли со стадии влюбленности и проекций перейти на стадию зрелой любви, принятия другого человека. А на это способны не все. Личность инфантильная может любить лишь потребительски, поэтому требует от партнера «совпадения» и «удобства». Как в песне: «Чтоб не пил, не курил, Теще чтоб цветы дарил…» Лишь с достижением личностной зрелости мы становимся способны на истинную любовь.
Татьяна вот в конце романа уже не питала иллюзий относительно Онегина, но продолжала его любить. А что произойдет с Итоном и Софи, вы увидите сами…