БИОГРАФИЯ
Александр Демидов родился 22 октября 1970 года в Свердловске (сейчас Екатеринбург).
В 1988 году поступил на эстрадный факультет ГИТИСа (художественный руководитель курса Владимир Коровин) и окончил его в 1993 году.
В этом же году познакомился с Камилем Лариным, Леонидом Барацем, Ростиславом Хаитом и режиссером Сергеем Петрейковым. В результате образовался «Квартет И».
Прославился ролью Саши в спектаклях «День радио» и «День выборов» и в одноименных фильмах.
В 2009 году начал сольный музыкальный проект, который в 2011 году получил название «Демидов И». Выступал совместно с группой «Бобры».
В 2013 году образовал собственную группу «ДЕМИДОBAND».
НАША ПСИХОЛОГИЯ: «Квартету И» уже больше двадцати лет, и наверняка всякое бывало, однако и состав все тот же, и новые проекты возникают. Как удается сохранять рабоче-творческую атмосферу?
АЛЕКСАНДР ДЕМИДОВ: Ну, во-первых, все стали повзрослей и поумней. И перестали с тем максимализмом, который был присущ нам вначале, махать шашками. Когда нам было пять-шесть лет, мы махали, орали, я кидался в Славу стульями, два раза уходил из театра… Мы «изменяли» друг другу, даже предавали… Но сохранили уважение, научились идти на компромиссы. Второе – а может быть, даже первое – мы поняли, что добились чего-то благодаря «Квартету». Каждый по отдельности, что бы он ни делал, пока не стал Александром Демидовым или Леонидом Барацем. Для большинства людей мы все равно «Квартет И», четыре человека. Если сравнивать с семьей – там есть кризисные сроки. Мы их преодолели. От восторженного и трепетного отношения пришли к уважению и пониманию того, что, даже ругаясь и говоря неприятные слова, мы все равно остаемся самыми близкими людьми. Даже с женами так не получилось.
НП: При этом вы активно занимаетесь сольной карьерой…
А.Д.: Да, мне стало тесно в рамках. Во-первых, мне надоел театр как таковой и надоело играть по 10 лет спектакли «Квартета И». Есть артисты, которые могут выходить 25 лет в одной и той же роли на одну и ту же сцену. Я не такой. Мне сейчас в первую очередь интересна музыка, на втором месте кино, где я хочу расширить привычное амплуа: сыграть в военном фильме, в чем-то другом… Пока мне не везет. Хочу снять фильм про Юрия Никулина с собой в главной роли.
НП: Кстати, о музыке. У вас есть песня «Свои заботы», в которой слова «я вам кричал, но вы ни разу в жизни без смеха не взглянули на меня» очень перекликаются, кажется, с вашими карьерными исканиями.
А.Д.: Эта песня очень старая, написана то ли в 91-м, то ли даже в 89-м году. Она была самой любимой – ее пел весь курс. Так что это оттуда еще все идет.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1991 – «Пять похищенных монахов»
1999 – «Максимилиан»
2007 – «День выборов»
2007 – «Приключения солдата Ивана Чонкина»
2008 – «День радио»
2009 – «Синдром Феникса»
2010 – «О чем говорят мужчины»
2011 – «О чем еще говорят мужчины»
2013 – «Быстрее, чем кролики»
2013 – «Похабовск. Обратная сторона Сибири»
2014 – «Здрасьте, я ваш папа!»
НП: Получается, вам с самых юных лет чего-то не хватало?
А.Д.: Да. Я тщеславный человек. Я это признаю. И ненавижу артистов, которые говорят: «Я служу Мельпомене, хочу сыграть Гамлета…» Это все херня. Мы все хотим собирать полные залы, зарабатывать деньги, быть популярными и узнаваемыми. И я хотел всегда этого. Добился с «Квартетом». Надеюсь достичь этого в своих сольных киношных проектах и своей музыкой.
НП: Зацепила еще одна ваша песня – «Любовь», которая в середине вдруг оказалась о маме.
А.Д.: Это песня про маму, да. Со своей мамой я расстался в семилетнем возрасте и только недавно восстановил отношения. Меня воспитывала – не люблю слово «мачеха» – но другая мама, вторая жена моего отца. И эта песня – такое обращение к недолюбленности маленького мальчика, к той маме, которую ты… не то что недолюбил – ты ее как раз любил, – а, может быть, недовысказал что-то, недополучил от нее что-то, не дал ей… Я буквально в том году встретился с моей родной мамой – мы были в Екатеринбурге на гастролях. Снял специально два номера, где мы с ней проплакали всю ночь. И я избавил ее от огромного груза, потому что она считала себя виноватой в том, что она меня отпустила, недолюбила, чего-то недодала, недосказала. Сейчас наконец-то начинаем с ней общаться. Сколько лет прошло, и сколько с этим связано боли, комплексов… И вот этот выплеск в музыке.
НП: То есть работа, творчество – это еще и терапия?
А.Д.: Конечно. По моим двум альбомам можно проследить всю мою жизнь, все мои переживания и страдания. Но с другой стороны, чем моя история интереснее или трагичнее любой другой? Скорее, выбор профессии, привлечение к себе внимания, попадание именно на эстрадный факультет – это такая судьба, которая хранит меня. Я имею в виду юмор в первую очередь, самоиронию – это меня спасало в самые трагичные моменты в моей жизни, помогало вернуться в нормальное состояние и к друзьям, женщинам, родителям…
ДИСКОГРАФИЯ
2009 – «Середина»
2011 – «Второй первый альбом»
2014 – «Еще увидимся» (совместно с Нонной Гришаевой) – сингл
НП: Как вы успеваете быть в семье, участвовать в воспитании сына?
А.Д.: Я абсолютно потерял связь с первой дочерью. Но точно знаю, что не потерял связь с сыном Игнатом. А семья у меня всегда была на втором месте. Я всем говорил – заводя отношения, вступая в брак: на первом месте работа. И всегда рассказывал о своих зависимостях и недостатках. Женщины слушали и думали: «Ну ладно, мы тебя исправим». Потом начинали предъявлять претензии. Но я напоминал: «Мы на берегу договорились. Вот я такой и сякой, семья всегда будет на втором месте. Хотите?» Но об этом не хотелось бы говорить. Могу так сказать: второго ребенка постараюсь точно не упустить, даю ему столько, сколько могу. И точно знаю, что он меня любит. И я его очень люблю.
НП: Большинство людей воспринимает вас как комический персонаж, а читаешь ваши стихи – там такая философия…
А.Д.: Это говорит о том, что я более глубже (смеется), чем тот образ, к которому привыкли зрители фильмов «День выборов» и «День радио». Посмотрите «Письма и песни», почитайте стихи, приходите ко мне на «Александровский сад» – там другой Александр Демидов. А комический персонаж… Ну, пускай он будет. Я клоун по сути своей. И не стесняюсь этого.
НП: Видимо, потому и фильм делаете про Никулина, что близко?
А.Д.: Да! Это ориентир, кумир даже. Человек полностью себя реализовал. От Балбеса, дурака-алкоголика, дошел до таких фильмов, как «20 дней без войны», «Они сражались за родину» и «Чучело». Он был клоуном изначально, стал общественным деятелем, директором цирка, поднял на невероятный уровень примитивный анекдот… Потрясающий человек! Не у всех это получается.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
НЕ В РОЗОВОМ СВЕТЕ
«Квартет И», пожалуй, единственный современный театральный и киношный проект, который получил популярность, эксплуатируя имидж неглупого, достаточно успешного современного мужчины, способного с иронией относиться к своим слабостям. Приятно, когда такой сценический образ совпадает с личностными характеристиками актера. По-человечески очень импонирует открытость, с которой он рассказывает истории из своей жизни. А самоиронии и способности трезво оценивать ситуацию у Александра можно поучиться. Далеко не каждый способен так самокритично говорить о своих отношениях с близкими людьми и не пытаться выставить себя в «розовом свете». Впечатляет и широта его творческих интересов, подтверждающая старую истину, что талантливый человек талантлив во всем. Хочется надеяться, что многогранность талантов Александра позволит ему со временем превратиться из обаятельного комического персонажа в Клоуна с большой буквы уровня Юрия Никулина.
кандидат психологических наук