ЖИТЬ
Режиссер Василий Сигарев, 2012
Текст: Ольга Кулиева
Фильм «Жить» – качественное, сложное и многоплановое произведение Василия Сигарева, наполненное множеством символов и смыслов. Картина, которая не оставит равнодушным никого. Кому-то будет страшно, кому-то больно, кому-то печально, а у кого-то она вызовет сильное чувство отвращения. Все зависит от того, какие отношения сложились у вас с переживанием горя. Почему же цепляет этот фильм? Дело в том, что в картине «Жить» переживание горя лишено всякой романтики. Актрисе, сыгравшей главную роль, удалось очень точно передать реальное переживание острого горя. Когда умирает близкий человек, это событие образует в нашей душе запутанный и плохо «перевариваемый» ком из чувств, мыслей, воспоминаний и нашего отношения к происходящему. Мы получаем сложный травмирующий опыт, ранее нам неизвестный.
Во время просмотра фильма меня не отпускала мысль о тотальном одиночестве действующих лиц. Главная героиня, Гришка, и ее молодой человек, Антон, ВИЧ-инфицированы. Они живут в своеобразной скорлупе, отрезанные от общества, замкнутые в своем собственном мире. Когда Антон умирает, Гришка остается абсолютно одна. Или другая сюжетная линия. Мать, запившая после смерти мужа, живущая в глухой деревне, теряет и своих детей. Вокруг нет никого, кто разделил бы ее горе. Еще ребенок, потерявший отца. Его мама жива, и она рядом, но он настолько замкнут в своем несчастье, что все равно остается одинок. Все эти люди одиноки по-своему. У кого-то просто физически никого нет рядом, а кто-то один эмоционально.
Возникает очевидный вывод: человеку нужен человек. А в горе просто жизненно необходим. Невосполнимые утраты нуждаются в разделении. Порой бывает не под силу сделать даже самый первый шаг в переживании горя – принять тот факт, что близкий человек мертв. Закончиться это может плачевно – как тяжелыми психическими нарушениями, так и самоубийством. Поэтому, если у вас случается горе, было бы очень полезно найти в своем окружении человека, с которым вы сможете разговаривать время от времени. Правда, есть одно важное требование к контакту: он должен характеризоваться высокой степенью психологической включенности с обеих сторон. Это такой контакт, когда вы чувствуете, что говорите лично от себя, о себе, совершенно конкретному человеку.
Фильм надолго останется ярким напоминанием о том, что нужно беречь своих близких и любимых и жить прямо сейчас, не откладывая на потом. Учитывая многогранность и наполненность картины смыслом и символами, каждый человек найдет в ней что-то свое – в зависимости от личного опыта и того, насколько вы разрешаете себе жить и чувствовать.
СО МНОЮ ВОТ ЧТО ПРОИСХОДИТ
Режиссер Виктор Шамиров, 2012
Текст: Андрей Гусев
Замечательный фильм про мытарства по современной жизни и предновогодней Москве двух братьев в исполнении Виктора Шамирова и Гоши Куценко, которые недавно узнали о том, что их больному отцу «совсем немного осталось». В центре внимания создателей – беспомощная и бесполезная тонкость провинциальной интеллигентской души и унизительные реалии борьбы за выживание в мегаполисе, заставляющие пытаться понравиться начальству. Так, герой Гоши Куценко для того, чтобы «быть замеченным на новогоднем корпоративе» и получить «карьерное продвижение», наперегонки с другими менеджерами усердно разучивает песни из любимого начальником фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!».
В итоге – сплошной сумбур, суета, ненужные отношения… Авторы смогли так отобразить мелкую повседневную суету человеческого существования, что она в конце концов оборачивается нешуточными размышлениями о смысле жизни. Во время просмотра я был приятно удивлен реакцией зала на исполнение персонажами фильма песен из «Иронии судьбы…». Актеры пели своими голосами, без сопровождения. Но как-то так получилось, что жеребячье ржание молодой части публики во время исполнения первой песни сменилось придавленным молчанием всего зала. Каждое слово падало в зал, безошибочно попадая в самые потаенные уголки зрительских душ.
ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
Режиссер Сергей Мокрицкий, 2012
Текст: Андрей Гусев
Фильм снят по сценарию польского режиссера Марека Котерского «День психа». Но от первоисточника в нем осталось процентов тридцать. Так что перед нами фильм, описывающий один день из жизни учителя русской литературы (Анатолий Кот). В рабочее время он с переменным успехом рассказывает об «усложненности» метафор в стихах Есенина и прочие малоинтересные подрастающему поколению сентенции. На что ученики отвечают полным безразличием к предмету преподавания.
Так же безуспешно он пытается совместно с бывшей женой воспитывать сына-подростка, для которого что английский язык, что русский – все едино. Наш герой с отчаянием орет ему: «Женя, ты же не “не знаешь”! Ты и не хочешь знать!» Один из самых ярких эпизодов фильма – визит нашего героя к матери (Светлана Немоляева). После посещения и не психологу становится очевидным, что наш «проблемный» учитель во многом – продукт родительского воспитания.
Есть в фильме и элемент «политической кинохроники» – эпизод, в котором главный герой идет по протестующей Болотной площади. Так что в результате получилась «черная» комедия про серые будни маленького человека в бурлящей стране, смотреть которую рекомендуется исключительно прирожденным оптимистам – уж больно иллюзорным оказалось это бурление на фоне довлеющей серости существования.
ДУХLESS
Режиссер Роман Прыгунов, 2012
Текст: Андрей Гусев
Фильм про то, как молодой и успешный топ-менеджер Макс (Данила Козловский), который «сделал себя сам», заслуженно наслаждается результатами своих достижений – клубами, бабами на любой вкус. И не подозревает, что судьба приготовила ему несколько крупных неприятных сюрпризов, которые приведут его в буквальном смысле слова на помойку. Режиссер показал типичную историю про то, как успешный мальчик сначала «дорвался», потом «зарвался», а еще позднее – «нарвался». То есть сначала добился заоблачного положения, а потом, увлеченный открывшимися возможностями, решил, что «жизнь удалась». И на какое-то мгновение расслабился. Тут-то его и «съели»! Как говорится, классика жанра! Фильм очень полезно будет посмотреть уверенным в себе молодым людям «с амбициями», и тем, кто с такими людьми по жизни связан, особенно глубокими красивыми чувствами. Первые после просмотра вряд ли откажутся от амбиций, зато вторые будут намного трезвее оценивать перспективы отношений. И еще – не пытайтесь «образумить» молодого карьериста. Это своего рода зависимость. Лечится так же плохо, и ставки такие же высокие. А жесткие правила достижения успеха в сфере бизнеса не предполагают никаких «поблажек». Или ты играешь по нашим правилам, или полностью лишаешься шансов на успех. Так что окружающим остается только не мешать взлетам и подстраховывать во время падений.