Антон ШИРЯЕВ,
журналист, Прага
10 июля на Волге близ села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана произошла катастрофа, унесшая десятки жизней, в том числе и детей. Каждая катастрофа, связанная с гибелью людей, долгим эхом отзывается не только в горе близких и сочувствующих людей, но и в тщательном выяснении обстоятельств происшедшего. И делается это не для того, чтобы наказать виновного, не доглядевшего за техническим состоянием или вовремя не заметившим надвигающуюся опасность, а для того, чтобы избежать трагедии в будущем.
Пройдет время, и комиссия, работающая над расследованием причин катастрофы «Булгария» доложит, что стало решающим фактором, приведшим к трагедии, и выявит как главного виноватого, так и тех, кто прикрыл глаза на судно, вышедшее в плавание с креном и неработающим левым двигателем. Как и нет сомнений, что по всем пассажирским судам морского и речного пароходства пройдет тщательная проверка, а все суда типа «Булгарии» будут выведены из эксплуатации. Вопрос останется один – что помешало это сделать заранее, до трагедии?
Первые годы за границей многие приехавшие из стран бывшего Советского Союза не могут понять, почему, когда что-то ломается в бытовом приборе, в ремонтном сервисе, вместо того чтобы сварить или перепаять неисправную деталь, заказывают на предприятии-изготовителе целиком новый блок. Складывается мнение, что люди здесь совсем не разбираются в технике, а могут лишь открутить неисправную и прикрутить заново готовую деталь. И только со временем приходит понимание, что за всем этим стоит не что иное, как репутация производителя. Изготовив товар, он отвечает за него в течение всего срока его использования, который порой гораздо дольше гарантийного талона. Новую машину, к примеру, могут в случае поломки по вине производителя отремонтировать по гарантии от года до двух лет, в зависимости от законодательства страны. Но при этом обслуживание в фирменном сервисе гарантирует долгую и бесперебойную работу автомобиля практически пожизненно.
Дизель-электроход «Булгария» был построен на судоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno в городе Комарно. Сейчас это территория Словакии, но на момент постройки в 1952 году производство принадлежало Чехословацкой республике. 23 августа судно было спущено на воду, как и 36 других кораблей серии OL800 (в советской классификации «проект 785»), построенных до и после «Булгарии» специально по заказу Советского Союза. Суда этого типа получили названия в честь всех шестнадцати на то время союзных республик СССР и прочих географических объектов и известных личностей страны. Так и «Булгария» до 2010 года носила имя «Украина».
Несмотря на послевоенные годы, техническая база Чехословакии оставалась на очень высоком уровне, поэтому сборка производилась с полным соблюдением судостроительных норм. Отчасти здесь уместно применить выражение «немецкое качество». Но, несмотря на это, срок эксплуатации подобных судов производителем был установлен в 25-30 лет. «Булгарии» на момент трагической гибели было почти 60…
По словам Тибора Кметьо, главного конструктора судоверфи Slovenskych lodenic Komarno — так теперь называется производство, построившее для Советского Союза «проект 785» – с момента спуска на воду и отправки в СССР в концерн не поступало никакой информации о судах. То есть более чем за полвека теплоходы не проверялись построившими их специалистами, не проходили фирменную диагностику и не проводили консультации по эксплуатации и возможному ремонту. Разве что 30 лет назад советские коллеги запросили документы по судну с целью произвести капитальный ремонт. И снова без участия производителя, собственными силами – смекалкой и упованием на авось.
Возникает параллель: мы с удовольствием едим старый сыр с плесенью, купленный во французской лавке, но вряд ли станем есть сыр, на этикетке которого стоит истекший срок годности. Доверяя производителю, мы не готовы рисковать собственным здоровьем, даже если кто-то будет уверять, что продукт в полном порядке, а изготовитель просто перестраховался. Опасность же заключается в том, что дальше продуктов питания этот принцип не работает.