Мало кого не задевает критика. Даже тем, кто говорит, что относится к критике хорошо, тоже неприятно слышать в свой адрес негативные замечания, обидные эпитеты, обесценивающие выражения.
Поскольку с критикой в той или иной форме не столкнуться невозможно, необходимо научиться правильно на нее реагировать. Под реагированием я имею в виду, во-первых, внутреннее восприятие, то есть отношение к критическим словам, а во-вторых – ответ тому, кто вас критикует. Именно в такой последовательности, изнутри наружу, мы и поработаем над этой темой.
«Не виноватая я!» – автоматическая реакция на критику
Большинство людей, услышав критическое замечание, автоматически начинает защищаться: оправдываться или объяснять ситуацию. «Почему ты опоздал?» – «Да я почти вовремя! Автобуса долго не было». «Эта статья никуда не годится! Плохой вы журналист!» – «Почему это? Я старался и написал все правильно».
Если вдуматься, то мы увидим, что эта автоматическая реакция состоит из трех этапов:
- Сначала человек «впускает» содержание критики внутрь и задумывается: правда это или нет? «Я правда плохо выступил?», «Это платье мне правда не идет?», «Я на самом деле толстая?».
- Потом «включается» внутренняя реакция: несогласие, или обида, или возмущение.
- Затем идет ответ тому, кто критикует: несогласие, возражение, оправдание, встречное обвинение.
К чему это приводит? Ни к чему хорошему. Критик продолжит считать себя правым, а вам, вдобавок к прежним грехам, припишет упрямство, или тупость, или неумение признавать свои ошибки. Дальше может разгореться спор или произойти ссора.
Но можно пойти другим путем. Только начинать нужно с восприятия критики, иными словами – с отношения к критическим замечаниям.
О чем говорит критик на самом деле?
Давайте подумаем вместе вот о чем: кого упрекает критик? Кажется, что вас. Но так ли это?
На восприятие критика влияет множество факторов. Например, его личные предпочтения и вкусы, переживания и опыт, эмоции, настроение и физическое состояние, его убеждения, идеология и многое другое.
Приведу немного гротескный, но реальный пример. Молодой человек познакомился с девушкой на сайте знакомств. Они приятно переписывались, рассказывали друг другу про работу, увлечения, новости. Дело шло к встрече, когда девушка попросила молодого человека прислать ей точную дату его дня рождения. Он прислал. На следующее утро он получил сообщение, в котором девушка писала, что «наше общение завершается, потому что по астрологическому прогнозу мы несовместимы».
Спрашивается: отказала ли девушка этому конкретному молодому человеку? Нет. Она отказала некоему вымышленному образу в своей голове, а к конкретному живому человеку мотив ее отказа отношения не имеет.
Примерно то же самое происходит и в других ситуациях. Негативные суждения критика неразрывно связаны с его внутренней картиной мира, с его восприятием происходящего.
Например, ваша мама может считать, что вы неправильно воспитываете вашего ребенка. Однако источник ее суждений – это система ее субъективных взглядов и убеждений. Строго говоря, проблема не в том, что вы на самом деле что-то делаете неправильно, а в том, что в голове у вашей мамы есть несовпадение образа ваших действий и представлений о том, как должно быть.
Поэтому самой первой реакцией на критическое замечание должно быть не размышление о том, справедливо оно или нет, а примерно такой мысленный вопрос: «Интересно, какую картину человек видит, какое кино смотрит?»
Задуматься сначала нужно не о себе («Что во мне неправильно?»), а о критикующем («Что происходит в его внутреннем мире?»).
«Ты нарисовала плохую картину», – говорит критик. А вы думаете не «Неужели? Какой ужас!», а «Кто это сказал? Этот человек разбирается в данной сфере? Почему он так говорит? Какое значение имеет его мнение?».
Это изменение в восприятии критики радикально уменьшает чувствительность и «пробиваемость» негативом, от чего страдает так много тонко чувствующих, ранимых людей.
Не симметричный, а целенаправленный ответ
Перейдем к следующему этапу: что ответить на критику?
Давайте подумаем вот над каким вопросом: что мы хотим получить в результате?
Если вы усвоили предыдущую часть статьи, то понимаете, что оправдываться вам не надо. Нет задачи и переубедить критика, доказать ему, что он ошибается, а вы на самом деле хороший человек. Во многих ситуациях задача такова: ответить на критику таким образом, чтобы не разгорелся конфликт и вопрос был закрыт.
Что же этому исходу поспособствует? Частичное согласие с критиком. Вы находите в критическом сообщении то, с чем можете согласиться, и говорите об этом. «Вы опять опоздали! Почему вы не можете приезжать вовремя?!» – «Да, я сегодня действительно приехал в 9:07. Автобуса долго не было». «Этот пресс-релиз никуда не годится. Вы что, писали его сегодня ночью?» – «Да, “причесать” текст не было времени, необходимая информация пришла с опозданием».
Вы частично соглашаетесь с замечанием, плюс даете объяснение. Но вы не соглашаетесь с негативными обобщениями («всегда», «никогда», «никуда не годится»), не оправдываетесь, не переубеждаете критика.
По этому сценарию наиболее вероятное продолжение разговора – его завершение. Другой, тоже хороший вариант – переход к конкретике: что конкретно не так в тексте пресс-релиза, что вы пропустили из-за опоздания на совещание и т. д.
Уточнение ситуации – это второй вариант вашего ответа на критику, кроме частичного согласия.
«Ваш отчет никуда не годится!» – «Что именно в моем отчете вас не устраивает?» «Ваша презентация – куча непонятных цифр!» – «Какие именно цифры вам непонятны?» «Ты плохо убрала квартиру!» – «Что конкретно тебе не нравится, можешь уточнить?»
Первый и второй варианты ответов на критику прекрасно объединяются друг с другом: «Ты купила себе еще одни босоножки?! У нас на важные вещи денег не хватает, а ты их так глупо тратишь!» – «Да, я купила то, что мне понравилось. А на что конкретно у нас не хватает денег?»
Мотивы критикующего
Полезно задуматься о том, каковы мотивы критикующего вас человека.
Если вы не просили дать вам обратную связь, то с большой вероятностью критик старается «сделать хорошо» не вам, а себе. В самом простом случае он поднимает самооценку за ваш счет. Также возможно, что он испытывает дискомфорт и не может ничего с этим поделать, кроме как раскритиковать вас («Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». И.А. Крылов, «Волк и ягненок»).
Понимание мотивов критика очень помогает правильно относиться к его высказываниям. Если вы видите, что человек просто хочет вас принизить, то нет смысла задумываться, справедливы ли его упреки, нужно ли вам извиняться, исправляться. Отвечайте одним из двух перечисленных выше способов – и забудьте об этом.
Извлечь пользу из критики
После всех этих этапов стоит задуматься о том, насколько конструктивны критические замечания.
Вполне возможно, что замечания, которые вам сделали, – дельные, хотя бы частично. Особенно если вы сами попросили дать вам обратную связь. Подумайте, какую пользу можно из них извлечь, чему научиться, на что обратить внимание. Поблагодарите критика вполне искренне, ведь вы узнали что-то полезное для себя.