Сегодня мы живем в рыночном обществе, где каждый человек является уникальным товаром на рынке труда. Стоимость этого товара зависит от многих характеристик – образования, квалификации, профессионального опыта.
Но откуда эта самая уникальность возьмется?! Уникальность рождается на стыке разнообразной практики и творческого подхода к решению проблем/задач, возникающих во время этой самой практики. При этом разнообразие практики обычно зависит от внешних обстоятельств, а вот творческий подход – от нас самих.
Творческий подход к работе – это способность решать нестандартные проблемы/задачи нестандартными способами.
В реальной жизни это не всегда востребовано, обычно вполне достаточно стандартных решений, но как только возникают наиболее сложные и нетипичные проблемы, люди готовы все отдать за помощь лучших специалистов.
Способность быть лучшим специалистом, уметь творчески решать самые сложные и нестандартные проблемы закладывается еще в детстве. Многие родители это понимают и прикладывают множество усилий, чтобы раскрыть все возможные таланты, воспитать творческого ребенка и продемонстрировать всему миру маленького гения. Ради этого ребенка записывают в 100500 кружков, отправляют участвовать в различных конкурсах и соревнованиях.
К сожалению, чаще всего эти усилия избыточные. Занятия в нескольких кружках сразу приводят к усталости ребенка, а иногда и к отвращению (если его заставляют там заниматься; плюс не повезло с педагогами и коллективом).
Кроме того, обучающие программы подобных внешкольных занятий могут быть вполне обычными. То есть они предполагают традиционное получение каких-то знаний и навыков, но не включают в себя элементы творчества. Даже творческим видам деятельности, таким как живопись, танцы, музыка, можно обучать механически и скучно.
Автор этой заметки не против кружков. Моя мысль в том, что этот инструмент развития ребенка нужно использовать правильно. Но даже если не получается найти для ребенка подходящий кружок, то развивать творческий подход можно и дома – в игре, в повседневных домашних делах.
Вот три простых правила для воспитания творческого ребенка.
1. Предлагайте разнообразие впечатлений и видов деятельности
Чем больше у вас идей и способов «чем занять» ребенка дома, на улице, в дороге, по вечерам, на выходных, тем лучше. Подключайте ребенка в качестве помощника (посильно! в игровой форме) к своим взрослым делам. Создавайте возможность общаться с разными людьми. Путешествуйте с детьми – чем больше, тем лучше. Расширяйте не только географические впечатления, но и культурные – ходите вместе на выставки, концерты, в музеи.
2. Следуйте за интересом ребенка
Понятно, что даже при шикарном разнообразии впечатлений (п.1) какие-то из них будут не особенно нравиться ребенку, а какие-то будут вызывать сильный интерес. Важно подмечать эти моменты и идти навстречу, создавая возможности погрузиться в этот интерес, углубить его. Если, например, ребенку понравился концерт, дайте ему возможность изучить музыкальные инструменты, пообщаться с музыкантами, попробовать освоить игру на каком-то инструменте.
При этом важно помнить, что интерес ребенка может быть довольно поверхностным и неустойчивым. Если ребенку что-то понравилось, то это не означает, что данным увлечением надо «заниматься серьезно» и воспринимать его как будущую профессию! Уважайте выбор ребенка, даже если он бросит какое-то свое увлечение на полпути, не достигнув в нем выдающихся результатов. Ничто так не убивает творческие способности, как вот это вот родительское: «Ты должен пройти курс до конца! Деньги же заплачены!».
3. Участвуйте и демонстрируйте образец творческого поведения
Существует психологическая аксиома: ребенок не развивается сам по себе, он развивается с помощью взрослых. А это означает, что если мы хотим воспитать творческого ребенка, то рядом с ним должны быть творческие взрослые. Очень здорово, когда у родителей есть какие-то свои творческие увлечения, к которым может подключиться и ребенок. Но более правильным является обратный подход – когда к интересам и увлечениям ребенка (п.2) подключается взрослый.
Среди родителей ходит шутка о том, что взрослые столько раз проходят школьную программу, сколько у них есть детей. Считается нормой, особенно в начальной школе, когда родители помогают ребенку справиться с домашними заданиями. Но не менее важно интересоваться и внешкольными занятиями ребенка.
Важно регулярно спрашивать, что нового узнал или освоил на практике ваш ребенок. Еще лучше будет, если взрослый выберет роль ученика и попросит ребенка научить его тому, что он узнал в кружке. Прекрасно, если такое обучение напоминает игру. В этой игре взрослый может не просто повторять изучаемые навыки, но и немного менять или улучшать их – это и будет лучшей демонстрацией творческого подхода.
В заключение хочу добавить, что родителям надо быть очень осторожными в погоне за развитием гениальности своего ребенка. Если ребенок не обладает ярко выраженными задатками (или они проявятся позднее, во взрослом возрасте), то попытки «вырастить гения» неизбежно оборачиваются психологическим насилием над ребенком. А вот простые, описанные выше способы сформировать у ребенка творческий подход к любому делу вполне безопасны. Будьте творческими сами и воспитывайте творческих детей!