Каждый родитель считает, что знает, как правильно воспитывать ребенка, применяя различные методы от похвалы до наказания. Но несдержанность в отношении детей зачастую вызывает не проступок ребенка, а совсем иные эмоции. Как научиться воспитывать детей без применения жестких мер? В этом вопросе поможет разобраться семейный психолог Ольга Романив.
Метод кнута и пряника
Во многих семьях именно на этом методе строится воспитание ребенка: получил хорошую отметку в школе – поощрили, не убрал в комнате – наказали. Так ребенок привыкает в первом случае к различным манипуляциям, а во втором – к страху.
Читайте также: Ловушки и призы безусловного принятия ребенка. «Ты просто его не любишь!»
А как воспитывали детей раньше? Взыскательные меры имели место во все времена как в семье, так и в учебных заведениях: розги, товарищеские суды вплоть до бойкота, ремень. Любой из этих методов зарождал в ребенке одно из двух чувств: страх или неповиновение. Все зависело от характера.
Психологи давно установили, что формирование личности строится на эмоциях и впечатлениях, полученных в детстве. И если ребенок рос в состоянии эмоционального кризиса, основанного на страхе наказания, то, став взрослым, он будет безынициативным и замкнутым.
К чему приводит неповиновение? К мысли, что им, ребенком, вовсе не интересуются, а что бы и как он ни сделал, его все равно накажут. В этом случае все его действия будут назло – ребенок выбирает свой путь и будет делать все так, как хочется ему, невзирая на последующее за этим наказание.
Телесные наказания могут иметь последствия не только в становлении личности ребенка, но и в его сексуальных предпочтениях во взрослой жизни.
Ребенок – это индивидуальность, развитие которой зависит от родителей и учителей. И если вы хотите вырастить полноценную личность без лишнего груза комплексов, который ребенок принесет во взрослую жизнь, то методы воспитания надо менять.
Почему мы кричим?
Давайте разберемся, почему же недовольство поступком ребенка чаще всего выражается в крике.
Представьте ситуацию: у вас был тяжелый рабочий день, возвращаясь домой, вы долго простояли в пробке, стали свидетелем конфликта водителей, в магазине оказались в длинной очереди в кассу и ушли с тяжелыми пакетами, а дома сразу занялись приготовлением ужина. И тут вам звонит учитель и говорит о провинности вашего ребенка. Какие эмоции в этот момент преобладают? Усталость, раздражение, а если день совсем не задался, то злость и агрессия. Вы ищете возможность избавиться от переполняющего вас негатива, и выходом становится крик на ребенка.
Но задумайтесь: вы начали кричать, поговорив с сыном или дочкой и услышав их мнение о сложившейся ситуации или не дав ребенку сказать и слова и не разобравшись во всем?
Поступок ребенка становится точкой для выплеска негатива. И негатив этот принимает форму оскорблений или унижений, а основным аспектом становится ваше состояние: «Я работаю, как Папа Карло, а ты меня подводишь», «Я совсем не отдыхаю, ты не помогаешь», «Я столько делаю, а ты не ценишь».
Читайте также: Воля: детско-родительские войны
Любое ваше высказывание в адрес ребенка начинается с вас – крича на него, вы начинаете с себя, с того, что делаете вы. В крике вы выражаете все то, что хотели выплеснуть в течение дня, но не было возможности, а управлять гневом, когда переполняют отрицательные эмоции, вы не умеете.
Пересмотрите свои методы воспитания и начните с трех основных правил, соблюдение которых приведет к хорошим взаимоотношениям с ребенком.
Правило № 1: общение на равных
Относитесь к ребенку, как ко взрослому, пусть ему и три года. Любые ваши слова или запреты должны объясняться. К примеру, вы не можете купить игрушку сейчас, потому что деньги есть только на зоопарк, в который вы едете. Дайте ребенку выбор, пусть он сам определит, что лучше – получить игрушку сейчас и остаться без интересной прогулки или посмотреть на животных и весело провести с вами время, а игрушку получить в другой раз.
Предоставляя ребенку право выбора, вы учите его думать. А объясняя свой отказ, вы показываете ему, что видите в нем человека, который поймет и сделает правильные выводы.
В любой ситуации старайтесь разобраться спокойно, без крика и наказаний. Вы должны понимать, что двигало ребенком: лень, желание проявить себя, принятие чужой вины, отрицание или бунт. Если чувствуете, что вас переполняет негатив, то оставьте выяснения на потом – в гневе вы не увидите ситуацию с разных сторон и не поможете ребенку принять правильное решение.
Правило № 2: корректная постановка задач
Когда вы даете ребенку задания, объясняйте, для чего это нужно. Форма приказа, не требующая возражений, приведет к обратному – ребенок отложит ваше поручение или просто о нем забудет за своими делами, ведь они для него важнее.
Читайте также: Как развить в ребенке внимательность и усидчивость
Показывайте на своем примере важность и нужность задач, которые вы ставите. Используйте форму просьбы, но только в варианте помощи, например: «Помоги мне приготовить обед. Я займусь мясом, а ты почисть, пожалуйста, картошку».
Ваша цель – научить ребенка планировать дела, определять их важность и значимость, правильно расставлять приоритеты. А прийти к этому вы сможете только в том случае, если будете правильно ставить задачи.
Правило № 3: мотивация
Важно заинтересовывать ребенка, привлекая его к тому или иному делу. Система поощрения – это прекрасно, но рано или поздно она может перестать действовать и превратится в способ манипуляции вами. Например, мотивация через денежное вознаграждение за отметки может привести к тому, что для ребенка важными будут не знания, а сумма, которую он получит за отметку. И тут уже может идти в ход списывание или выпрашивание отметки на балл выше у учителей.
Донесите до ребенка, что все, чему он учится сейчас, будет важным для него в жизни, а каждый поступок найдет отражение – как хороший, так и плохой. Мотивацией для ребенка может стать его будущее, возможные перспективы, опыт, который он вынесет из разных жизненных ситуаций.
Главная задача родителей – вырастить детей порядочными и добрыми людьми, привить им качества, которые пригодятся в жизни, развить таланты и направлять к правильному выбору, который ребенок должен делать сам. Ко всему этому можно прийти только через отношения, построенные без крика и наказаний.