Женщинам в бизнесе, в IT и на руководящих должностях до сих пор приходится сталкиваться с предрассудками на работе. Насколько остро стоит проблема стереотипизации и как с ней бороться? Обратимся к исследованиям и бизнес-экспертам.
Статистика
Статистика показывает, что гендерные стереотипы распространены по всему миру.
Наиболее изучен этот вопрос в США. Вот главные результаты исследований американских компаний The Ellevest и McKinsey & Company 2018 года:
- Женщины получают повышение на 21 % реже, чем мужчины.
- Мужчины занимают 68 % руководящих должностей.
- 48 % женщин считают, что должны работать в 2 раза больше, чтобы получить равную оплату труда.
Россия, IT и зарплаты
В России ситуация аналогичная. Портал SuperJob в ноябре 2018 года изучил резюме и вакансии 17 популярных профессий в Москве. Оказалось, женщины чаще претендуют на зарплату ниже той, что указана в вакансии. Мужчины, напротив, хотят зарабатывать больше, чем предлагает рынок труда.
В январе 2018 года компания ResearchMe опросила 1040 женщин, занятых в сфере IT в России:
- 46 % заявили, что часто сталкивались со стереотипом «женщинам нужно работать усерднее, чем мужчинам, чтобы доказать профессионализм».
- Каждая пятая девушка хотя бы однажды слышала, что программирование — не женское дело, а треть опрошенных утверждали, что «женщине сложно занять руководящую должность в IT-сфере».
- Менее 20 % опрошенных удалось занять руководящие должности в сфере IT.
Взгляд эксперта
Почему так происходит? Какие стереотипы самые токсичные? И главное — что делать? Рассказывает эксперт Moscow Business School (MBS), автор книг о бизнесе и управлении, Наталья Самоукина.
Исследования показывают: мужчины более амбициозны, их мотивируют деньги, и они нацелены на командную работу. Женщины лучше выполняют рутинные задачи, их привлекает нематериальная мотивация, и они хорошо работают в одиночестве. Однако говорить о гендерном менеджменте со 100 % вероятностью неправильно.
Любые стереотипы — это проявление инерции устаревших общественных установок. Корни этого явления лежат в начале прошлого века. Тогда замужняя женщина не зарабатывала, а вела домашнее хозяйство. И, следовательно, не могла на равных конкурировать с мужчинами в профессиональной сфере.
Главная проблема, с которой сталкиваются российские женщины при устройстве на новую должность в любой сфере — предвзятое отношение к молодым соискательницам без детей. Работодатели полагают, что рано или поздно девушка уйдет в декретный отпуск и придется искать ей замену.
Поэтому при равных условиях предпочтение будет отдано женщине с детьми, желательно, старше трех лет, или кандидату-мужчине.
Что делать?
Бороться с такими шаблонами бессмысленно — постепенно они уходят из российского менеджмента. Окончательно избавиться от стереотипов в отношении сотрудниц поможет дополнительно обучение руководителей.
Бизнес-образование в форматах МВА, ЕМВА, Mini-MBA, тренингов и семинаров поможет грамотно оценивать плюсы и минусы сотрудников и относиться к ним непредвзято.
Специально для бизнес-леди в MBS разработаны тренинги, которые помогут поставить себя в коллективе: «Женщина-руководитель, или Как превратить природные слабости в силу» и «Женщины в бизнесе».