Сильные негативные эмоции – это всегда стресс. На который, как известно, мы реагируем тремя способами: «бей», «беги», «замри». Эти реакции являются автоматическим и врожденными, и когда-то на заре человеческой эволюции они наверняка были очень полезны для нашего выживания. Но насколько эти три типа эмоционального/стрессового реагирования полезны для современного человека? Представьте, что на работе руководитель несправедливо, толком не разобравшись, раскритиковал вашу работу. Вам очень обидно, вы не в силах сдержаться и тут же выдаете автоматическую реакцию:
- а. Если это реакция по типу «бей», то, скорее всего, ваша обида выплеснется как категорическое несогласие, раздражение, злость, стремление резко возразить руководителю. Вы легко начнете спор, который так же легко может перерасти в ругань и долгосрочный конфликт.
- б. Реакция по типу «беги» скорее проявится в том, что в разговоре с руководителем вы смолчите, но выплеснете свою обиду где-то в другом месте. Весь негатив будет «слит» кому-нибудь из сочувствующих коллег, которые морально будут на вашей стороне. Но проблема в том, что подобного рода «сливы» очень ухудшают эмоциональный климат в коллективе. Начинаются сплетни, домыслы, возникает эмоциональное недоверие друг к другу.
- в. Реакция типа «замри», пожалуй, самая худшая. Потому что в данном случае человек «немеет» и замыкается в себе; обида как бы «консервируется» внутри. А это является прямой дорожкой к эмоциональному выгоранию и разочарованию в работе.
Как видите, все три типа автоматических реакций, которые вызываются сильными отрицательными эмоциями, редко бывают полезными и конструктивными в современном обществе.
Но можно ли научиться реагировать иначе? Такое возможно, и в этом поможет простой алгоритм из 4 шагов.
4 шага, чтобы сделать негативную эмоцию конструктивной
Шаг 1. Остановитесь
Мозг человека принципиально отличается от мозга животных развитой корой больших полушарий, где наиболее важную роль имеют лобные доли (префронтальная кора). Еще в начала ХХ века великий физиолог И. П. Павлов выяснил, что основная функция префронтальной коры – торможение импульсов, поступающих из более глубинных частей мозга. Эти самые глубинные зоны мозга отвечают за инстинкты и за бурные, неконтролируемые эмоциональные реакции. А префронтальная кора берет на себя волевой самоконтроль, который в самом базовом смысле означает способность тормозить, останавливать, блокировать (хотя бы на время) эмоциональные всплески.
Чтобы помочь префронтальной коре сделать свою работу, можно предпринять ряд нехитрых усилий. Как только чувствуете, что начинается автоматический «выброс негатива«:
- а) в буквальном смысле слова замрите, перестаньте двигаться и разговаривать хотя бы в течение 10-15 секунд;
- б) глубоко вздохните (а еще лучше сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов);
- в) мысленно/вслух прикажите себе: «Стоп! Остановись!».
Шаг 2. Дистанцируйтесь
Это означает, что нужно хотя бы на короткое время выйти из ситуации и взглянуть на нее со стороны. Выйти из ситуации можно как в буквальном, так и в переносном смысле.
В первом случае вам нужно буквально физически выйти в другое помещение, или хотя бы отвернуться и переключиться на какое-то другое занятие. Нужен перерыв хотя бы на пару минут; пауза, чтобы успокоиться и осмыслить происходящее. Этот перерыв нужно самому себе организовать под каким-нибудь благовидным предлогом. Например, извиниться, и сказать, что вам нужно сделать срочный звонок (не в этом помещении), но через пару минут вы готовы вернуться к разговору. Или хотя бы просто налейте и выпейте стакан воды; это маленькая пауза, но часто и ее бывает достаточно.
Во втором случае (если нет возможности физически выйти) дистанцироваться от эмоционально негативной ситуации следует в уме. Представьте, что вы наблюдаете происходящее с вами со стороны, глазами другого человека. Или как будто вы смотрите кино с самим собой в главной роли.
Шаг 3. Осмыслите
Дистанцирование нужно для того, чтобы спокойно и рационально осмыслить свою негативную эмоцию. Просто задайте себе вопросы: Что происходит? Почему я так реагирую, что меня особенно задело? Насколько конструктивной и полезной будет эта реакция? Если я сейчас поведу себя так, то долгосрочные последствия будут хорошими или плохими? Как я могу реагировать на эту ситуацию иначе – более спокойно и позитивно?
Шаг 4. Решите и действуйте!
Результатом более спокойного осмысления ситуации является решение о том, как поступить в ней наилучшим образом. Критерии «лучшего решения» могут быть разными. Например, в приведенном выше примере (несправедливая критика со стороны начальника) вы можете спокойно принять критику, допустив, что в ней есть рациональное зерно. Но при этом вы можете аккуратно сказать, что, очевидно, у руководителя неполная/неточная информация, и вам хотелось бы сделать важное дополнение. После чего аргументированно изложить свой взгляд на ситуацию.
При этом важно держать в голове, что руководитель тоже человек, который не застрахован от ошибок, предвзятости и от плохого настроения. Он тоже не лишен человеческих слабостей, обижаться на которые – детская, эмоционально незрелая реакция.
Гораздо мудрее будет помочь ему преодолеть эти самые слабости. Исправить ошибку руководителя будет правильным решением, если только делать это спокойно, дружелюбно, стремясь помочь, а не оправдаться или самоутвердиться. Именно такую реакцию в эмоционально напряженной и негативной ситуации можно назвать конструктивной.
В заключение добавим, что этот четырехшаговый алгоритм поможет преобразовать любую негативную эмоцию в конструктивную, более разумную и спокойную. Но применение его требует тренировки, потому что нашему мозгу проще вести себя естественно, выдавая реакции по шаблону «бей/беги/замри». Дисциплинируйте свой разум, применяйте четырехшаговый алгоритм постепенно (от более простых ситуаций к более сложным), и все у вас обязательно получится!