Хотите развить творческое мышление? Это легко! Сейчас я вас научу этому с помощью простого эксперимента: представьте какой-нибудь простой предмет, скажем канцелярскую скрепку. А затем в течение пяти минут запишите как можно больше способов применения этой скрепки. Просто постарайтесь ответить на вопрос: «Как можно ее использовать?» Написали? Поздравляю, вы только что на практике ознакомились с «дивергентным мышлением» и с «мозговым штурмом»!
Термин «дивергентное мышление» предложил в 1960-х американский исследователь интеллекта Джой Гилфорд, который пытался разобраться, чем именно творческое мышление отличается от нетворческого. По мнению Гилфорда, нетворческое (конвергентное) мышление последовательно перебирает разные варианты решения проблемы, стремясь получить одно «единственно верное» решение и отбраковывая все остальные.
Но подвох заключается в том, что реальная жизнь – это не математика. Существует огромное разнообразие проблем/задач, где «правильными» могут быть одновременно несколько решений. Если вы проявите «креативность» в бухгалтерском учете, то вас могут посадить в тюрьму. Но если вы будете рекламировать свой товар с помощью «единственно верного» способа, описанного в каком-нибудь учебнике, то такая реклама вряд ли сработает. Она просто не привлечет внимание потребителей, покажется им скучной и не мотивирует на совершение покупки.
Для решения творческой задачи требуется тип «широкого» мышления, способного придумывать как можно больше вариантов решения проблемы. Гилфорд назвал такой тип мышления дивергентным, от латинского divergere – «расходиться в разные стороны».
Естественная функция нашей психики – создавать ассоциации. Стоит нам подумать о каком-нибудь объекте, как мы автоматически припоминаем другие объекты, ассоциативно (по каким-то схожим, или напротив, контрастным признакам) связанные с первоначальным объектом. Стоит нам только захотеть, мы можем создавать ассоциативные цепочки любой длины, которые могут расходиться (как ветви дерева) в самых разных смысловых направлениях.
Конвергентное (нетворческое) мышление работает в качестве «строгого контролера», который обрывает ассоциативную цепочку, как только найден подходящий правильный ответ. Дивергентное (творческое) мышление выступает в роли «доброго наблюдателя», который позволяет ассоциативным цепочкам расти в разные стороны и просто отбирает и фиксирует любые ассоциации, которые могут быть хоть чем-то полезны для решения проблемы.
Дивергентное мышление – это не какая-то уникальная способность, им обладает любой человек.
Чтобы его «включить», могут пригодиться разного рода методики, техники и приемы творческого мышления. Выполняя задание про скрепку, вы как раз и применили (в несколько усеченном варианте) один из таких методов – метод мозгового штурма. «Мозговой штурм» (brainstorming) был придуман в 1930-х как раз специалистами по рекламе.
Упрощенно методика выглядит так:
- 1) сформулируйте проблему/задачу;
- 2) за ограниченное время предложите как можно больше ответов и решений, при этом «хорошими» считаются любые идеи, даже самые дурацкие;
- 3) по истечении отведенного времени все предложенные идеи группируются и оцениваются (на основе заранее разработанных критериев).
Результатом «мозгового штурма» всегда является несколько альтернативных вариантов решения проблемы, каждый из которых по-своему правильный.
Вы можете справедливо заметить: «Ну, про «мозговой штурм» сегодня все знают… А где бы узнать про другие техники творческого (дивергентного) мышления?» Отвечаем: существуют книги, которые являются настоящими «энциклопедиями техник творческого мышления».
В первую очередь хотелось бы рекомендовать книги двух признанных «гуру креативности» – Эдварда де Боно и Майкла Микалко. Например, Эдвард де Боно написал 57 книг по развитию творческого мышления, и это не просто какие-то разрозненные «советы психолога», а целостная система развития творческого мышления CoRT (Cognitive Research Trust; CoRT состоит из 60 «уроков мышления» – 6 модулей по 10 уроков в каждом). Курс де Боно «Инструменты мышления» преподается в университетах 20 стран. А в 2005 году его даже выдвигали на Нобелевскую премию в области экономики.
Понимаю, что среди читателей всегда могут найтись скептики, которые скажут: «Хорошо, со скрепкой мы поигрались, и даже придумали 100500 способов ее применения. Но какая польза от подобного творчества?!» Ох, зря вы так недооцениваете скрепки! 😉
Польза есть, и сейчас вы в этом убедитесь… Возьмите рекомендованные выше книги и обязательно добавьте к ним еще одну: Тина Силиг, «Сделай себя сам». Тина Силиг – преподавательница Стэнфордского университета, которая читает студентам курс по предпринимательству и инновациям. И на страницах своей книги (с.13–14) она описывает эксперимент со скрепками, которые проводит со студентами.
Суть эксперимента в том, что сначала студентов поделили на команды; каждая команда – это коллектив предпринимателей. Потом каждой команде выдается 10 канцелярских скрепок и дается задание в течение четырех часов создать с помощью этих самых скрепок максимальную ценность. (Согласно одному из определений, предприниматель – человек, создающий продукт, обладающий ценностью для потребителей/рынка.) Как вы можете заметить, сама задачка больше всего напоминает усложненный тест Гилфорда на креативность: надо придумать как можно больше способов использования скрепок при условии, что эти способы будут обладать максимально высокой рыночной/потребительской ценностью.
Студенты решали эту задачу по-разному. Например, одна из команд узнала, что существует мировой рекорд «самая длинная цепочка из скрепок» (ее длина 30 километров), и громогласно объявили, что собираются данный рекорд побить. С помощью такого творческого маневра простая скрепка получила дополнительную ценность и превратилась в объект благотворительности. Любой желающий мог поддержать «атаку на рекорд», добавив к десяти первоначальным скрепкам сколько-то своих скрепок в качестве пожертвования. В результате 10 скрепок превратились в десятки тысяч скрепок.
На самом деле аналогичную творческую задачу решают любые предприниматели на старте своей деятельности. У них есть какие-то ограниченные ресурсы (свои «10 скрепок»), и им нужно придумать что-то такое, что позволит превратить эти ресурсы в полновесную прибыль.
Я повторял эксперимент с 10 скрепками в отечественных бизнес-школах, но по желанию участников это была «игра на деньги». В течение четырех часов команде нужно было продать продукт, созданный по формуле «10 скрепок плюс ваши идеи». Рекордная выручка была около 20 000 рублей, и это более чем наглядный результат могущества творческого мышления. Как пошутил один из участников эксперимента, «пожалуй, пора бросать нефтедобычу и переходить на скрепки!»
В феврале 1990 года в столице Норвегии Осло был установлен пятиметровый памятник канцелярской скрепке. Его автор Яр Эрис Паульсон решил таким образом отметить столетие массового употребления двойного плоского витка проволоки. Он заявил, что многие недооценивают значение этого изобретения, и, может быть, после установки памятника люди начнут ценить то, что имеют.
В настоящее время только в США ежегодно продается около 20 млрд скрепок. При этом, по данным некоторых исследований, лишь не более 5 % из них используются по прямому назначению…
Кстати, если убрать ограничения по времени, то скрепки – плюс творческий подход, разумеется – можно превратить во что-то гораздо более весомое. В 2005 году канадец Кайл Макдональд придумал проект «Одна красная скрепка». Идея проекта была проста: люди любят меняться, причем часто обмен бывает таким, что за какую-то вещь, которая имеет для меня маленькую ценность, я могу получить вещь большей ценности (но не особо ценную для партнера по обмену).
В интернете существуют удобные электронные доски объявлений, где можно обмениваться чем угодно. Кайл выставил на обмен одну-единственную красную скрепку и попытался наращивать ценность каждого нового обмена. Скрепку он обменял на авторучку, авторучку – на дверную ручку и т. д. Состоялось всего 15 обменов, и в результате последнего из них Кайл получил… собственный двухэтажный дом! Как вам такой творческий фокус: легким движением дивергентного мышления скрепка превращается… в дом?!
И последнее… Что это мы все про скрепки да про скрепки? Советы психолога имеют ценность лишь тогда, когда мы используем их в своей жизни. Готовы повторить эксперимент? Только вместо скрепки выберите себя или какую-нибудь актуальную для вас жизненную задачу/проблему. Сформулируйте вопрос, включите дивергентное мышление и просто придумайте как можно больше ответов на этот вопрос. Среди ответов обязательно будут не только «единственно верные», но и «план Б», «план В» (и т. д.), которые помогут вам справиться с любыми трудностями.
1 Комментарий
Давно развиваю творческие способности, но почему-то на мне не работают рекомендации… На вашем сайте нашел несколько интересных, попробую применить, авось получится)