Смех – несомненная социальная ценность. Умение быть смешным ценилось с глубокой древности. Недаром все правители (а следом за ними и просто знатные люди) обязательно имели при дворе штатного шута. Ни один праздник не обходился без приглашения артистов комического жанра (клоунов, скоморохов). Зачем же нам нужен смех? Просто ради того, чтобы быть веселым?
К месту и ко времени
Разумеется, смех дарит нам много приятного: мы чувствуем энергетический подъем, наше дыхание становится чаще и глубже, усиливается кровоток (особенно поверхностный, капиллярный), из-за чего мы чувствуем приятное тепло. Когда мы смеемся, тело напрягается, но не очень сильно, и это очень полезная встряска, «тренировка» для многих функциональных систем организма. А после этого напряжения возникает состояние приятной расслабленности, снижающей общий уровень стресса. Таким образом, смех является прекрасным оздоравливающим средством и для тела, и для души.
С социальной точки зрения смех – одна из просоциальных эмоций, которая объединяет и сплачивает людей. Смех – это способ преодоления коллективных страхов, средство переоценки негативных сторон жизни.
Смех действует подобно перевернутой подзорной трубе, преуменьшая значимость разного рода неприятностей и внушая нам уверенность, что мы вполне в состоянии с ними справиться. Страх парализует, в то время как смех раскрепощает, позволяя «включить» находчивость и актуализировать творческий подход к преодолению любых трудностей.
Важно понимать, что смех уместен не в любой ситуации. Обычно он регламентирован социальными нормами, которые мы усваиваем с детства и которые указывают нам, в каких случаях быть веселым приемлемо, а в каких не очень. Роль шута допускает нарушение этих норм, но не часто и в некоторых ситуациях. Например, шут мог пародировать короля на пиру, но если бы он попытался сделать это во время военных переговоров, ему бы попросту отрубили голову.
В скобках заметим, что грань дозволенного в юморе редко очерчена точно. Поэтому должность шута в древнем обществе всегда была связана со смертельным риском, за неудачную шутку можно было поплатиться головой. Сегодня ситуация изменилась ненамного – опубликовав карикатуру или анекдот на религиозную тему, журналисты могут получить кровавый ответ со стороны вооруженных фундаменталистов.
Комический конструктор
Можно ли развить чувство юмора? Боюсь, что точный ответ на этот вопрос не может дать никто. Законы и приемы комического человечество изучает еще со времен Аристотеля, но одно дело понимать, «как это работает», и совсем другое – уметь применять это на практике. Например, Аристотель давал (в «Этике») такое определение смеха: «смешное есть некая ошибка и безобразие, но безболезненное и никому не приносящее страдание». Уточним, что «безобразие» Аристотель понимал как некое искажение, нарушение порядка и логики, нелепость.
А теперь, опираясь на это определение, давайте попробуем срежиссировать смешную ситуацию. Представьте, что вы выступаете в роли постановщика немого фильма на самой заре его возникновения. Типичный гэг там мог выглядеть так: идет человек, спотыкается, падает. Смешно? Как-то не очень, такое вполне может случиться с каждым. Теперь давайте добавим в ситуацию некую «ошибку». Например, человек спотыкается и падает не один раз, а четыре раза подряд. И делает это, скажем, поскользнувшись на одной и той же банановой кожуре. Так, вроде уже посмешнее…
Чтобы усилить эффект «ошибки», давайте на роль падающего человека выберем кого-то, кто вроде бы падать не может и не должен. Но при этом не забываем про «безболезненность и отсутствие страдания». Это означает, что падающий персонаж не должен вызывать у нас жалости и сочувствия. На эту роль не подойдет хрупкая женщина или ребенок, а вот какой-нибудь мужчина массивного телосложения, да еще и важный, «при исполнении» – скажем, полицейский, – почему бы и нет? Идет себе такой весь солидный и монументальный, и вдруг шлепается несколько раз подряд.
Чтобы еще больше исключить чувство жалости, можно сделать полицейского «злым». Например, он только что прогнал с лавочки такого симпатичного и безобидного бродягу Чарли. Вроде как уже смешнее, но можно попробовать усилить комический эффект, добавив в ситуацию каких-нибудь нелепостей, «безобразия». Например, можно преувеличить какую-нибудь деталь одежды этого самого полицейского – сделать ему слишком большую фуражку или обвесить его спереди и сзади невероятным количеством медалей. Само падение тоже можно сделать странным. Например, полицейский может проявлять чудеса находчивости, пытаясь удержать равновесие, хватаясь за все вокруг и выделывая ногами балетные пируэты.
В результате мы получили смешную сценку, характерную для кинематографа начала XX века. Понятно, что для современного зрителя это уже не очень смешно, но нам важно проиллюстрировать «инженерию комического» и понять, что чувство юмора не только «дар от бога», но и вполне конкретные навыки и приемы конструирования смешного, которые доступны для освоения каждому человеку.
Ум не помешает
Приведенный выше пример основан на невербальном юморе (клоунаде). Вербальный юмор (например, в популярном сегодня стендап-жанре) сложнее, но и там есть техники, которыми мы интуитивно пользуемся с самого детства. Например, шутки, основанные на игре слов, сходстве по звучанию. Приведу пример из личной жизни. Я был призван в армию с первого курса психологического факультета. Один из офицеров, узнав об этом, родил такой каламбур: «Ну разве это психолог? Это еще пепси-кола!» Не так, чтобы шедевр, но на фоне остального армейского юмора вполне неплохо…
Смех можно вызвать с помощью довольно примитивных приемов, но на самом деле чувство юмора – одна из самых глубоких интеллектуальных эмоций. В основе «чувства смешного» лежит острая наблюдательность, способность замечать парадоксы, «соединять несоединимое», подмечать различия между ожидаемым и фактическим положением дел. Юмор всегда привязан к контексту, к конкретной жизненной ситуации (место и время, участники, их уровень культуры и образованности и др.). Проще говоря, то, что смешно для поручика Ржевского, вовсе не обязательно развеселит благородных девиц, и уж тем более их родителей. Поэтому автор любых шуток должен обладать высокоразвитым социальным интеллектом, в противном случае его юмор или будет просто не понят, или покажется вульгарным и глупым.
Начинаем с себя
Если вы все-таки загорелись желанием «прокачать» свое чувство юмора, то хочу предложить суперсовет: начните смеяться над самим собой. Это потребует от вас мобилизации всех сил и способностей: наблюдательности, «чувства ситуации», интеллекта. Особенно важно научиться реагировать с юмором (не с критикой или агрессией!) на какие-то неудачи и жизненные трудности. При этом не забывайте, что юмор может быть формой замаскированной агрессии. Например, когда мы высмеиваем сами себя свысока, принижая свои лучшие стороны; это критически-разрушительный «стеб», снижающий нашу самооценку, бьющий по самоуважению.
Правильный юмор по отношению к себе – легкий, добрый, с позиции принятия и прощения. Это адресованная самому себе ирония, которая укрепляет уверенность в себе, делает сильнее. Смех над собой снимает напряжение, помогает не терять оптимизма и быть веселым даже в объективно непростых ситуациях.
Хорошая шутка над собой либо парадоксальным образом преувеличивает проблему, доводя ее до абсурда (и до понимания, что «на самом деле все не настолько страшно, я с этим справлюсь»), либо преуменьшает, заставляя вас смеяться над ничтожностью собственных страхов и сомнений.
И последнее: когда у вас возникнет ощущение, что шутки над самим собой получаются удачными, попробуйте поделиться ими с окружающими. И если в ответ услышите смех, поздравляю, ваше чувство юмора достаточно хорошо развито! Остается лишь пользоваться им регулярно, чтобы «не заржавело», и не забывая про завет Аристотеля о безболезненности, потому что юмор может быть и оружием.