Современная психология и педагогика имеют целый арсенал инструментов для всестороннего развития ребенка. Особое внимание среди них уделяется изучению нейронауки. Она нужна мозгу точно так же, как физические нагрузки телу.
В статье мы рассмотрим, что важно знать о методах развития детского мозга, какие существуют тренировки и специальные игры, влияние спорта, музыки, пищевых продуктов, препаратов на улучшение мозговой деятельности ребенка.
Факторы, влияющие на развитие головного мозга ребенка
Развитие мозга ребенка начинается еще на этапе беременности. На этот процесс может влиять ряд внешних факторов, начиная генетикой и заканчивая образом жизни мамы малыша. Например, стресс во время беременности может нарушить формирование лимбической системы. Она отвечает за эмоциональное восприятие. Негативное влияние на когнитивные функции ребенка может оказывать чрезмерное употребление сладкого.
Основой всех знаний и умений в мозге считают синапсы. Они представляют собой соединения нервных клеток. В детском возрасте синапсы формируются гораздо активнее, чем во взрослом. Именно поэтому дети наиболее восприимчивы к обучению.
Скорость развития синапсов зависит от частоты поступления в мозг той или иной информации. По этой причине случайные события быстро забываются ребенком, а такие навыки, как ходьба и речь, остаются навсегда. По такому же принципу развивается мозг у взрослых. Однако скорость этих процессов гораздо ниже.
К факторам, влияющим на развитие головного мозга ребенка, также относят:
- социальное окружение;
- сбалансированное питание;
- физическую активность и музыку;
- витамины и препараты;
- нейробику.
Социальное окружение
Для полноценного развития ребенку необходимо находится в социуме. Эта потребность вложена в человека на физиологическом уровне.
Крайне важным условием, влияющим на развитие мозга ребенка, является круг общения. Исследования показали, что дети, изолированные от общества, развиваются гораздо медленнее. Кроме того, они остро реагируют на критику и стрессовые ситуации.
Многие эволюционные изменения в мозге произошли именно за счет культуры общения. Например, лобные доли развивались в ответ на необходимость обрабатывать сложную информацию. Широкий круг общения в детском возрасте стимулирует развитие эмоционального интеллекта, речи и самоконтроля. Дети анализируют и повторяют действия окружающих людей. Таким способом они закрепляют в памяти необходимые навыки.
Чтобы мозг ребенка развивался правильно, нужно позаботиться о создании благоприятной социальной среды. Она должна включать в себя не только родственников, но и сверстников. Считается, что дети, которых рано отдают в детский сад, начинают говорить и развиваться быстрее остальных.
Сбалансированное питание и полезные продукты
Родителям необходимо помнить о том, что на скорость развития мозга влияет запас полезных веществ в организме. Они поступают в него в составе продуктов питания. Сбалансированный рацион гарантирует полноценное развитие всех когнитивных функций. В питании ребенка обязательно должно присутствовать оптимальное количество белков, жиров и углеводов.
Некоторые родители в стремлении насытить детский организм полезными веществами, злоупотребляют пищевыми добавками. Их допустимо использовать только после консультации со специалистами. Лучшим источником минералов и витаминов считают овощи, фрукты, зелень, крупы и растительный белок.
Музыка и физическая активность
Для всестороннего развития мозга очень важна двигательная активность. Родителям следует прививать детям любовь к гимнастике с самого раннего возраста. Особенно полезными считаются физкультминутки на открытом воздухе. Также можно прибегнуть к помощи танцев, играм со сверстниками и занятию интересными видами спорта.
Нейронные связи в головном мозге ребенка можно укрепить и с помощью музыки. Ее положительное влияние доказано многочисленными исследованиями известных нейробиологов и психологов. Музыка помогает формировать нестандартное мышление. Она учит мозг находить новые пути решения привычных задач.
Специалисты рекомендуют использовать для развития мозга детей музыку Моцарта. Она повышает способность к обучению и улучшает память. Аналогичный эффект оказывает и другая классическая музыка. Считается, что дети, слушающие классику, на 18% быстрее схватывают новую информацию.
Витамины и препараты
Таблетки для развития мозга называют ноотропами. Они стимулируют обменные процессы, улучшают кровообращение и восстанавливают психические функции мозга. Благодаря положительному влиянию на интеллектуальные способности ноотропы называют стимуляторами познания. Они укрепляют память и оживляют восприятие окружающей действительности.
К действенным таблеткам для улучшения работы мозга детей относят:
- «Пирацетам»;
- «Пантогам»;
- «Пикамилон»;
- «Пиритинол»;
- «Семакс»;
- «Глицин».
Для улучшения памяти и концентрации внимания детям нередко назначают витамины для мозга. Они отвечают за скорость и качество мыслительных процессов. При нехватке витаминов ребенок становится рассеянным и быстро утомляемым. Любые умственные нагрузки даются ему с большим трудом. Витамины улучшают связь между нейронами мозга, тем самым активизируя его работу.
К эффективным витаминам для развития мозга у детей относят:
- Омега-3;
- B3 (никотиновая кислота);
- B5 (пантотеновая кислота);
- B9 (фолиевая кислота);
- P;
- C;
- E.
Нейробика: упражнения и игры для тренировки мозга ребенка
Нейробика – это тренировка мозга, в которой задействованы все органы чувств. Она помогает мышлению оставаться гибким и пластичным. Впервые об эффективности нейробики заговорил американский ученый Лоуренс Кац. Он изобрел комплекс упражнений, способствующих построению новых нейронных связей.
Польза занятий для мозга заключается в следующем:
- повышение концентрации внимания;
- улучшение восприимчивости к новым знаниям;
- поддержание нужного уровня мотивации к обучению;
- увеличение быстроты мышления;
- восстановление нервных клеток;
- улучшение памяти.
Главная задача нейробики – заменить привычные действия ребенка новыми. Для этого используется комбинация из пяти чувств. Все упражнения выполняются в игровой форме.
Перед тем как приступать к занятиям, нужно выполнить разминку для мозга детей. Она начинается с питья стакана воды. Вода считается проводником для нервных импульсов. Она восстанавливает запас жидкости в организме, тем самым увеличивая его производительность.
На следующем этапе необходимо выполнить физические упражнения. Гомолатеральные шаги помогут активизировать участки мозга, отвечающие за логику. Нужно шагать на месте, поочередно подтягивая колени к локтям. Сначала упражнение выполняется в быстром темпе, а затем надо постепенно замедляться.
К другим эффективным упражнениям для развития мозга детей относят:
- «Крабик». Ребенку нужно встать на пол, опираясь на руки и ступни. Внешне он будет напоминать собой краба. В таком смешном положении необходимо ходить слева направо в течение нескольких минут. Это упражнение помогает проснуться и активировать работу мозга.
- «Гравитационный планер». Упражнение выполняется сидя на стуле со скрещенными лодыжками. На выдохе нужно наклониться вперед и опустить руки к полу. На вдохе – выпрямиться и поднять руки вверх.
- «Сова». Нужно сжать левой рукой мышцы правого плеча, а затем повернуть голову назад и глубоко вдохнуть. На выдохе следует вернуться в исходное положение. После этого надо опустить подбородок на грудь и еще раз глубоко вдохнуть. Затем упражнение делается на вторую сторону.
- «Кулак-ребро-ладонь». Упражнение выполняется сидя за столом. Необходимо поочередно менять положение кисти – сначала сжать в кулак, а затем поставить ребром и выпрямить ладонь. Все действия следует совершать быстро, не сбиваясь.
Нейронные связи головного мозга у детей нужно укреплять комплексно. Желательно комбинировать несколько типов упражнений.
Мыслительные процессы можно запустить с помощью таких игр:
- «Немой телевизор». Необходимо включить ребенку любой фильм или передачу без звука. Ему нужно озвучить происходящее на экране, читая по губам или жестам.
- «Нестандартный ответ». Суть упражнения заключается в придумывании необычных ответов на привычные вопросы. Это позволяет уйти от шаблонного мышления. Во время выполнения упражнения не стоит использовать избитые фразы и клише.
- «С закрытыми глазами». Необходимо завязать ребенку глаза и предложить выполнить какие-то привычные действия. Главное – подальше убрать травмоопасные предметы. Это упражнение учит чувствовать тело в пространстве и развивает память.
- «Смена рабочей руки». Упражнение предполагает смену ведущей руки на неведущую. Если ребенок правша, то все обычные дела ему нужно делать левой рукой. Это позволяет развить межполушарные связи.
- «Лабиринт». Нужно начертить на бумаге лабиринт или распечатать готовый шаблон. Задача ребенка – найти выход из этого лабиринта глазами. Такое упражнение учит концентрировать внимание на нужных объектах.
Какие занятия развивают мозг ребенка
На мозг ребенка положительно влияют занятия, в которых задействована мелкая моторика. Их желательно практиковать с самых ранних лет. Развитие мелкой моторики тренирует участки мозга, отвечающие за творческие процессы. Двигательные импульсы в пальцах рук закладывают основу для формирования речевых зон и укрепляют кору головного мозга.
Чтобы подготовить малыша к развитию речевых центров, нужно собирать с ним конструктор, лепить из пластилина и создавать бумажные поделки. Игры с мячом помогут развить координацию. Детям школьного возраста полезно разгадывать кроссворды и заниматься рисованием.
Если соблюдается регулярность, гимнастика для мозга детей дает отличные результаты. Она помогает улучшить память, повысить концентрацию внимания и развить способность к обучению. Эффект от нее можно усилить витаминными комплексами и правильным режимом сна и отдыха.