Ирина смотрела в небо, задрав голову. Звезды сверкали ярко, конкурировали с лунным прожектором, отражались в выпавшем снегу, заставляя его искриться и высвечивать прогулочную дорожку.
Звездное небо манило, особенно в самом зарождении ночи, затягивало своей глубиной и непознанным совершенством. Небесные иероглифы нависали узнаваемыми очертаниями, предлагая рассмотреть шифры, перекодировать их в образы, разгадать тайну Вселенной и насладиться ее изяществом.
Сочетания звезд представлялись Ирине людьми, крепко взявшимися за руки. Объединившись в причудливую композицию, они кружились в совместном танце, не давали друг другу возможности вырваться из контекста и пуститься в пляс. Но всегда в каждом созвездии была одна звезда – самая бледная и самая робкая. Казалось, что ей мучительно больно находиться в этой жесткой сцепке, что она теряется в кричащем блеске напарниц, проигрывает, но боится расцепить руки и исполнить сольную партию.
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Ирина часто задавалась вопросом: есть ли на Земле такие люди, которые не любят смотреть на звезды, не осознают их красоты и притягательности, те, которым звезды кажутся недостаточно яркими?
Ирина спрашивала у Вселенной: почему она не создала людей с задранными головами. Или, еще лучше, с дополнительной парой глаз на макушке. Чтобы можно было неотрывно от земной суеты часами вглядываться в звездную даль, подниматься в глубину, преодолевая желание улететь и поближе рассмотреть небесные куски или даже прикоснуться к ним. Ирина верила в эту возможность и почти никогда не носила шапку.
Всегда было странно перемещаться по стране или по миру, поднимать голову вверх и не находить привычного домашнего рисунка, присматриваться и разыскивать в поворотах созвездий привычные очертания.
Ирина любила путешествовать, особенно ее привлекали восточные страны, ей было любопытно узнавать культуру других народов и радостно от того, что люди всего мира имеют что-то общее очень большое – одно на всех звездное небо. Пусть мы смотрим на него каждый под своим углом, со своей точки зрения, однако стоит только повернуть голову, распознать знакомые очертания, вглядеться – и ты понимаешь, что мир прекрасен своим многообразием, своим сходством и своими различиями, своими совпадениями и своими непохожестями.
Денис приехал в Москву несколько месяцев назад в начале десятого класса, вернее, его привезли. Вообще, перевозили его за школьную жизнь четвертый раз, папа строил карьеру, и семья следовала за ним.
Первый раз Денис даже обрадовался переезду, в четвертом классе отношения с ребятами не сложились, он провел работу над ошибками, прислушался к совету мамы и в пятый класс пришел подготовленный и смелый: он решил ни за кем не бегать и не напрашиваться, решил сам стать интересным и привлекать внимание одноклассников своим увлечением – военной историей. Но со временем осознал, что военной истории в его жизни становилась все больше, а общения с одноклассниками все меньше. Да еще прицепилось это дурацкое прозвище, с подачи главного остроума класса – «Деньчик», мимолетно проскочив стадии «Дэн» и «День».
В восьмом классе самый юго-восточный остров России стал местом учебы Дениса. «Дэн» – так он представился собратьям по оружию, решив сразу заинтересовать их серьезным вступлением в класс. «На краю земли» начинать жизнь с чистого листа было сложнее, отступать было некуда – одна школа и один 8А встречал его, раскинув заинтересованные объятья.
Денис быстро влился в коллектив приграничного с Японией города, включился в программу по обмену школьниками, начал изучать японский язык и большую часть года проводил на Хоккайдо. Его увлечение военной историей приобрело оттенок новой культуры. Средневековая Япония – самураи, их культура, мировоззрение, стилистика боя, этикет прочно, слой за слоем, укладывались в бурлящий подростковый ум. Философия и поэзия уводили от реальности, диктуя стиль поведения, насаждая новые правила общения с социумом.
Второй год российско-японских отношений дал Денису возможность почувствовать себя особенным, ярким, сложным, глубоким, вдумчивым, необычным, непонятым и непринятым ни той и ни другой стороной сверстников.
Но «настоящему самураю судьба всегда дает еще один шанс, даже если он попал в безвыходную ситуацию». У отца закончился контракт, и всему семейству опять предстояло собирать чемоданы. Пунктом назначения был определен «лучший город страны – город возможностей и открытий, реализации самых смелых желаний и совершения самых нереальных подвигов».
Родители Дениса могли позволить себе обучать сына в лучшей частной школе Москвы и выбирали из пяти конкурирующих. Дэн тоже не терял времени – опять просчитывал стратегию вхождения в класс и на этот раз решил – «быть как все», «наблюдать», «ничем не выделяться», «говорить, когда спрашивают», «смеяться со всеми вместе». Расчет был верным!
Сверстники сразу окружили его вниманием, классные руководители – заботой, психологи определили способы восприятия и переработки информации, технологи замерили интеллектуальные способности, тьюторы кинулись выявлять таланты. По всем диагностикам Денис показал хорошие и отличные результаты. На педагогическом совете было констатировано, что взошла новая Звезда Школы, что надо не упустить парня, сформулировать задачи развития, выбрать траекторию индивидуального становления, записать на профориентационные модульные курсы и выводить на сцену этого красавца.
Денису, в свою очередь, благодаря глубокому вдумчивому анализу поведения одноклассников и сотрудников школы быстро удалось стать талантливым, сообразительным, преуспевающим учащимся и .прикольным, клевым, забавным «Динь-динем». Он умел «разрядить обстановку», «объяснить учителю невозможность выполнения ДЗ всем классом», «задать отвлекающий вопрос и помочь соседу по парте избежать наказания за ненадлежащий школьный вид», «предложить захватывающее развлечение».
В общем, череда школьных событий позволяла Денису крепко удерживаться в звездном хороводе учеников элитной школы. Но совместное бытие, «милое» обращение «Динь-Динь», вместо желаемого «Дэн» или хотя бы стандартного «Денис» раздражало, формировало терпение, самообладание и заставляло находить плюсы в «непринужденном общении».
Семнадцатый день рождения мечтался быть особенным – в большой компании друзей пройти квест, созданный по мотивам саги о Звездных войнах – переместиться в мир будущего, многочисленных планет, рас и массивных космических сражении. Здесь-то, думал Денис, я и раскрою свое увлечение – пришло время стать воином, самураем, знатоком военной тактики и стратегии.
Перед квестом ребята собрались в кафе, чтобы настроиться на игру и подарить совместно выбранный подарок. Подарком оказалась «Запись на 3 психологические сессии к именитому психологу Москвы», – так гласил сертификат. Дата ближайшего посещения подчеркнуто ярко заставляла менять планы на ближайшую субботу. Ребята дружно расхохотались, выхватив ожидаемо-растерянный взгляд Дениса. И он, как обычно, поддержал их беззлобное веселье, хлопки по плечу, пожатие руки, объятия девочек и реплики «сходи Деньчик», «ни у кого еще не было такого подарка», «это круто», «сходи по приколу, потом расскажешь».
Денис вошел в кабинет психолога смело, с интересом изучая обстановку, определяя удобное место для наблюдения. Он чувствовал себя ученым-исследователем, заброшенным на неизученную планету, смотрел по сторонам, стараясь запомнить каждый нюанс, и даже достал из кармана пиджака ручку и блокнот для записей. Радостно-возбужденная улыбка поселилась на его лице, глаза сузились в хитром прищуре. Вся поза говорила – ну, мол, психологи, давайте, посмотрим, что вы за фрукты. В голове крутилась парочка придуманных шуточек, подготовленных заранее, на тот случай, если что-то пойдет не так.
Ирина тоже наблюдала. Перед ней лежал чистый лист, в самом центре которого было написано и обведено в круг «Денис Марков, 17 лет».
– Здравствуйте!
– Здравствуйте, Денис!
Денис сделал запись в блокноте и перевернул лист.
– Давайте знакомиться. Вы – Ирина Крылатская, ведете психологическую практику более пятнадцати лет, преподаете в вузе, работаете в частной школе. В 2004 году получили степень кандидата психологических наук, изучая влияние билингвизма на мировоззрение личности. Автор книги «Психология за кадром», в которой в десяти сюжетах в художественной форме, описываете случаи из своей практики, где позволяете читателю «заглянуть через плечо психолога» и «может быть, узнать в героях самих себя и найти пути выхода из сложной ситуации». Ваши увлечения – сноуборд, яхтинг, путешествия по миру, написание картин.
Победоносная улыбка разместилась на лице Дениса!
– Вы, Денис, хорошо осведомлены!
– Осведомлен – значит предупрежден. Предупрежден – значит вооружен, это с латыни – «Praemonitus, praemunitus». Человек, будучи предупрежденным о близкой опасности, готовится к ней, и ему будет легче с ней справиться.
– Понятно. А чего Вы опасаетесь? Против кого Вы вооружились?
Денис снова сделал запись в блокноте, ему потребовалось на это секунд тридцать, в конце поставил с десяток знаков вопроса и снова перелистнул страницу. Внутренний диалог отражался на его лице – желание продолжить начатую игру надменного разоблачителя и возможность извлечь из сложившейся ситуации максимум пользы боролись в нем. Недоверие к специалистам такого рода, возможно, тянулось из прошлого опыта, возможно, порождалось страхом попасть в капкан нежелательных откровений. Было видно, что выбор дается ему не легко.
– Я опасаюсь разоблачения, опасаюсь, что стяну маску и перестану быть ярким, веселым, быстрым, не смогу доиграть свою роль – юмориста, души компании, балагура, всезнайки.
– Вы сегодня прекрасно вжились в роль, не выходите из нее, оставайтесь в маске, я даже добавлю Вам еще две. Вы как, не против?
– Не против, но только я буду прерываться и кое-что записывать.
– Хорошо. Предлагаю Вам поиграть. Приглашаю Вас в «Театр одного актера», в котором Вы играете все три роли: «студент-первокурсник», «мудрый профессор» и «молодой ученый-аспирант». Сегодня мы зажжем звезду театральных подмостков, а может и три звезды.
Денис отложил блокнот в сторону и внимательно посмотрел на Ирину, стараясь разгадать ее явные намерения.
– Сценарий такой – студент-первокурсник очень увлечен обучением в «вузе», хочет много всего знать, потому что предмет, который он изучает, не что иное, как сама жизнь. У студента всегда возникает огромное количество вопросов, на которые ответов он пока не знает и не может найти.
Давай подумаем, какие вопросы могли бы быть интересны «студенту», только что начинающему изучать «жизнь»?
Денис встал с кресла и подошел к окну. Бледный стареющий полумесяц только, только проявлялся над горизонтом. Вслед за солнечным днем ночь обещала быть красноречивой.
Какие мысли крутились в голове юного и так отчаянно желавшего казаться взрослым человека? Какие вопросы зажигались в его голове, какие гасли? Кто знает.
Простояв минут пять, Денис порывисто вернулся на место, взял блокнот и исписал целую страницу, отложил его и почти выкрикнул:
– У студента много вопросов. Но кто на них ответит?
– А студенту повезло, ведь преподает этот предмет мудрый Профессор, который прожил интересную яркую жизнь. На своем пути встречал много людей, оттачивал знания и преломлял их в практике, приобретал опыт, жил счастливо и старался делать счастливыми других. У него почти на все вопросы есть ответы, очень правильные и емкие и вместе с тем очень пространные и глубокие. Поэтому иногда студенту сложно их интерпретировать и понять.
– Вот это игра! Мудрый профессор и молодой строптивый студент, как же они могут уживаться в одном человеке, пожалуй, такие роли я не потяну.
– Погоди, не торопись пугаться. Для роли профессора у меня есть помощник – метафорические карты. Студент со своими вопросами, я так понимаю, готов. Целая страница в блокноте исписана. Ну опять же не будем забывать и о третьей роли – энергичном молодом Аспиранте с острым умом, высокой сообразительностью и желанием исследовать Жизнь. Назовем нашу игру «Дешифратор» или «СПА-комплекс» – Студент, Профессор, Аспирант.
– Хорошо. Или «Театр одного актера».
– Или «Хоровод звезд».
– Или «Предсказание по звездам».
А спектакль назовем «Разберись в себе».
– Или «Перевод на понятный».
– Отлично! Умно и по сути. Окончательный вариант названия, думаю, сложится по завершении игры. Ну что, начнем? Погружаемся в атмосферу.
Третий звонок, в зале гаснет свет, прожектора направлены в центр сцены. В центре Студент, он спокоен, задумчив и решителен. Сегодня он, может быть, получит ответы на самые главные вопросы, которые не дают ему покоя. У Студента, с его вдумчивым отношением к миру, вопросов много, но сегодня он сможет задать только шесть. Шесть самых важных и самых непростых.
Денис смотрел на Ирину не отрываясь, старался погрузиться в магию происходящего, примерял на себя первую роль, вживался в образ.
– Почему только шесть вопросов? Почему не пять, не семь, например? Хотя, может быть, потому, что число 6 считается дьявольским, числом темных сил. Или потому, что в моем созвездии Стрельца тоже шесть главных самых ярких звезд. Или, может, потому, что в моей фамилии шесть букв. Я вижу – Вы улыбаетесь, у Вас нет ответа? Просто шесть и все?! Потому что Вы режиссер и так придумали? Ну ладно, шесть так шесть.
Вечер погружал комнату в полумрак, обстановка будто специально, руководствуясь замыслом несуществующего режиссера, приобретала камерность. Настольная лампа, торшер и бра выделяли центры действия пьесы.
– Ну, хорошо.
Денис открыл блокнот и подчеркнул в своем списке одну строку, оканчивающуюся вопросом. Приоткрыл рот, настроился, заговорил.
– Мудрый профессор, меня уже очень давно интересует вопрос, на который я не нахожу ответа, которым я задаюсь практически каждый день, попадая в различные ситуации. Как правильно реагировать на все, что меня окружает: на происходящее, на слова, на действия людей, как реагировать, чтобы не потерять свое лицо, не уронить достоинство?
Денис выдохнул, перевел взгляд на метафорические карты, разложенные на столике, закрыл глаза, вытащил одну, перевернул и прочитал ответ Мудрого Профессора, сначала про себя. Потом, встраиваясь во вторую роль, приосанившись и понизив голос, размеренно процитировал вслух: «Откажитесь от чрезмерных усилий, и желаемое само пойдет вам в руки». Карта задрожала в руке Дениса, он встал и громко, почти речитативом прочитал притчу на обратной стороне карты.
Фото метафорической карты (лицевая и обратная стороны)
Погружение в третью роль требовало затишья. Молодой Аспирант все никак не решался вступить в полилог. Он, как ракета, был готов к старту и с тревожной надеждой ждал обратного отсчета. «Три – Два – Один – Пуск!». Ирине передавалось предстартовое волнение, и с большим трудом она сделала еле заметный кивок и прошептала одобрительно: «Поехали». Денис принял команду и заговорил, роняя интонацию на каждой запятой.
– И правда, не слишком ли много я думаю о том, как лучше, как правильно. Искренне реагировать – это всегда правильно, люди не дураки, они умеют читать не только слова, но и жесты, и мимику, все чувствуют фальшь. Самая правильная реакция – это всегда искренняя. Искренне радоваться, искренне огорчаться за человека, вместе с человеком. Но это так трудно.
– Это, правда, очень трудно. Человек, который слишком ориентирован на реакции других людей, долго обдумывает – как правильно, как лучше, и как бы подвисает, входит в ступор. Либо выдает шаблонные, заранее подготовленные реакции, стараясь свести ситуацию на «ха-ха». Думает, что будет правильно засмеять событие, снизив его важность. Но самая правильная и самая достойная реакция – пережить событие, а не убежать от него, не спрятаться, не засмеять и не замолчать. Выйти на успешный старт.
Сначала действительно трудно, но каждый пережитый эпизод дает опыт, новый опыт, ведущий к взлету, а не к падению.
Ирина наблюдала за Денисом. Что-то очень значимое появилось в его движениях – разворот плеч, постановка ног, взгляд наполнился глубиной и сосредоточенностью. «Ракета» двигается на стартовую позицию? Намечается полет к звездам?
Ирина написала в центре листа «Денис Марков» и справа вверху нарисовала первую звезду, назвала ее «Зарождение Сверхновой».
В детстве Ирине очень хотелось полететь в космос, открыть новую звезду или, может быть, даже галактику. Она всегда с завистью и восторгом смотрела по телевизору репортажи с Байконура, старалась не пропустить запуск ракеты «Союз». Ей нравилось переживать вместе со всем человечеством тревожный старт – сначала ракета словно приостанавливалась, повисая в воздухе, затем резко устремлялась в небо. Грохот, как от проходящего над тобой на сверхзвуковой скорости истребителя, заставлял сгруппироваться и вжаться в диван. Пару мгновений было светло, затем – темнота. И удаляющийся огненный цветок превращался в точку на сером телевизионном экране. Голос диктора подбадривающе сообщал о том, что все системы в норме, предвосхищая нарастающие аплодисменты началу успешного старта.
Сейчас, наблюдая за Денисом, Ирина понимала, что ракета вырвалась со стартовой площадки, пронеслась сквозь плотные слои атмосферы и встала на космическую орбиту. Ирина наблюдала, ждала, следила за движением, получала сигналы, была на связи. Она тоже внутренне аплодировала успешному началу движения: полчаса – полет нормальный!
Денис вернулся в кресло. Заглянул в блокнот и зачитал свой второй вопрос: «Как понять, какие чувства ты вызываешь у людей? Меня всегда интересовало это, хотелось знать хотя бы на уровне «нравится»/«не нравится». Вроде бы делаешь что-то важное для себя, а окружающие остаются к этому равнодушны».
– Ты же сам сказал – что-то важное для себя, почему для других это должно быть важно?
– Я вот увлекаюсь древней культурой Японии, точнее, историей Бусидо́ – это воинская философия и мораль – кодекс самурая. Я принимаю этот свод правил и норм, мне он кажется очень правильным и благородным. Это так интересно! Но даже боюсь представить, если бы я заговорил об этом со своими одноклассниками, как бы они отреагировали.
Ирина улыбнулась в ответ.
Денис, желая поскорее получить ответ на сложный вопрос, не закончив фразу, потянулся за картой и взял ближайшую к себе. «Надел маску профессора», приосанился, расправил плечи, поправил волосы, нарочито выявленным баритоном продекламировал: «Прислушивайтесь к тому, что происходит вокруг вас, и вы найдете то, что дает вам силы».
– Вот это да! Боюсь, что Аспиранту сейчас придется сложно. Честно говоря, совет мудрого профессора мне дала моя мама некоторое время назад, и я начал прислушиваться к тому, что происходит вокруг. Понял, что для большинства моих сверстников такие правила самураев как благородство, этика, уважение к искусству не имеют значения.
Мама воспитывала меня «настоящим мужчиной» – в духе Бусидо, они с папой вырабатывали во мне отвагу и мужество, выносливость и терпение. Я много читал рассказов и историй о храбрости и воинственности легендарных героев, знаменитых военачальников и самураев. В Японии ходил на театральные представления и сам участвовал в постановках.
Нередко мы с отцом, когда жили на Курильских островах, для развития смелости отправлялись на несколько дней на рыбалку во время нереста лосося, ловили рыбу, папа говорил: «Будем есть, что добудем». Рядом с нами бродили медведи. Мы воспитывали смелость и волю, проводили ночи без сна. Сейчас я думаю, надо ли было так рисковать, это действительно было опасно. Тем более, когда приехали в Москву, все эти возможности оказались бесполезными. Хотя нет, терпение и выносливость мне сейчас пригождаются в налаживании отношений в школе. И мама опять же дала мудрый совет: «Посмотри, что делают твои одноклассники, и стань, как они, слейся с природой. Забудь о своих желаниях, подчинись желаниям группы, стань как они».
Денис быстро полушепотом прочитал поучительную историю на обороте карты и задумался еще больше.
Фото метафорической карты (лицевая и обратная стороны)
– Ну вот и притча говорит о том же. «Забудь о своих мыслях» и стань, как все, «слушай и подпевай их песню».
– Не совсем так. Когда путники шли по деревне и подпевали в унисон происходящему, они не потеряли своей цели, не остановились и не остались жить в этой деревне, они продолжили свой путь. Эта притча говорит о том, что жить в обществе и быть свободным от общества не получится, и если на твоем пути встречаются такие люди и такая деревня, то не надо раздражаться, сердиться и настаивать на своем, надо извлечь из происходящего максимальную пользу, например, научиться взаимодействовать с людьми другого формата, других ценностей. Но при этом сохранить свои. «Послушать их песню», попробовать «подпеть», вслушаться в слова и, если это не твое, идти дальше.
– Какие чувства вызывали у жителей деревни эти путники? Скорее всего, их даже не замечали, все веселились и радовались своему празднику?
– Денис, давай вместе подумаем, какие чувства ты вызываешь у одноклассников? Почему они сделали тебе такой подарок на день рождения? Что они хотели этим сказать? Что они ожидают услышать от тебя завтра или по результатам трех наших встреч? Что ты им скажешь и как ты себя поведешь?
– Я понимал, что меня воспринимают как шута, и хотел им быть, и думал, что вполне вписался в их круг, со мной стали считаться, мне казалось, что я для них стал своим. И уже почти был готов им открыться, но этот подарок выбил меня из колеи. Почему такой подарок? Вы знаете? Я не знаю.
– Может быть, надо было задать этот вопрос твоим друзьям? Хотя и сейчас не поздно попытаться получить на него ответ из первых уст. И понять – останешься ли ты в роли шута, останешься ли ты в этой деревне из притчи жить или пойдешь своим путем. Пустишься ли ты во всеобщий хоровод празднеств и фейерверков или отправишься за своей путеводной звездой?
Денис взял со стола свой блокнот, записал в него несколько предложений, нашептывая себе под нос важные слова, соглашался с собой и подвергал рецензии каждый тезис. Ирина старалась уловить в шепоте ход размышлений Дениса, определила, что «космический аппарат вышел на околоземную орбиту» «полет идет по заданным параметрам». На листе появилась вторая звезда и надпись «Млечный путь».
Ирина настраивалась на новый этап работы. Денис, немного помолчав, сосредоточенно продолжил.
– Я все понял. У меня есть еще один вопрос к профессору, в продолжение к сказанному: «Как прокачать скилы, стать успешным в своей сфере?».
Со словами «какой мудростью поделится с нами профессор?», вкопался в кучу карточек и вытянул самую нижнюю.
– Читаем: «Выполняйте свою работу лучше, чем от вас ожидают. В мелочах может заключаться самое главное». Это точно сказано, вся жизнь состоит из мелочей, из тонкостей. Я, когда почувствовал, что мы с ребятами в московской школе разные, попробовал изучить ценности западной культуры и найти отличия Бусидо от рыцарского кодекса чести. Казалось бы, одно и тоже, но столько мелких различий. Всегда нужно вгрызаться в детали, узнавать нюансы, доходить до сути явления, и тогда будешь себя чувствовать уверенно и спокойно!
Фото метафорической карты (лицевая и обратная стороны)
– Какая проникновенная притча. Правда, как это важно. И здесь, вслед за мудрым профессором, аспирант говорит: «Делай всегда максимум и еще чуть-чуть». Не игнорируй детали – они решают. Если ты можешь сделать лучше – делай, не упускай возможности, если стоит вопрос между делать или не делать – делай, не бойся. Вот, например, я так и живу. Все время читаю какие-то дополнительные статьи, стараюсь вникнуть в суть процессов.
Ирина с большим удовольствием наблюдала за совершенно еще молодым человеком, слушала его взрослые рассуждения. Юношеский максимализм Дениса проявлялся полным цветом и очень уместно. Как ракетное топливо выталкивал его вперед, поднимал на вершину пирамиды успеха.
Ирина взяла ручку, на листе появилась третья запись: «Звездная пыль», отражающая и фиксирующая последние размышления Дениса.
Денис в азарте размышлений подошел к окну и затих.
– Вы знаете, что одна из самых ярких звезд ночного небосвода названа Беллатрикс. Беллатрикс — с латинского языка можно перевести как «женщина-воительница», «амазонка», ее также называют «Звездой амазонок», она входит в созвездие Ориона. Вот, все в жизни происходит из-за женщин или во имя женщин. Иногда это помогает совершать подвиги, подниматься на вершины, а иногда очень мешает, отвлекает, делает тебя слабее.
У меня еще есть вопрос, наверное, сейчас самый актуальный: «Как выбрать между учебой и девушкой?»
Денис облокотился на спинку кресла, взял карту мудрого профессора и громко зачитал: «Будьте там, где вам важнее всего находиться, не делите себя на части». Улыбка растянулась на его лице.
– Вот это совет! А как узнать, что сейчас важнее. И вообще, если бы знать наверняка, что эта девушка предназначена тебе судьбой и вам суждено быть вместе, то тогда самое важное – это не упустить ее, показать, что она тебе необходима. Но, с другой стороны, если эта Девушка та самая Судьба, то никуда она не денется, и сейчас важнее всего, наверное, сосредоточиться на учебе. Совсем запутался. Это все потому, что она все равно не идет у меня из головы, какая уж тут учеба.
– Понятно. А как же заповеди настоящего самурая?
– Ну вот, Вам смешно.
– Мне не смешно, мне радостно от твоих рассуждений.
Фото метафорической карты (лицевая и обратная стороны)
– Получается так: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Если вполуха слушать – ничего не разберешь.
– Какое-то время вдоль дорог стояли социальные билборды: «Водитель, если ты одной рукой держишь руль, а другой обнимаешь девушку, то знай – и то, и другое ты делаешь плохо». Расставляйте приоритеты.
– Не распыляйся? Всему свое время? Вот, например, я сейчас полностью в учебе и выбираю учебу, и карточка говорит про конкретное время, когда придет оно, тогда сосредоточусь на важном.
– А у самураев были жены?
– Были. Женам самураев была свойственна покорность, услужливость, смиренность. Мир этих женщин был ограничен домом и семьей, в котором они пользовались уважением и доверием. Эта роль была единственной для них возможной. Но, вместе с тем, девочка в самурайской семье с детства обучалась оружейному искусству и в случае необходимости могла воспользоваться оружием и защитить свой дом, своих детей, своего мужа. Я думаю, Нина как раз такая.
– Нина?
– Ага.
Ирина улыбнулась, подтянула к себе лист бумаги и записала: «Пояс Ориона». Поставила знак вопроса и обвела четвертую звезду дважды, сделала ее ярче, оставила для себя «домашним заданием».
– А давайте зададим мудрому профессору еще вопрос: «Что делает человека счастливым?»
– Ого. Это самый сложный вопрос, которым задается умный человек. Человек устроен так, что ему нравится нравиться. Он приглядывается к социуму, который его окружает, и старается подстроиться, чтобы получить максимальные выгоды или минимальный вред. Решает, что ему нужно вступить в общий совместный танец, хотя осознает, что приспособлен к сольной партии, но не решается закружиться в индивидуальном фуэте. Прячет внутри себя то, о чем не может сказать просто и быстро. У тебя так?
– Именно так. Такой, как я, считает, что если он будет соответствовать ожиданиям, его будут принимать, то это сделает его счастливым, и потому робко входит, присматриваясь к реакциям на свой каждый жест и звук. Может затихнуть и затаиться, а может, как я – пестрить красками, громыхать звуками, вспыхивать и по щелчку зажигаться яркими взрывами фейерверка.
– Да, понятная аналогия. Я тоже думаю: почему, когда вспыхивает фейерверк, люди перестают смотреть на звездное небо? Цветное и громкое привлекает нас больше? Кратковременность происходящего говорит нам: беги, смотри, а то опоздаешь? Или яркие вспышки ослепляют, завоевывают внимание, увлекают и отвлекают от большого, важного, вечного?
Может, давай другой вопрос? Про счастье очень сложно.
– Нет, нет, нет. Когда у меня будет еще шанс поговорить с мудрым профессором?
Денис быстро протянул обе руки к карточкам, перемешал их, зажмурил глаза, взял одну, прижал к бедру, еще раз проговорил вопрос и зачитал вслух запись на лицевой стороне: «Не думайте, что у вас чего-то нет. У вас есть жизнь, в которой есть все, и даже больше». Потом перевернул карту, встал, подошел к торшеру, прислонился к стене, медленно и выразительно прочитал притчу.
Фото метафорической карты (лицевая и обратная стороны)
Вечер захватил кабинет в сумрачные объятья. Хотелось открыть окно и запустить в «театральный» зал морозный воздух. А еще лучше – высунуть голову и надышаться холодным вечером, ворваться в шумную жизнь города и стать его частью. Дарить эмоции прохожим и самому получать эмоции от этого. Радоваться тому, что плеяды звезд рассыпались, сгруппировались и исполняют финальный танец в сегодняшнем незапланированном концерте.
Вероятно, руководствуясь схожим желанием, Денис подошел к окну, распахнул его и несколько секунд наслаждался видом и звуком, вглядывался в открытое небо, как будто ожидая увидеть стремительно скользящую звезду и успеть загадать на нее давно придуманное желание. Видимо, не дождавшись метафорического финала, постучал по подоконнику, наглухо закрыл створку и вернулся в уютное кресло.
– Получается, что нужно жить легко – не заморачиваться, не делать того, что тебе не нравится? Любимая семья, общение, минимум плохих эмоций, наблюдать за миром, удивляться его устройству. Удивление – это же основное в жизни? Радоваться тому, что у тебя есть жизнь. А, если тебе плохо, найти кого-то, кому еще хуже, и помочь ему.
– Ну, да. Пока ты жив, у тебя есть возможности. Все проблемы решаемы. Но однако никогда не надо терять намерение идти к важным для тебя целям, мечтать. Человека делает счастливым мечта и желание быть счастливым. Умение радоваться и ценить то, что имеешь.
– Знаете, наверное, я все понял, наверное, это и есть сатори – с японского – озарение, просветление, «ключ к счастью» что ли. И сегодня оно пришло само, без понуканий и предупреждений. Раньше я мог часами просиживать за книгами и размышлять, пытаясь постичь мудрость, а сегодня оно явилось само, во всем своем величии и, думаю, переменит многое в моем существовании. Мне повезло!
– Возможно и так, я рада этому. Знаешь, мне в голову пришло простое, лаконичное и как всегда емкое хайку, не помню где прочитала: «Одинок полет светлячка в ночи, но в небе звезды». Оно достоверно вскрывает природу и человека в их нерасторжимом единстве. Это, на мой взгляд, о том, что человек – малая, но драгоценная единица всего единого и находится в бесчисленном множестве других жизней.
– Человек – одинокий светлячок, свет его очень мал и освещает лишь крохотный кусочек пространства. Но если отвести взгляд от темной земли и посмотреть ввысь, всего-то и надо – повернуть голову, тогда увидишь, что небо покрыто звездами, они сияют ровным ярким и вечным светом. А чуть позже ты понимаешь другое, не менее важное: светлячок – тоже звезда, такая же, как все остальные. Те, что в небе, тоже видят его свет, и это помогает им вынести холод и мрак Вселенной.
– Разумно. С таким пониманием жить и легче, и интересней. Твоя жизнь уже точно не будет такой, как прежде, в глубине твоей души всегда теперь будет достоверное знание, что ты не один, оно поддержит тебя в трудную минуту.
– Да, придется этому учиться. А можно посмотреть, что Вы пишете?
Ирина, жестом пригласила Дениса сесть рядом на диван. Нарисовала пятую звезду и сделала запись.
– Вы написали: «Черная дыра». Что это значит?
– Я написала о том, что в тебе, Денис, есть мощная сила – гравитационное притяжение, и оно настолько велико, что может удерживать объекты, движущиеся с огромной скоростью, даже со скоростью света. Это заметки для нашей дальнейшей работы. Если ты захочешь продолжить?
– Хочу. Я вижу, что шестая звезда не подписана. Шестая звезда — это то, как я себя проявлю при ответе на шестой вопрос? У меня же еще остался один вопрос? Но я хочу сохранить его про запас. На следующий раз. Можно?
– Можно. А почему?
– Просто мне кажется, что я уже ответил на все самые главные свои вопросы. Как Вы думаете, какая роль мне сегодня удалась лучше всего: студента, профессора или аспиранта?
– Думаю, что тебе сегодня отлично удалась роль режиссера. Ты и сейчас берешь ее на себя, решаешь, что делать героям нашего, а точнее твоего спектакля. Опускаешь занавес и объявляешь антракт.
Когда мы внимательны к своему внутреннему миру, тогда нам удается и с внешним миром построить правильные отношения, взять на себя адекватную роль!
Некоторые из нас шлифуют умения и все время отвечают на вопрос «как?». Выбирают для себя ориентир и шаг за шагом, выходя победителями в мелких стычках, стремятся к цели, не сводя глаз с мерцающей вдали путеводной звезды.
А другие всегда думают «зачем?». Учатся видеть явления во всей своей полноте. Сохраняют непоколебимое спокойствие, осознавая, что в существенном победа все равно будет за ними, и позволяют себе в процессе движения насладиться разглядыванием замысловатых созвездий.
Зажечь свою звезду! Не позволять сиюминутным авторитетам сковывать разум! Дать себе возможность делать интересные открытия и выдавать неожиданные суждения.
Короткая ночь —
то и дело проносятся звезды
прямо над головой.
В лунную ночь
загорелась на небосклоне
среди прочих моя звезда.
Такахама Кеси