Стэнфордский тюремный эксперимент, где самые обычные люди превратились в садистов за считанные дни, до сих пор не теряет актуальности. Главный вывод, к которому пришел Филип Зимбардо, автор эксперимента, – насколько легко человек попадает под действие системы и начинает играть по ее правилам. Будь то токсичная семья или травля в классе, армия, секта или деструктивный рабочий коллектив – очутившись в системе насилия, многие люди начинают творить ужасные вещи вовсе не потому, что являются от природы садистами. Их гипнотизирует ореол власти, исходящий от вышестоящих, они присоединяются к большинству (которое, конечно, не может заблуждаться), они верят фальшивым лозунгам, прикрывающим ужасные дела…
Под влиянием множества факторов человек может совершать поступки, которых в дальнейшем будет стыдиться. В своей книге «Эффект Люцифера», посвященной тому, как общество превращает обычных людей в злодеев, Филип Зимбардо приводит 10 установок. Придерживаясь их, вы не попадете под власть деструктивной группы – или выйдете из нее до того, как последствия станут неотвратимыми.
1. «Я совершил ошибку!»
Психиатр Роберт Джей Лифтон пишет о шоке, который испытывали врачи, попадая на работу в концлагерь. Более опытные коллеги подбадривали их так: «Что для заключенного лучше: сдохнуть в дерьме или отправиться на небо на облаке газа?». Если человек оказывается втянутым в недобрые дела, он встает перед мощным искушением: рационализировать ситуацию, искать отговорки и оправдания. Гораздо правильнее честно признаться себе: я совершил ошибку, я занимаюсь неправильными вещами. Так появляется шанс выйти из порочного круга, а не продолжать творить зло, убеждая себя, что ничего дурного на самом деле не происходит.
2. «Я бдителен»
Разговор с мошенником, который пытается получить доступ к вашей карте, может очень сильно напоминать общение с реальным представителем банка. Однако в беседе все же будет пара крючков, за которые зацепится ваш критический взгляд – при условии, что вы остаетесь алертны. Ведь зачастую мы действуем машинально, накладывая на новую ситуацию шаблоны, которые работали для старой, – однако это может привести к ошибке. Зимбардо рекомендует избегать жизни «на автопилоте». Время от времени нужно делать передышки в стиле дзен: поставить поток мыслей на паузу, выйти за рамки ситуации, оценить ее со стороны и подумать, как действовать дальше. Когда вы начинаете задавать неудобные вопросы, требовать доказательства, уточнять, сомневаться, то люди, которые планируют вас использовать, могут поднять вас на смех или попытаться задавить авторитетом. Однако критическое мышление всегда окупается.
3. «Я несу ответственность»
Одна из ловушек, в которую пытается загнать нас нечистая совесть, – мысль о коллективной ответственности. «Я всего лишь выполнял приказ», «все так делают» – такие установки помогают договориться с нечистой совестью, однако вины не снимают. Зимбардо советует всегда поддерживать в себе чувство личной ответственности. Человек, который привык отвечать за свои поступки, не будет слепо подчиняться власти. Ему, как никому другому, понятно, что заявления о коллективной ответственности – одно из средств вовлечь личность в ужасающие поступки. А когда настанет время отвечать за свои поступки, оправдание «так делали все» послужит слабой защитой.
4. «Я утверждаю свою уникальность»
Анонимность – следовательно, и безнаказанность – создает питательную почву для злоупотреблений. В Стэнфордском тюремном эксперименте Зимбардо не раз подчеркивал роль больших зеркальных очков, скрывающих лица охранников, словно маски. Если система стремится низвести личность до бездушного винтика, то далее она при помощи этого винтика может делать все, что угодно. «Не позволяйте другим приуменьшать вашу уникальность, помещать в какую-то категорию, в какой-то ящик, превращать вас в «винтик», в объект… Ищите точки соприкосновения с лидерами, подчеркивайте то, что вас объединяет», – советует Зимбардо. Необходимо не только самому избавляться от негативных стереотипов, но и побуждать к этому других. Обидные прозвища и шутки – далеко не такая безобидная вещь, как кажется. Сначала мы низводим личность или группу людей на уровень неодушевленного предмета или животного, а затем начинаем оправдывать по отношению к ним любую жестокость. Так, во время геноцида в Руанде хуту призывали своих собратьев «истреблять тараканов» и «валить высокие деревья» – то есть уничтожать своих соседей-тутси.
5. «Я уважаю авторитет, но не подчиняюсь несправедливой власти»
Ореол власти гипнотизирует, однако всегда полезно спросить себя, имеют ли право вышестоящие отдавать вам приказы – и что ими движет. На чем основана власть вышестоящего? Одно дело, если его авторитет зиждется на мудрости, профессионализме или впечатляющих заслугах. Другое – если перед вами выскочка, который требует подчинения, не имея на это должных оснований. Зимбардо напоминает о том, как важно « оставаться мудрыми и стойкими, сопротивляясь власти, не заслуживающей уважения, – так можно избежать «бездумного повиновения самозванцам, претензии которых не совпадают с нашими интересами».
6. «Я стремлюсь к принятию в группу, но ценю собственную независимость»
Человек стремиться быть частью группы, а отвержение действует на него ужасающие. Поэтому когда коллектив требует «быть как все», действовать в соответствии с его нормами, открыто разделять его ценности и убеждения, человек может легко пожертвовать частью своей индивидуальности. Но что делать, если требуемая жертва слишком высока, а сама группа – деструктивна? Для жителя тоталитарного государства отказ от слияния с обществом грозил смертью, но выборы нашего времени куда менее драматичны. Зимбардо советует найти группу, которая будет поддерживать вашу независимость и разделять ваши ценности.
7. «Я буду более бдителен к «обрамлению»
Расхожая фраза гласит, что фашисты будущего будут называть себя антифашистами. Если бы токсичные группы в открытую заявляли о своих злых намерениях, успех многих из них стремился бы к нулю. Поэтому они могут прикрывать свои истинные цели лозунгами о добре, справедливости и наказании зла. Обрамление ситуации может легко ввести нас в заблуждение. «Мы не хотим 40-процентной вероятности проигрыша X и Y, но хотим 60-процентный вероятности выигрыша Y и X», – приводит Зимбардо пример, который ясно показывает, как легко нами можно манипулировать с помощью обрамления. В таком случае на помощь вновь приходит критическое мышление – наш верный спутник и при просмотре рекламы, и при чтении новостей, и при взаимодействии с коллективом.
8. «Я отрегулирую свое восприятие времени»
Когда вы находитесь внутри деструктивной ситуации, вам может казаться, что она будет длиться вечно – но это иллюзия. Школьная травля рано или поздно оканчивается, дурной начальник покидает насиженное местечко, подходит к концу срок службы в армии. И даже те жители нацистской Германии, которые считали, что Рейх будет стоять вечно, ошибались. Попав в сложную ситуацию, полезно представить на своей руке перстень царя Соломона с надписью «И это пройдет». Всегда помните о моральных нормах, на которые вы ориентировались в прошлом, и держите в уме картинку будущего. Именно такими установками руководствовались голландцы, что прятали евреев от нацистов. Воспоминания о прошлом и мысли о будущем помогали им не поддаваться социальному давлению и страху.
9. «Я не стану жертвовать личными или гражданскими свободами ради иллюзии безопасности»
Нашей потребностью в безопасности легко манипулировать. Убедив в существовании угрозы и пообещав защиту, злые силы могут заставить нас делать совершенно немыслимые вещи. Во-первых, если некие «они» хотят разрушить мирных и добрых «нас», остается только атаковать первыми – разумеется, в целях защиты. Так в знаменитой «Речи о тотальной войне» 1943 года Геббельс заявлял, что Рейх всего лишь защищает Европу от хаоса и «капиталистической тирании» большевизма. Во-вторых, нам могут предложить обменять часть личных и гражданских свобод на безопасность – разумеется, в итоге мы лишимся и того, и другого. А Эрих Фромм напоминает, что призывы пожертвовать гражданскими свободами ради защищенности, совершить коллективную жертву ради интересов страны – первый шаг фашистского лидера.
10. «Я могу сопротивляться несправедливой системе»
Помните эксперимент Аша? Группу просили соотнести длину различных линий, при этом все, кроме одного человека, были подсадными утками и периодически давали неправильные ответы. 75% испытуемых хотя бы один раз шли на поводу у группы и отвечали совсем не то, что видели их глаза. Но если в группе появлялся еще один человек, всегда дающий правильные ответы, количество ошибок и испытуемых падало в 4 раза. Поэтому Зимбардо призывает искать единомышленников – это не только придаст вам сил в отстаивании своей независимости, но и позволит все большему числу вовлеченных переходить на правильную сторону. Даже если вам кажется, что все члены группы разделяют ее деструктивные ценности, это чаще всего не так. Например, в классе, где травят ученика, есть множество школьников, которые внутренне не согласны с происходящим, но боятся выступить против, чтобы не стать следующей жертвой. Громкий голос «против» может стать именно той костяшкой, которая разрушит всю цепочку домино. «Сопротивление одиночки система может объявить бредом и сумасшествием. Двух противников она может считать жертвами общей мании, но если вас уже трое, вы становитесь силой, и с вами придется считаться», – пишет Зимбардо.
Итак, как противостоять влиянию среды
Сопротивляться влиянию деструктивной группы очень сложно. Однако даже если вам кажется, что вы попали в ловушку, из которой нет выхода – это не так. Рано или поздно ситуация завершиться, а вам придется иметь дело с ее последствиями и ужасаться: «Как же я мог(ла) заниматься подобными вещами?». Оцените ситуацию со стороны, не бойтесь отстаивать свою самость и задавать неудобные вопросы, не теряйте критическое мышление и ищите единомышленников. Покидайте токсичные ситуации или ищите способа их изменить – тогда вы сможете носить гордое звание героя.