Какие есть для этого методы? Насколько это вообще очевидно? Или вы можете даже не догадываться о своей настоящей репутации? И что делать, если ваша репутация неожиданно пошатнулась? Разобраться в этих вопросах нам поможет тренер по успешному трудоустройству Юлия Мериз.
Понять, что о вас на самом деле думают коллеги, в общем-то не сложно. Зачастую все начинается с простого внутреннего ощущения, что «что-то не так», а дальше – уже достаточно просто внимательно слушать и наблюдать. Поскольку система, состоящая из нескольких человек, – это всегда система динамичная, то все то, что было недоступно какой-то ее части, рано или поздно становится доступно. И сплетни в данном случае – один из самых распространенных способов, помогающих выйти на поверхность всему тайному.
Сплетни – своего рода «устный» вирус, который обитает в любой офисной среде и способен распространяться практически молниеносно.
Особых методов для того, чтобы узнать больше о себе, чаще всего и не нужно. Бывает вполне достаточно душевного бизнес-ланча с одним из самых разговорчивых коллег или посещения близлежащего кафе в пятницу. Главное здесь – войти в доверие, чтобы человек, который в компании «знает все», проникся, открылся и поделился с вами тем, о чем судачит коллектив. Да, в какой-то степени это, конечно, манипуляция. Но если подозрения о пошатнувшейся репутации уже посеяны, то, быть может, это стоит того, чтобы внести наконец ясность?
Какими способами можно репутацию испортить?
Репутацию испортить достаточно легко, поскольку сама по себе она часто основывается на мнении, не лишенном шаблонных стереотипов. Например, профессионал не должен опаздывать на встречи, не должен быть слишком эмоциональным, не должен болтать лишнего, не должен напиваться на корпоративе и т. д. Все это, безусловно, уже давно отнесено к разделам профессиональной этики.
Репутацию можно испортить не только неверно принятым решением, но также и лишним словом, поступком, выходящими за рамки профессиональной этики.
Помимо сплетен, всезнайства и неопытности, могут быть еще и такие «пороки», как, например, скандальность, нечестность или мелкое воровство. При этом человек может быть действительно профессионалом своего дела, но наряду с этим иметь не очень привлекательное личное качество.
Можно ли исправить репутацию в коллективе и как это лучше сделать?
Исправить профессиональную репутацию, на мой взгляд, куда легче, чем личную. В ряде случаев достаточно подойти творчески и с блеском выполнить (а лучше перевыполнить) какую-либо из поставленных профессиональных задач. То есть в данном случае показать себя профессионалом. Своего рода матч-реванш. И этого действительно бывает вполне достаточно для того, чтобы мнение о вас как о профессионале в обществе изменилось в корне. Ведь тому же обществу хорошо известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
А вот что касается личной репутации… здесь все куда интереснее. Известно, что восприятие качеств другого человека так или иначе проходит сквозь личный фильтр человека, как правило не очищенный от общественных схем, шаблонов, стереотипов, а также психотравм. Следовательно, объективность этого восприятия может сильно страдать. Вот почему в данном случае мазок черной краской поверх яркой картины действительно способен ее испортить кардинально и надолго.
И из этой ситуации есть выход. Например, не пытаться избавиться от черной кляксы, а представить ее как ту самую «изюминку».
По моим наблюдениям, запятнанную личную репутацию можно исправить… повышением репутации профессиональной. И тогда первая станет не более чем пикантной «изюминкой» общего досье сотрудника, привлекающей внимание к его яркой индивидуальности, а вместе с тем и повышающей его профессиональную ценность в глазах делового окружения.
Какой образ может быть колоритнее, чем образ профессионала, с изящной легкостью запускающего успешные проекты и… при этом способного прихватить с собой льняную салфетку из ресторана? Согласитесь, сочетание как минимум привлекающее внимание к данной персоне и вызывающее неподдельный интерес.
И еще одно наблюдение. Важно с особым вниманием относиться к своей личной репутации в то время, пока профессиональная еще только формируется. Неокрепшая профессиональная репутация сродни замку на песке, на который достаточно подуть, чтобы тот рассыпался. В данном случае личная репутация – как часть общего имиджа сотрудника – напрямую влияет на весь его образ. Куда проще позволить себе «финт ушами», когда профессиональная репутация уже не просто сформирована, но и закреплена.
Именно в этом случае личные промахи могут стать той самой индивидуальностью. В то время как в первом случае – загубят репутацию на корню.
Яркий пример вместо вывода
В моей памяти всплывает пример, крайне полезный для вдумчивого читателя. Итак, очень перспективный новый сотрудник IT-отдела, немного перебрав на корпоративе, повел себя совершенно неадекватно: стал хамить официантам, спровоцировал драку в ресторане, где проходило мероприятие. В результате руководство довольно крупной компании вынуждено было с ним попрощаться, хотя поговаривали, что на него имели виды как на будущего руководителя IT-направления.
Самое печальное, как стало известно позже от его коллеги, заключалось в том, что этот сотрудник прикладывался к спиртному лишь с целью раскрепоститься и почувствовать себя в новом коллективе более свободно и уверенно. Но, увы, не рассчитал свои силы.
Это прекрасная иллюстрация к тому, как, будучи хорошим специалистом в своей области, можно загубить на корню только формирующуюся профессиональную репутацию.