Я – мама двухлетки, одновременно я – тренер по профориентационным программам для взрослых. И вполне очевидно, что вопрос «Кем станет мой ребенок в будущем?» волнует меня уже сейчас. Уверена, что не одна я озадачена этим. И большинство современных думающих родителей начинают задаваться этим вопросом едва ли не с первых детских шагов. Как разрешить этот вопрос и помочь ребенку определиться с профессией грамотно и мудро?
Причем не так, чтобы навязать чаду то, что не удалось в свое время воплотить самому, чтобы неосознанно закрыть собственный гештальт. А так, чтобы помочь ребенку в нужное время почувствовать и понять, в какую сторону зовет его душа.
Для начала давайте разберемся с тем, что значит помочь. Родительская помощь, конечно, очень важна и является неотъемлемым элементом при формировании фундамента из уверенности, силы и воли ребенка. Важна та помощь, которая является поддержкой.
К сожалению, способностью поддерживать ребенка владеет далеко не каждый родитель. Чаще это все-таки помощь из разряда «Посиди в сторонке, поешь мороженое, я щас все решу!». Мы порой «заигрываемся» в заботу о ребенке, упуская важные моменты его взросления, когда наилучшей помощью как раз будет нам, родителям, отойти в сторону. Ведь чтобы ребенок научился сам есть из ложки, ему нужно с ног до головы вымазаться едой, и не единожды. И если каждый раз кормить его своей рукой, то наступление момента, когда он начнет делать это самостоятельно, сильно затянется.
Переводя все вышесказанное в плоскость профессионального самоопределения, можно сказать, что момент выбора вуза – тот самый, когда со своим незакрытым гештальтом вкупе с «психологическим багажом» активизируется огромное количество родителей. А в этот момент родителю лучше отойти в сторону и передать всю ответственность за выбор своему чаду.
По-настоящему помочь ребенку можно за несколько лет до выбора вуза и поступления. А лучше озадачиться этим с самого детства. Так, чтобы наверняка. Тогда велик шанс не превратить выбор профессии в выматывающее соревнование со временем жизни, а раскрыть для ребенка поиск себя как стиль жизни в целом.
Так внутренний запрос на самоактуализацию и самореализацию с последующим поиском ответов станет для него абсолютно нормальным и таким же естественным, как пить и есть. Зачем все это? Да потому что по-настоящему счастливым человек может быть только тогда, когда он реализует заложенный в него потенциал. А это возможно, только занимаясь любимым делом.
С чего начать? 2 важных шага к осознанному выбору профессии
1-й шаг. Сфокусируйте свое внимание на ребенке
Это первое и самое важное. Начните за своим ребенком наблюдать. Но не просто наблюдать, а осознанно. Наблюдать за тем, что он делает и чем занимается, когда остается один на один с собой. Даже если в очень раннем возрасте это «один на один» длится всего лишь несколько минут. Наблюдать, к чему – каким именно игрушкам или предметам в доме и во внешнем мире – тянутся его руки и устремляется его заинтересованный взгляд.
Кстати, наблюдать в раннем детстве за ребенком с пока еще не «зашоренным» сознанием может оказаться куда информативнее, чем в старшем возрасте. Хотя тяга к заложенным в него способностям и талантам в возрасте трех –четырех – пяти лет может еще никак и не проявляться.
Задача родителя – создать продуманную и качественно выстроенную развивающую среду для ребенка. Да такую, в которой имелись бы возможности для раскрытия всех сфер его развития, а их ни много ни мало восемь:
- мышление,
- речь,
- мелкая моторика,
- музыкальное развитие,
- творческое и эстетическое развитие,
- эмоционально-личностное и социальное развитие,
- развитие навыков самообслуживания,
- физическое развитие.
Так, например, для развития речи можно использовать определенный набор книг и карточек. Для сферы «мелкая моторика» можно выделить отдельную коробку с какими-то мелкими деталями, бусинами, да даже емкость с гречкой. Для физического развития идеальна шведская стенка. Музыкальное помогут обеспечить звуковые игрушки, детские музыкальные инструменты, а также ежедневное прослушивание музыки. Творческое – краски, кисти, карандаши, пластилин, тесто, песок. Развитию мышления помогут пазлы, цветные наклейки, разноцветные и разнокалиберные детали.
Этот этап достаточно пассивен, но очень важен. Вы создаете условия в своем пространстве и осознанно начинаете наблюдать за своим ребенком и изучать его внутри этих условий.
2-й шаг. Экспериментируйте
Заметив, к каким занятиям у ребенка проявляется интерес, можно попробовать познакомить его с профессиональной средой, где он мог бы свой интерес удовлетворять, а способности применять.
Для того чтобы хобби или увлечение естественным образом переросло в профессию, необходимо выполнение трех условий:
- Способности, таланты, данные от рождения.
- Возможности эти способности реализовать.
- И – непременно! – желание ребенка. Без него ничего не выйдет.
Наша, родительская, зона ответственности – это пункт 2. Целиком и полностью. Ведь мы несем ответственность за тех, кого родили. Терпение и внимательное отношение к детям – вот наши неотъемлемые спутники на пути к успеху.
Когда лучше начинать?
Когда угодно. Можно прямо с раннего детства. Специалисты выделяют четыре возрастных этапа на пути, который способен привести ребенка к по-настоящему любимой профессии.
До 3 лет
Этап, когда заливается фундамент для всего последующего процесса. Этап, когда создается та самая развивающая среда для ребенка, в которой родитель просто за ним наблюдает. На этом этапе можно отмечать реакцию на занятия, которые предлагаются ребенку. Видеть, что у него получается в большей, а что в меньшей степени. Замечать, что вызывает интерес, а что – протест или игнорирование. Все это можно записывать в дневник, а потом анализировать. На данном этапе уже можно выделить направления, которые больше нравятся ребенку.
От 3 до 10 лет
Важная задача в этом возрасте – познакомить ребенка с многообразием возможностей, показать ему как можно большее количество интересных занятий. На этом этапе хороши различные «кружки» по интересам, групповые занятия, практические мастер-классы. То есть все то, где раскрытые на предыдущем этапе навыки можно применить на практике.
Прекрасной возможностью является посещение тематических пространств по типу города профессий (например, «Детский город мастеров Мастерславль»), где ребенок может по-настоящему примерить на себя ту или иную работу.
Подобная профориентация в столь раннем возрасте – это абсолютная дозволенность делать большое количество проб без страха допустить ошибку. Можно потренировать свои способности и силы в разных профессиях. Можно посещать самые разные невообразимые занятия и тем самым не только раскрывать и тренировать свои таланты-способности, но и сам навык выбирать.
Этот период захватывает немаловажный этап подготовки к школе, поэтому ее выбор и период успешной адаптации уже сами по себе позволяют оценить сильные и слабые стороны ребенка и подобрать необходимые программы для дальнейшего развития.
От 10 до 14 лет
К этому моменту ребенок успел многое увидеть и попробовать, выявить свои интересы и даже завести увлечения. Но трудный подростковый период способен нарушить доверие между ним и родителем. Поскольку чаще всего в это время подросток отвергает родителя, одновременно с этим он нуждается в сильном взрослом наставнике.
Так вот, здоровая родительская прозорливость могут ему в этом помочь и вовремя познакомить чадо с «правильным» взрослым в лице, например, мудрого педагога с хорошей репутацией. Или профессионального тренера, руководителя «кружка» по интересной ребенку тематике.
От 14 до 18 лет
Если предыдущие три этапа пройдены верно, то на данном этапе ребенок – тот, который уже и не ребенок вовсе, а подросток, – уже уверенно определился в своем выборе.
На данном этапе могут быть подключены карьерные консультанты или специалисты по подростковой профориентации.
Активная позиция взрослого здесь сводится к тому, чтобы искать и находить достойных репетиторов и мудрых учителей, которые помогут чаду подготовиться и поступить в лучшее учебное заведение по выбранному направлению.
А если время упущено?
Так не бывает. Раскрывать потенциал никогда не поздно. Может быть сложнее. Начните с восстановления доверия между вами и ребенком. Хорошо было бы понять, о чем он думает в отношении своего места в жизни, каким его видит. И если не видит или видит смутно, то помочь ему этот туман рассеять. Это в силах родителя. Думающего и осознанного родителя.
И помните, что бесталанных детей не бывает. Каждый человек с самого рождения наделен дарами свыше. Теми самыми талантами. Вопрос в том, удалось ли их раскрыть, или они все еще пока пребывают в летаргическом сне. Если способности еще не раскрыты, то это не проблема, а всего лишь задача, цель которой – помочь пробудить дары своему уже, возможно, взрослому чаду.
Подробнее об этом: Суздалева М. Дома с мамой : система развития ребенка от А до Я. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016.
Каждый ребенок с раннего возраста слышит вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» И зачастую малыш дает стандартные ответы: бизнесменом, дизайнером или просто «звездой». К сожалению, современные дети очень плохо информированы о многообразии специальностей.
Большинство людей занимаются нелюбимым делом, а профессиональная неудовлетворенность делает человека несчастным. Ежедневное выполнение обязанностей, не приносящее никакой радости, вызывает стресс и страх за свое будущее. Помимо этого, у человека, не реализованного в работе, формируется заниженная самооценка и комплекс неудачника.
Родители хотят помочь ребенку с выбором профессии, но не всегда знают, как и когда это делать. Некоторые мамы и папы считают, что начинать «определяться» надо в старших классах. Подросток лихорадочно перебирает варианты, и в результате поступает в вуз по принципу «маленький конкурс», «рядом с домом», «куда-то же надо идти».
На самом деле задуматься о будущем своего ребенка имеет смысл с дошкольного возраста. Речь, конечно, не идет о выборе профессии «раз и навсегда». Имеется в виду предоставление возможности попробовать самые разные деятельности. И осознание личностных особенностей малыша, его склонностей и способностей. Когда ребенок занимается тем, что ему нравится, он окрылен и вдохновлен на новые свершения. У него хорошо получается какое-нибудь дело, и он светится от счастья.
Проект «Мастерславль» знакомит своих юных посетителей с самыми разными профессиями. Ребенок может попробовать себя в роли таможенника, водителя, строителя, врача, почтальона. И не просто поработать, а получить «зарплату» и потратить ее. Все занятия проводятся в игровой форме, в доброй и радостной атмосфере. Пекарня и автодром, салон красоты и больница, станция МЧС и биржа – в «Мастерславле» оборудовано множество профессиональных площадок. Все вместе они представляют собой модель города с полной его инфраструктурой.
Ребенок должен понимать, насколько разнообразен мир профессий, насколько специфична каждая из них. Нередко подростки не могут выбрать себе профессию не потому, что не могут определиться со своими интересами и желаниями, а потому что не представляют, из чего выбирать. Если человек не пробовал какое-либо занятие, как он может узнать, нравится оно ему или нет? Поэтому проект «Мастерславль» – прекрасная возможность примерить на себя разные роли и определить свои склонности и таланты.