Сегодня, когда мир живет на высоких скоростях и все стремительно меняется, принято считать, что смена работы – обычная практика, тем более что пожизненного найма не существует. И многие делают вид, что эта «перезагрузка» их мало волнует. Но на самом деле любое увольнение, даже из той компании, которой был недоволен – ругал начальство, коллектив и условия, – становится тяжелым испытанием.
Как может реагировать человек, когда слышит слова «Вы уволены»? Один сразу сдувается, как лопнувший шарик, и может разразиться слезами. Другой выпускает пар и сполна дает выплеснуться своей агрессии. Третий внешне совершенно спокойно воспринимает весть об увольнении, а в конце разговора вскользь дает понять, что прыгнет с моста. Как в фильме с Джорджем Клуни «Мне бы в небо».
Потеря места всегда переживается как поражение.
При этом возникают две основные эмоции: страх и обида. Мгновенно в голове появляются вопросы «За что мне это?», «Почему именно меня?» и «Что же будет дальше?». А потом, когда человек понимает, что о его увольнении узнают все – коллеги, родственники, друзья, – к страху и обиде присоединяется стыд.
Мы боимся быть исключенными из своей группы или потерять связи с ней. Этот страх заложен в нас на генетическом уровне, так как одному в охотничьей среде обитания было не выжить. Отсюда – сформировавшаяся за тысячелетия необходимость принадлежать группе и чувство, что изоляция или остракизм могут привести к самым страшным последствиям.
Кроме того, идентичность человека тесно связана с групповой принадлежностью. Для многих компания, в которой они работают, является визитной карточкой, важной составляющей их образа, их самоощущения. Можно сказать, что при увольнении они отчасти теряют лицо. Получается, что, люди лишаются и части своего «я», а значит, им приходится перестраивать свой образ – а это очень глубокая проблема, более глубокая, чем может показаться на первый взгляд.
Состояние безнадежности усугубляется еще и тем, что, сужая внимание и концентрируясь лишь на данной ситуации, человек практически игнорирует другие стороны жизни. Он идентифицирует себя со своей проблемой, не может абстрагироваться и посмотреть на нее со стороны. При таком сильном погружении в негативные эмоции он внутренне их никак не прорабатывает. И тогда эмоции начинают управлять человеком и во многом определяют его позиционирование в этой сложной жизненной ситуации. Вот несколько основных позиций.
ЖЕРТВА
Уволенный постоянно плачется и жалуется окружающим, все больше и больше загоняет себя в состояние жертвы. Тем самым производит впечатление слабого, никчемного человека, который как будто сам признает, что действительно заслужил «вынесенного вердикта».
Но надо понимать, что если это состояние в себе культивировать, то со временем выйти из него будет все труднее. Оно затягивает, как трясина, и вынуждает человека все больше вживаться в роль жертвы, находить для нее новые слова и краски, демонстрируя всем свою растерянность и беспомощность.
Такая «страдательная» позиция не требует больших усилий: можно просто катиться вниз, до поры до времени вызывая сочувствие окружающих. А это неизбежно ведет к снижению самооценки и даже к самоуничижению.
АГРЕССОР
В ответ на сообщение об увольнении многие начинают обвинять других в несправедливости этого решения. Выплескивают свои негативные эмоции, высказывая все, что думают о компании и руководстве. Даже был случай, когда начальник службы безопасности, узнав, что он здесь больше не работает, начал стрелять в потолок. А другой, топ-менеджер, крушил мебель в офисе.
Было и такое: сотрудник, которому сказали, что он не справлялся со своими должностными обязанностями, заявил, что это неправда, – и еще целый месяц просидел в компании, доказывая, что уволен несправедливо. У него уже не было ни телефона с корпоративным номером, ни компьютера с выходом в Интернет – только пустой рабочий стол.
В данном случае человек выступал как обвинитель, своим присутствием демонстративно выражая протест и несогласие с решением руководства. Но к каким последствиям привело такое поведение? Обвиняя и начальника, который его выгонял, и коллег, которые его не поддерживали, он, по сути, перечеркнул все то хорошее, что было за время его работы в компании. Противопоставляя себя другим, он поставил крест на взаимоотношениях даже с теми, кто поначалу ему сочувствовал.
Часто такой настрой может распространяться и на другие сферы жизни, на других людей: «Весь мир – враждебен, все – против меня, причем это имеет отношение и к прошлому, и к настоящему, и к будущему». Но с такой установкой очень сложно найти новое место. Даже на собеседовании такие кандидаты начинают критиковать предыдущую работу – и, безусловно, это не добавляет им очков.
ОБРЕЧЕННЫЙ
Услышав от руководителя «Вы уволены», сотрудник может внутренне расценить это как смертный приговор, но внешне демонстрирует абсолютное спокойствие. Он не дает выхода своим эмоциям, бывает скуп на слова, не обсуждает произошедшее ни с коллегами, ни с близкими, так как просто не в состоянии говорить об этом. Он даже может делать вид, что ежедневно ходит в офис, обманывая семью, друзей и самого себя. Он как бы блокирует внешнее проявление переживаний.
Но в этой ситуации отказ от живых реакций – это самое опасное. Ощущение одиночества усиливается. Человек остается один на один с фактом своего увольнения, но принять его не может: страх остаться без работы слишком силен, а степень переживания слишком высока. Возникает мысль о бесцельности и бессмысленности жизни – это биологически самая мощная реакция. И во многом она вызвана тем, что страх, обида, стыд зашкаливают, при этом оставаясь внутри.
Но подавлять эмоции в себе не стоит – вначале лучше дать им «зеленый свет», а потом уже «переваривать» шокирующее известие об увольнении, обдумывать все, что с нами произошло. Надо понимать, что во многом то, как мы реагируем, заложено в нас на генетическом уровне. Это особенности нашей личности и характера, темперамента, поэтому за первые реакции можно себя не казнить, даже если расплакались или вошли в ступор.
Ситуацию все равно уже не изменить. Постоянно думать о том, что могли бы вести себя по-другому, проигрывать возможные варианты реакций не имеет смысла. Поэтому важно несколько отстраниться от ситуации, переключиться и признать, что компания, с которой мы расстаемся, уже осталась в прошлом, а сейчас необходимо сконцентрироваться на том, чтобы уйти из нее с минимальными потерями как в психологическом, так и в материальном плане, сохранив нормальные отношения и с коллегами, и с руководством.
Так что же надо для этого делать? Совет и прост и сложен одновременно. Нужно попытаться вести себя так, как если бы мы уходили по собственному желанию, то есть представить, что мы сами приняли это решение.
И отчасти это будет правдой. Если спросить себя: «Готов ли я работать в организации, которая заявила, что больше во мне не нуждается?» – ответ будет один: «Нет». Работать здесь полноценно мы уже не сможем, да и с руководителем у нас уже вряд ли наладятся хорошие, деловые отношения. Если «твердо встать» на этой мысли, то будет проще не терять равновесия и, как говорят в народе, не распускать себя. Чтобы самооценка страдала как можно меньше, нужно «отделить» свое «я» от этой ситуации, понять, что в ее основе – множество самых разных причин, напрямую с нами не связанных.
Если к ситуации увольнения отнестись по-деловому, то будет проще уйти без обид. Уже не являясь сотрудником компании, можно переключиться с отношений начальник – подчиненный и говорить практически на равных, обсуждая какие-то важные моменты, связанные с процедурой увольнения.
Например, руководитель говорит: «Вы уволены, но в течение месяца должны найти человека, который сможет вас заменить». Какой может быть первая реакция? «Да ищите сами, я-то тут при чем. Буду еще время тратить!» Но реакция взрослого, ответственного человека – другая. Он, скорее всего, скажет: «Да, хорошо» – и действительно постарается найти себе замену в указанный срок.
При этом он получит время и возможность прийти в себя, обговорить все положенные выплаты, получить необходимые рекомендации и начать поиски новой работы. Поэтому вести себя надо так, как если бы закончился срок действия нашего договора и со своей стороны мы выполнили все обязательства и условия соглашения, а потому ждем того же от бывшего руководства.
Если поставить себя в позицию увольняющегося, а не увольняемого, то это проявится во многих существенных моментах, в том числе в моменте расставания с коллективом. В большинстве компаний придерживаются традиции: когда человек увольняется по собственному желанию, он организует прощальный фуршет. Если сотрудник, которого увольняют, делает то же самое, то этим он как бы переводит себя в позицию человека, который уходит сам. И это тоже помогает ему держаться достойно: сказать спасибо всем за то время, что провели вместе, вспомнить какие-то приятные эпизоды – почувствовать себя членом группы и получить с ее стороны некоторую поддержку.
Один знакомый рассказывал, что пошел на это неохотно, но результат его приятно удивил – коллеги сожалели о его уходе и выразили надежду на продолжение отношений, но уже за пределами офиса. Несмотря на обстоятельства или даже вопреки им всегда лучше расставаться на позитивной волне, понимая, что, возможно, еще не раз встретишься с бывшими коллегами.
Очень важно создать для этого все предпосылки, а не перечеркивать те связи и контакты, которые наладились за время работы. И тогда нам будет намного проще принять ситуацию, признав, что решение об увольнении обжалованию не подлежит. Остается с ним внутренне согласиться и думать о том, что у нас появляется шанс многое изменить. Самое главное при этом – сохранить себя, а тогда приложится и все остальное, в том числе и новое место работы, которое, возможно, будет в большей мере соответствовать нашим интересам и возможностям.