ПОД СТУК КОЛЕС – О САМОМ НАБОЛЕВШЕМ
Этот странный рассказ я нечаянно услышала от попутчика в поезде. Он делился бедами со своим коллегой – они вместе возвращались после какого-то рабочего мероприятия. Чем занималась та конкретная организация – торговала техникой, разрабатывала дизайн или продавала услуги, – я не вникала. Меня поразила «точность до наоборот», с которой «месили корпоративное тесто» главные герои этого рассказа. Сначала – сам рассказ.
Возможно, у нашего директора начался кризис среднего возраста. Иначе я не могу объяснить те странные вещи, которые он «проталкивает» с присущим ему упрямством и настойчивостью последние полгода. Все началось с того, что он попал на какой-то крутой тренинг – «азы лидерства», «рождение силы», «команда моей мечты». Мало ли их – шоуменов от психологии и менеджмента, которые продают рецепты счастья и процветания. На работу вернулся вдохновленный и со странным блеском в глазах. Думали – влюбился. Через некоторое время мы получили возможность лицезреть его «любовь». Новая должность в штате, новая «правая рука» и «духовный наставник» шефа одновременно. Специалист по организационным изменениям, как нам был представлен наш новый коллега.
Изменения не заставили себя долго ждать. Сначала – куча каких-то странных анкет, которые просят поведать правду и только правду. Ладно, этап анкетирования пережили. Затем появился новый стиль отмечать праздники «единой дружной командой». Раньше все получалось как-то естественно: договорились, что-то из дома принесли, что-то из ближайшего магазинчика, посидели после работы часик-другой – и домой, к семьям. Оказывается, даже совместное употребление пищи и полагающихся напитков должно соответствовать корпоративной этике. Кстати, потом с нас деньги за это навязанное нам застолье и высчитывают.
Да что там совместное застолье! А в мешках с закрытыми глазами прыгать? По каким-то веревкам-перекладинам на лесной полянке лазить? Это мероприятие называлось «тренинг командообразования». Последнее веяние – корпоративный дресс-код. Конечно, дамские декольте и мужские шорты – это не способствует рабочему настроению. Но неужели единая для женщин длина платья и единый для мужчин цвет галстука – это главный катализатор нашего «командного духа»?
Наши шутят – скоро бороды, усы и оставшиеся на воле завитки волос у дам будем линейкой вымерять. Судя по публикациям в Сети о «корпоративном этикете» у проклятых буржуев, скоро «правая рука» будет регламентировать не только длину волос, но и их цвет, количество и… допустимые места их произрастания.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
РАБОТАЮ, КАК ДЫШУ
Недавно я принимала участие в отборе новых сотрудников в крупную международную компанию, которая, кстати, славится своей корпоративной культурой, а сами сотрудники с улыбкой именуют себя «сектой». Увидев компанию изнутри, я была поражена почти семейными отношениями между коллегами и восприятием работы как самого интересного в жизни. Желающих оказалось более 5000 человек, отобрать нужно было 30–50. Через год стажировки в компании вчерашние студенты должны были вырасти до молодых управленцев. Предполагалось, что они станут не только формальными, но и неформальными лидерами своих отделов, которые смогут не в приказном порядке, а на уровне тонких межличностных взаимоотношений вовлекать в корпоративную культуру подчиненных. Набранные люди были изначально «заточены» под корпоративную культуру, и следовать ей для них было так же естественно, как дышать. Объединение близких, заинтересованных людей и помогло создать живую структуру.
психолог, имидж-консультант
ЧТО ЭТО ЗА ЗВЕРЬ – КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Прежде чем пытаться проанализировать, что произошло (и происходит) в подобных организациях, – несколько слов в защиту понятия «корпоративная культура». Начнем с того, что она есть в каждой организации всегда, понимает ли это, осознает ли руководство и сотрудники, или нет.
Корпоративная, или организационная, культура – это тот неуловимый «дух организации», который собрал и держит людей вместе. Который дает им ощущение причастности и принадлежности, чувство полезности, знание «я на своем месте». В слаженных командах, которые вместе стартуют «с нуля», такая культура рождается и развивается естественно. Просто как система взаимоподдержки, общего понимания тех целей и задач, которые люди поставили перед собой как команда. Как неписаный, но всем понятный «кодекс чести», регламентирующий психологию взаимоотношений в этой группе.
Время идет, команда развивается, обрастает новыми людьми и связями, попадает в новые веяния и течения. То, что прожито, пережито, – это часть совместного опыта. И часть конкретной корпоративной культуры. В связи с этим – небольшая байка. Она метафорично показывает механизм формирования корпоративной культуры.
КАК ОБЕЗЬЯН ОБУЧАЛИ… КОРПОРАТИВНОМУ ЭТИКЕТУ
В эксперименте участвовали четыре обезьяны. После некоторого вынужденного голодания их поместили в клетку, под потолком которой была привязана связка бананов. Потолок клетки значительно выше, чем рост обезьяны, но в клетке еще находилась приставная лестница. На первом этапе эксперимента обезьяны пытались добыть бананы всеми известными им способами – прыгали, становились друг другу на спину, пытались добраться по прутьям клетки. Эти попытки не увенчались успехом. Затем одной из обезьян пришла идея воспользоваться приставной лестницей. Когда вожделенные бананы были почти в пределах досягаемости, зловредный экспериментатор-наблюдатель окатил обезьяну-новатора, а заодно и всех остальных, холодной водой из крана. Голодные и перепуганные обезьяны забились в самый дальний угол клетки.
Через некоторое время, когда голод стал давать знать о себе весьма ощутимо, обнадеживающий опыт добывания бананов при помощи лестницы решила повторить другая обезьяна. Результат оказался тем же – холодный душ разогнал животных по углам. Двух-трех обливаний холодной водой оказывалось достаточно, чтобы ни у одной обезьяны больше не возникало желания вновь пользоваться лестницей для добычи бананов.
Дальше экспериментаторы меняли одну из обезьян, участниц опыта, на новую и неопытную. Естественно, это вновь прибывшее животное тоже пыталось добраться до бананов. Но экспериментатору на этот раз не было необходимости применять шланг с водой. Испытавшие на себе ледяной душ сородичи достаточно красноречиво, при помощи мимики, жестов и непосредственного физического воздействия, убеждали вновь прибывшего отказаться от подобных попыток. Через некоторое время исследователи снова меняли одну из обезьян на новенькую – и повторялся тот же сценарий. Желание вновь появившейся добраться до бананов вызывало бурную и достаточно агрессивную реакцию со стороны обитателей клетки.
В итоге через определенный период и несколько подмен в клетке оказались обезьяны, которых никто водой не обливал. И тем не менее, никто из них больше не делал попыток добраться до бананов – здесь это делать не принято.
ЛОБОТОМИЯ ПО-ЯПОНСКИ
Пять раз в неделю, кроме субботы и воскресенья, японские рабочие, инженеры и служащие – начинают день с физзарядки и пения. Выстроившись ровными рядами у станков и поточных линий, у письменных столов и кульманов, у витрин и прилавков, японцы хором выводят гимны своих фирм… Затем рабочие, инженеры, служащие и, разумеется, президенты декламируют заповеди. Заповеди у каждой фирмы – собственные… Если б выпускаемые в Японии роботы могли говорить, их тоже наверняка обучили бы декламировать заповеди.
Уж если для обезьян удалось сформировать «правила корпоративной этики», что тогда говорить о людях – с опытом школьных линеек, пионерских лагерей, подросткового деления на «своих и чужих». Корпоративную культуру можно формировать целенаправленно и осознанно. Если это делать грамотно – это сплотит коллектив, действительно поможет людям почувствовать себя единой командой. Если «месить тесто» без понимания «начинки» этой организации – получится как в рассказанной выше истории.
«Начинкой» любой организации все равно остаются люди. Реальные люди с реальными жизненными ценностями, целями, задачами. Помочь людям осознать эти ценности, найти удобный для них режим согласования деятельности – это и есть управление корпоративной культурой изнутри. Если использовать метафору – это подбор рецепта теста в зависимости от начинки.
Если же пойти по противоположному алгоритму – создать систему правил, предписаний, норм и стараться всех сотрудников «вогнать» в эту систему – такая корпоративная культура будет агрессивной по отношению к людям. И тогда в итоге мы получим много-много теста в пироге. И минимум действительно стоящей начинки.
ЧТО ДЕЛАТЬ ТЕМ, КОМУ ПИРОГ НЕ ПО ВКУСУ
Если вы имеете доступ к процессу замеса теста, то есть являетесь достаточно влиятельным лицом в организации, чтобы вносить коррективы в ее организационную культуру – тут всплывает заезженное «будьте проще, и люди к вам потянутся». Искренняя заинтересованность лидеров не только в деле, но и в людях, в их душевном и психологическом комфорте всегда окупается сторицей.
Если же вас упорно сватают на роль той обезьяны, которую отучают рваться к банану даже в состоянии голода, помните, чем человек отличается от обезьяны. Да, наличием разума. И разума не только коллективного, но и индивидуального. Обезьяна, переставшая думать «как все», не выживет. Человек, думающий «как все», рискует остаться в роли обезьяны. Это всегда вопрос персонального выбора – безопасность клетки или свежие бананы на ветке в диком лесу.
А если страшно так сразу – из клетки на свободу – детей кормить надо, дом содержать, тещу-свекровь ублажать, да мало ли «надо» в нашем социальном мире? А если действительно страшно – может, пришло время подумать, где находится ваша «внутренняя Москва»? Где то пространство в вас самих, куда дальше уже отступать нельзя. Потому что, если это делать снова и снова – приспосабливаться, подстраиваться, соглашаться, адаптироваться, – можно просто потерять то индивидуальное и неповторимое, что делает вас Человеком. Потерять вашу собственную изюминку, вашу «эксклюзивную начинку». Постепенно заменив ее на корпоративный пирог, который тестомесы-недоучки так старательно выпекают в нашем бизнес-пространстве.