Эпизод первый
Второй час шопинга. Покупок – ноль («Что-то мне ничего не нравится»). В ответ на робкое предложение вернуться домой: «Ну, разве что сумочку какую-нибудь прикупить…» Зачем? Для чего? Их и так уже складывать некуда!
Эпизод второй
Держа в руках охапку сумок, обращаюсь к жене: «Не хочешь от чего-нибудь избавиться? Некоторые из них ты давно не носишь…». Коллекция подвергается тщательной ревизии, после чего отбраковывается лишь один экземпляр. Причем, на мой мужской взгляд, «кошелка» всем хороша – удобная, вместительная, почти новая. Ничего не понимаю… Почему нужно выбросить именно ее?
Эпизод третий
Казалось бы, простая просьба: «Милый, достань там влажные салфетки» – может запросто вызвать «зависание» мужского мозга. Во-первых, на поиски салфеток в сумчатых недрах может уйти пять – семь минут (это реальная цифра!). Во-вторых, было добыто ТРИ разные упаковки салфеток (обычные, антибактериальные и для снятия макияжа). Зачем столько?! Позже оказалось, что просто была не замечена еще и четвертая упаковка – для протирания оптики…
Из перечисленных случаев можно сделать однозначный вывод: дамская сумочка – это непаханая целина для любого психолога! Но как только я решил разобраться в психологии женских сумок подробнее, тут же выяснил, что меня уже опередили. Еще в 1945 году журналистка из «Нью-Йорк Таймс» Анита Даниэль (Anita Daniel) предложила создать отдельную науку bagology («сумкологию»). Bagology должна была ответить на вопрос: «Что можно сказать о человеке по его сумке и по ее содержимому?»
К сожалению, сегодня подобными исследованиями наука не занимается. Что же носят с собой современные женщины? Функционально содержимое особо не изменилось. Вот только самих «единиц ношения» стало больше. Если женщины сороковых годов прошлого века обходились тремя-четырьмя предметами для наведения красоты, то современные барышни часто берут с собой небольшую косметическую студию. Вещей у современных женщин стало раза в три больше! Два карандаша и ручка? Как бы не так! Очень многие таскают с собой наполненные доверху пеналы.
Что же изменилось принципиально? Первое: сегодня дамы частенько носят с собой книги. Или хотя бы какой-нибудь «глянец». Второе: в сумочках современных женщин появились средства самообороны (например, электрошокеры). Третье: несмотря на популярность разного рода диет, в недрах любимого аксессуа¬ра всегда найдется что-нибудь перекусить. В лучшем случае это может быть яблоко или какой-нибудь фитнес-батончик, а в худшем случае – грамм триста конфет и прошлогодние печеньки.
Когда мужчина вглядывается в перечень вещей, которые женщина любит брать с собой, у него волосы встают дыбом: «Для чего им все это?!» Психологически обоснованных ответов (интерпретаций) может быть несколько.
Во-первых, человек – это существо, которое приспосабливается к миру с помощью инструментальной деятельности. То, что находится в женской сумке, – это и есть такие инструменты, которые помогают выживать в современных городских джунглях. А что вещей много, это и логично – жизнь с каждым годом становится все более сложной и непредсказуемой. Вполне реально проснуться утром где-нибудь в тихом пригороде, днем соответствовать имиджу корпорации, а вечером сесть на самолет и отправиться ужинать селедкой в Амстердам.
Есть даже специальный термин – «номадизм». Мы все – номады, «городские кочевники», которые мобильны и для поддержания этой мобильности носят с собой все самое необходимое. Скажу по секрету, что современные мужчины таскают с собой ненамного меньше «запасов». Просто у женщин все необходимое складируется в сумку, а у мужчин – распределяется по многочисленным карманам.
Во-вторых, женщина запрограммирована природой на заботу об окружающих. Мужчина захватывает жизненное пространство, а женщина его обустраивает, создает уют. До шестидесяти процентов вещей в женской сумке лишь условно можно назвать «личными» – они там находятся для заботы о ком-то (или ради демонстрации кому-то).
Помните, в начале статьи был пример про четыре вида влажных салфеток? Так вот, антибактериальные были нужны для того, чтобы вытирать руки ребенку, а салфетки для протирания оптики предназначались прежде всего для гаджетов мужа.
В-третьих, содержимое сумочки – это жизненный мир женщины в миниатюре. Чем больше в этом мире «моих» вещей, тем безопаснее я себя чувствую. Личные вещи – это знакомые и безопасные объекты, которые я могу полностью контролировать.
Люди с низким базовым доверием к миру, с повышенной тревожностью, с заниженной самооценкой стараются окружить пространство вокруг себя знакомыми вещами. Это позволяет им быть более уверенными в себе, более раскрепощенными. Сумка (и вещи в ней) может быть для женщины своего рода «переходным объектом» – волшебной вещью, которая дает эмоциональную защиту маленькой девочке, выходящей в большой мир.
Как приведенные выше интерпретации могут помочь в реальной жизни? Они помогают получить ответы на поставленный еще Анитой Даниэль вопрос: «Что может сказать о хозяйке ее сумка?» Эти ответы можно сформулировать как три ключевых закона bagology:
1.
Из всех свойств этого аксессуара, пожалуй, самым информативным является размер. Чем больше сумка (и чем больше в ней вещей), тем больше выражены такие женские черты, как «материнская» забота о всех и каждом, стремление к стабильности и безопасности.
Дама предпочитает клатч с минимумом предметов внутри? Это уже интереснее! Скорее всего, это указывает на «женщину в образе» (изящную, стильную, романтичную) или на «женщину в поиске» (не обремененную заботами, но готовую к тому, что кто-то позаботится о ней).
Из средних размеров любопытен так называемый мессенджер-бэг размером с лист А4. Если дизайн строгий, цвет неяркий, а все предметы аккуратно разложены по многочисленным кармашкам, то его обладательница – несомненно «деловая женщина» с большими карьерными перспективами, практичная и дисциплинированная.
2.
В общении с мужчинами женщины часто используют сумочку как физический барьер, щит. Если во время разговора дама начинает что-то неспешно изучать в недрах ридикюля – мужчина ей не интересен, разговор пора заканчивать. Просьба понести женскую сумку или даже что-то найти в ней – знак высочайшего доверия!
3.
Дорогие и стильные аксессуары женщины покупают не столько для себя, и даже не для мужчин, а для того, чтобы произвести впечатление на других женщин. Есть научные данные о женщинах, которые страдают самой настоящей «сумочной зависимостью» – покупают ежегодно по три дорогих «брендовых» экземпляра.
Причина «сумочной зависимости» – охлаждение в отношениях с партнером, сомнения в том, что ее любят (статус «все сложно»). На этом фоне все окружающие дамы воспринимаются женщиной как потенциальные соперницы, которые могут «увести» ее мужчину. Дорогостоящий аксессуар – это как бы знак «Стоп!» для конкуренток. Это сигнал: «У нас все замечательно! Видите, какая у меня сумка? (Пусть думают, что это он мне ее подарил!)»
Разумеется, «сумочная зависимость» может возникнуть и по другим причинам: желание всегда «быть в модном тренде»; поощрить себя, поднять настроение; продемонстрировать определенный стиль жизни и т. п.
Но если сумок в вашей жизни становится слишком много, то, пожалуй, не лишним будет сходить к психологу. И вместе с ним разобраться в том, какую все-таки роль играют эти предметы в вашей жизни. Не является ли ваша «сумчатость» навязчивой зависимостью, психологической защитой от каких-то страхов или проблем в отношениях. Или это просто маленькая невинная женская слабость.
Великие женщины и их сумки
Один из самых дорогих аксессуаров в мире – сумка Birkin – появилась на свет благодаря певице Джейн Биркин, которая долго рассказывала Жану-Луи Дюма, арт-директору Дома моды Hermes, какой должна быть «сумка мечты». Сумочка Gucci Jackie O получила свое имя в честь любительницы этой модели Жаклин Кеннеди (по второму мужу Онассис – отсюда и О). После того, как первая леди Франции Бернадетт Ширак подарила английской принцессе Диане новейшую модель Dior, та получила название Lady Dior (как «Леди Ди»).