Иван Охлобыстин 10 сентября будет спасать Москву от умопомрачения. По его словам, оно проявляется в фетишизации денег как символа счастья. Я согласен с ним. «Хорошо, если у тебя есть деньги и все, что на них можно купить, но все же стоит время от времени проверять, не потерял ли ты то, чего нельзя купить за деньги». Следующее умопомрачение Москвы проявляется в ненависти к окружающим. Как психолог могу сказать, что подобное проявление есть следствие бессознательной ненависти к себе. Непринятие самого себя во всем разнообразии своих душевных качеств и отрицание в себе неприглядных сторон ведет к проекции на окружающих. Как следствие возникает ненависть.
НАША ПСИХОЛОГИЯ: Почти полвека назад Ролан Быков снял фильм «Айболит-66», а сегодня доктор Быков представляет Доктрину-77. Интересная параллель, не правда ли?
ИВАН ОХЛОБЫСТИН: Признаюсь, я даже не задумывался об этом. Хотя действительно интересно: я родился в 1966 году, представляете?
НП: Кинематографический Айболит хотел спасти и людей и зверей, а кого спасает доктор Быков? Можно ли сказать, что ваша доктрина посвящена спасению души в самом широком смысле этого слова?
И.О.: Не то чтобы спасению. Просто мне представилась уникальная возможность, что было бы невозможно ни в одной стране мира, ни в один исторический период, на самом большом стадионе самой большой страны изложить свои мысли о том, что происходит в текущий момент. Есть вопросы, которые мы недоговариваем и которые решаются самотеком. А так быть не должно, потому что могут произойти неприятности. Из-за образовавшихся новых независимых республик, новых отношений, новых общественно-личностных приоритетов. В этом месиве нужно придерживаться определенности, концепта, надо знать, во что ты, собственно, веришь сам. Дело в мироответственности – до какой степени ты ответственен за себя и за окружающее. Нам пытались навязать в качестве основного жизненного приоритета финансовое благополучие. Это не совсем так! Надо думать еще и о том, что нельзя купить за деньги! Надо думать о деньгах, конечно, но при этом держать в голове то, что нельзя купить. Несмотря на внешнюю стабильность, нависла какая-то нехорошая, затянувшаяся пауза. По сути, в Лужниках я не собираюсь проповедовать новые идеи, я хочу озвучить коллективное бессознательное.
НП: Вы опасаетесь, что если ружье висит, то оно должно обязательно выстрелить?
И.О.: И куда бы оно ни выстрелило, оно выстрелит непременно по всем. Будут ли резать представителей других наций, в итоге маятник вернется к нам. Говорить о нации сейчас легкомысленно, провокативно делать упор на это. Об этом надо говорить, только чтобы избежать крови и спекуляции на этих понятиях. Но ставить во главу угла это нельзя. Сейчас у 90% среднестатистических россиян есть свой враг. Основной враг – Кавказ, потом азиаты, буржуи, ну и брат-еврей. Абсурд, если ты будешь задержан, крикнув на площади в городе своего родного государства: «Слава России, русским!» По странам ООН можно ходить в майке с надписью «Убей русского!». При этом на тебя не обратят внимания – наоборот, «викторию» покажут. А не дай бог скажешь: «Афроамериканцы должны жить в Африке!» – последние тебя выкинут с 30-го этажа. С одной стороны, разглагольствуют о толерантности, с другой – не разрешают говорить о судьбах своей нации. Кому это можно доверить? Тем, кто не благорасположен к нам, потому что мы все-таки были империей?! Нужно людям дать возможность серьезно разговаривать, не нужно бояться показаться дураком. Обязательно найдется кто-то умнее и интеллектуально скоординированнее, для кого ты будешь глуповат.
НП: Можно ли сказать, что решение социальных вопросов лежит больше в области психологии, в области базовых ценностей и убеждений?
И.О.: Да, но для того, чтобы в нашем обществе происходили какие-то изменения, нужна соответствующая идея. Русскому человеку никогда не был свойственен иной стимул, кроме идеи. У каждой нации есть своя национальная идея, некая цель, которой она хочет добиться. Цель любой нации – стать могучими, сильными, здоровыми. В болезненном проявлении, когда уже здравый смысл отказывает, – это мировое господство. Есть только одна нация, которая всегда носила в себе идею недопустимости чьего-либо мирового господства. Я ни в одном жизнеописании наших полководцев ни видел «взять и завоевать всех». Почему-то у нас это не очень популярная идея. Со времен Александра Македонского мы не проявляли заинтересованности в завоевании всего мира. Нам всегда казалось, что нам достаточно. Мы до сих пор самая большая страна и ее-то освоить не можем. Но все, кто стремились так или иначе к мировому господству, знали, что на их пути встретимся мы. Для тех, кто стремится к мировому господству, наша страна огромное препятствие и нас надо скорее убрать. Недоброжелателей у нас очень много. Они активно пытаются разрушить нашу страну. Уже разрушили СССР, теперь пытаются навязывать свои ценности, с нами бороться. Логика нашего социального развития в данный момент может быть такой: это прежде всего обсуждение проблем общества. Нам необходимо заразиться идеей, что на нас так или иначе висит ответственность за себя и свою страну. Методом психологического аутотренинга.
НП: Ты несешь ответственность за свою жизнь, и несешь ее сам! И за свою семью, детей и так по восходящей…
И.О.: Да, но мы, к сожалению, отравлены сарказмом. Мы не можем себе позволить говорить серьезно, не боясь выглядеть глупо. Даже если мы себе привьем эту идею, начнем уверять в этом своих детей, все равно в глубине души будем не в достаточной мере убеждены. Мы здоровые люди и не можем перестроиться за одну секунду, любой врач это подтвердит. Наши внуки, если мы будем правильно проводить нашу политику, будем толерантны по отношению к другим и прежде всего простим сами себя за то, что мы не самые умные и красивые на свете, будут уже другими людьми. Мы должны научиться допускать, что рядом тоже может быть красивый и умный человек.
НП: С этого и начинается любое изменение, с понимания того, где ты находишься, с признания своих слабостей. Принятия себя таким, какой ты есть на самом деле.
И.О.: Принятие себя – это основа здоровой психики. И наши внуки, если они будут верить в это в полной мере, поймут глубину ответственности за свою жизнь. Для них ответственность станет нормой. Тогда это даст возможности для конструирования новой государственной системы, подходящей для нас. Но прежде чем мы придем к пониманию того, как это должно будет выглядеть, мы должны прийти к обсуждению проблем нации. Нам запрещено сейчас говорить слово «русский». Сейчас это воспринимается как вызов, националистический лозунг. Можно говорить о женских прокладках или о высоких технологиях.
Но не о национальной тематике.
НП: Может быть, потому что об этом очень много говорят те, кто агрессивно и неадекватно себя ведет?
И.О.: Самое смешное, что подобных образований, в общем-то, немного и, как правило, они не вызывают уважения ни у одного нормального человека. Тут же Гитлер вспоминается. Безумие какое-то, то, с чем мы боролись. Но кому-то это выгодно со стороны. Видимо, существует какая-то структура…
НП: Считаете ли вы такие фильмы, как «Особенности национальной охоты», деструктивными?
И.О.: «Особенности национальной охоты» – комедия. Она была снята случайно. Все остальные части – уже паразитизм на первой. Это анекдот, исключение из правил, так может быть. У каждого народа есть какая-нибудь не самая приятная особенность, как-то характеризующая.
НП: Никто не будет брать это за образец поведения?
И.О.: Никто. Совершенно очевидно, что это исключение из правил. Один из самых показательных образов русского человека – Верещагин в «Белом солнце пустыни»: «Я мзды не беру!» При том, что он живет в другой стране по жертвенности, по следованию своему долгу, по человеческому подходу. Он же не самый сильный человек, не богатырь. Это тот тип людей, который внешне – не косая сажень в плечах, но при этом мощнее трех богатырей. Если его не убить, то и не сломить. Это сила духа, внутренняя мощь, харизматическое дарование. К сожалению, деньги на кино всегда раскрадывались так, что на съемки фильма у людей оставалось примерно столько, сколько нужно на покупку мобильного телефона. Что они могли снять? Фильм о пьяном, страшном русском человеке, убийце, насильнике и людоеде. Отправить это в Канны, зная, что там нас искренне не любят. Чем страшнее фильм, тем больше вероятности, что он появится в какой-то номинации и ничего не получит. Зато есть вариант, что по приезде из Канн на Первом канале предложат сделать уже полновесную картину с хорошим бюджетом. И потом ты сможешь реализовать свою мечту о покупке иномарки-двухлетки и первом вкладе в ипотечное кредитование. Это нормальное мышление тех, кто ответственен за идеологию в кинематографе? И побороть это никак нельзя. Как-то я принимал участие в выборе фильмов в Канны. В том году мы в составе жюри просмотрели фильмов двадцать, один страшнее другого: один съел, другой зарезал, третий изнасиловал. Я не знаю, где создатели этих фильмов взяли такие примеры и чем вдохновлялись. Видимо этой безысходной логикой, о которой я сказал выше. Я говорю: «А можно хотя бы чего-то не брать из этих фильмов, потому что это брехня от начала и до конца, причем страшная и оскорбительная?» А мне говорят: «Все понимаем, но не можем, ты тоже пойми». Так что начинать надо с себя, поэтому вторая часть в доктрине –это педагогика. Простыми словами – как воспитывать своих детей в ситуации, приближенной к форс-мажору, в той, которая царит вокруг нас уже несколько десятилетий. Надо ходить в походы, учить пользоваться навигаторами, отдавать в спортивные секции, чтобы дети развивались физически. Занять время –это тоже очень важный фактор, потому что, если оно не занято, дети сами быстро начинают его занимать, и, как правило, не в свою пользу. Надо изучать языки. Надо готовить своих детей ко всему, начиная с того, как пользоваться корейским бензиновым генератором в случае чего, и кончая тем, как по моху определять сторону света.
По сути, детям надо предоставить набор знаний, чтобы в экстремальной ситуации они чувствовали себя не то чтобы комфортно, а максимально могли себя обезопасить. Это наша родительская обязанность. Поверх этого вполне ложится идея о том, что «Не забывай сынок, ты – Бэтмен! Завтра позовут мир спасать, а у тебя бицепс-то и неразвит. Иди-ка, малыш, на спортивную площадку». Всегда какая-то романтизация должна быть, сказка. Третья часть доктрины – это как раз сказка, маленький такой литературный флешбэк.
НП: В чем может помочь психология, психологические знания?
И.О.: Дети на уровне школы, как мне кажется, должны изучать психологию. Ее основу, во всяком случае. Чтобы они умели общаться с людьми, находить общий язык. При этом не врать ни себе, ни остальным. Добиваться поставленной цели. Знания основ психологии позволят ребенку разбираться в самом себе.
НП: Собственно, если бы русские научились разбираться в самих себе, не было бы темы для обсуждения доктрины!
И.О.: Да. Не возникло бы проблем, сейчас немножко по-другому бы жили. Не увлеклись бы так оголтелым капитализмом, перед этим не увлеклись бы оголтелым коммунизмом. Потому что мы сами по себе оголтелые.
НП: Что читают ваши дети?
И.О.: Что мои дети читают? В летний период они читают инструктаж ЦРУ по введению в заблуждение, потом у них на очереди «360 вопросов и ответов НЛП». До этого они читали НЛП, адаптированное для детей (смеется). К каждому ребенку нужно относиться индивидуально. Анфиса (15 лет) уже переживает какие-то сердечные томления, она потянет эту книжку. Надо еще понимать, кто перед тобой, какой склад характера у ребенка. Один реактивен, другой вдумчив, третий склонен к аутизму. Никто, кроме родителей, этого знать не может, потому что родители ближе всего, они наблюдают. Дети у меня занимались айкидо ровно до спаррингового режима. Им поставили удары, укрепили сухожилия до той степени, до которой необходимо в этом возрасте. Никакой крайности даже в спортивных мероприятиях быть не должно. Сейчас они пойдут на капоэйру, причем пойдут они втроем, три старшие девчонки. Вася пойдет на дзюдо получать базовые знания. Но надо понимать, что, если ты подойдешь к ребенку и начнешь говорить: «Для того чтобы ты вырос хорошим гражданином и стал топ-менеджером…» – он не поймет. А если ты ему нарисуешь картину, как этакий красавец выходит в гиперпространство, то для него это более интересно.
НП: Можно ли сказать, что доктрина – это все, что витально и подходит для России?
И.О.: Господь создал этот мир по законам физики, химии и биологии и дал нам изумительный механизм в распоряжение – здравый смысл. То, что я понимаю под термином витальность, – это то, что нам полезно. То, что делает наши взгляды шире, облагораживает внутренний мир. Соответственно, это сказывается на всем остальном. Еще можно добавить, что, если ты живешь годичными измерениями или пятилетками или живешь программой тысячелетия, каким бы это ни казалось безумным, это совсем разные масштабы. Художник, рисующий на тысячелетия, не будет пытаться произвести впечатление тяжелой инсталляцией. Он будет реально рисовать, от себя отринет все прагматичное, сиюминутное, оставит вечное, и именно он станет настоящим художником.
НП: С каким горизонтом имеет смысл жить? Год, два, десять?
И.О.: Имеет смысл жить без горизонта. Судить нужно тысячелетиями.
НП: А жить? В Индии есть такая секта ангелов смерти, как будто за спиной у каждого стоит ангел смерти и каждый раз спрашивает: «То ли ты делаешь в свой последний миг?»
И.О.: Я думаю, эту технику нельзя к нам применить. Все это кончится массовым суицидом. Мы тут же прекратим весь этот бардак и пустимся во все тяжкие.
НП: В этом смысле доктрина подходит? Она говорит о тысячелетии?
И.О.: Да, именно о таких.
НП: Россия не с нас началась и не на нас закончится.
И.О.: Слово Россия – это один из сегментов развивающегося мира. Можно поговорить о глобализации, но имеет ли смысл? Вот что такое глобализация? Не очень понятно, откуда антиглобалисты берут деньги на то, чтобы переезжать тысячными коллективами. Следовательно, за них кто-то платит. Вряд ли найдется какой-то богатый человек, который будет платить за то, чтобы кто-то пытался сделать его бедным. Антиглобалисты – это один из инструментов глобалистов. То, что глобализация рано или поздно произойдет, это к гадалке не ходи. Уйдет ли на это столетие или тысячелетие… Мы смешаемся в единое месиво и будем называться просто человечество. Причины глобализации прежде всего экономические, как и все на этом свете. General Motors выносит производство в Индонезию, соответственно крупные денежные потоки курсируют между материками. Десятки, сотни, а то и тысячи людей – инженеров, конструкторов – ездят туда-сюда – вот тебе и глобализация. Тем более, что мы находимся в очень опасном периоде перехода из индустриальной эпохи в технотронную, высокие технологии и т. д. С учетом этого большие предприятия проигрывают малым, гораздо активнее реагирующим на изменения на рынке, и, соответственно, они вынуждены спасать себя и объединяться. Вот тебе и продолжение вопроса глобализации. Нет такого, что где-то сел злобный глобализатор и вот оттуда исходило все зло.
НП: А как же мы сами сможем себя спасти, если говорить о спасении души? Пожелания для читателей.
И.О.: Быть самим собой. Подвергнуть себя анализу. Как это будет выглядеть? Для каждого по-разному: для одного геологический поход, для другого исповедь, для кого-то единоборства, для четвертого увлечения фотографией, для кого-то психолог.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Женат с 1995 года на актрисе Оксане Охлобыстиной (до замужества Арбузовой).
Сыновья: Василий и Савва.
Дочери: Анфиса, Евдокия, Варвара и Иоанна.
Дома у Охлобыстина есть мини-коллекция ружей.
Состоит в Союзе охотников и рыболовов России, а кроме того – в Международной ассоциации айкидо кеку рэммэй.
Увлекается ювелирным делом.
Имеет разряд по шахматам.
По политическим убеждениям является монархистом.
СЦЕНАРИСТ
1992 г. – «Арбитр»
1993 г. – «Урод»
1997 г. – «Мытарь»
1997 г. – «Кризис среднего возраста»
1999 г. – «Дух»
1999 г. – «Максимилиан»
2000 г. – «ДМБ»
2000 г. – «Даун Хаус»
2001 г. – «Мусорщик»
2001 г. – «Праздник»
2002 г. – «Начало пути»
2007 г. – «Параграф 78: Фильм первый»
2007 г. – «Параграф 78: Фильм второй»
2008 г. – «Антикиллер 3»
2008 г. – «Дом Солнца»
2010 г. – «Москва, я люблю тебя!»
РЕЖИССЕР
1988 г. – «Чушь. Рассказ ни о чем (короткометражный)»
1989 г. – «Разрушитель волн (короткометражный)»
1992 г. – «Арбитр»
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В некоторых фильмах в титрах указан как Леопольд Роскошный, Иван Чужой или Иван Лесничий.
У Ивана на руке есть зеленые браслетики – «фенечки». Их ему сплела дочка, после этого он их не снимает.
Иван Охлобыстин картавит.
В интервью с Ренатой Литвиновой в программе «Кино в деталях» Охлобыстин назвал режиссера фильма «Приют комедиантов» Александра Александрова редкой сволочью и алкоголиком, так как тот, по словам Охлобыстина, на съемки приходил постоянно пьяным и в конце концов Охлобыстин сам доснимал фильм.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Павел Плешков,
психолог, психофизиолог, аспирант Института психологии РАН
ВСЕ В НАШЕЙ ПСИХОЛОГИИ
Наступает такой жизненный этап, когда человек задумывается над происходящим вокруг. И, придя к выводам, решает поделиться своим мироощущением с другими, показать мир со стороны, дать и им возможность задуматься. «Нельзя быть первым за счет второго – ты либо первый, либо нет». Казаться или быть?! Люди разыгрывают друг перед другом роли. Пытаются показать себя, как им кажется, с лучшей стороны, забывая, кто на самом деле играет «роль», кто под маской…
Проблема современного общества заключается в ложных идеалах и иллюзорных ценностях, которые само же общество и навязывает. Новая машина, дом, банковский счет… Чтобы понять, что действительно тебе нужно, задай вопросы «А что для меня это значит? Для чего мне это нужно? Что случится, если я это получу?». В доктрине 77 Охлобыстин затрагивает тему различий культур и наций. Социально мы разные уже на этапе семьи, биологически – на генном уровне. Многообразие культур – это многообразие характеров, форм поведения, эволюционно вещь чрезвычайно важная.
Однако психология такова, что из-за отсутствия самодостаточности должны найтись виновные в наших неудачах, чувстве ограниченности свободы. Легче всего обвинить другого человека, особенно если он сильно от нас отличается. На ум приходит фраза одного из персонажей произведений Л. Фейхтвангера: «А кто не вызывает гнев толпы? Тот, кто хоть малость отличается, непременно будет в чем-либо обвинен». Все в наших умах, нашей психологии.
БИОГРАФИЯ
1966 г. – Иван Охлобыстин родился 22 июля в доме отдыха «Поленово» Тульской области. Его отец был 60-летним главврачом данного заведения, а мать – 20-летней студенткой.
1983 г. – после окончания школы Охлобыстин поступил во ВГИК. После службы в армии восстановился в институте. За короткий срок он был избран секретарем Союза кинематографистов СССР.
1992 г. – закончил режиссерский факультет ВГИКа.
Его актерским дебютом стала картина «Нога» – он получил приз за лучшую роль на фестивале «Молодость-91». Первый же сценарий Охлобыстина к фильму «Урод» получил номинацию на престижное «Зеленое яблоко, золотой листок». Первая полнометражная режиссерская работа Охлобыстина – «Арбитр» – получила награду «Кинотавр» в категории «Фильмы для избранных».
1996 г. – во МХАТе состоялась премьера спектакля по пьесе Ивана Охлобыстина «Злодейка, или Крик дельфина».
1995 г. – женился на актрисе Оксане Арбузовой. На данный момент у супругов подрастают шестеро детей – два сына (Василий и Савва) и четыре дочери (Анфиса, Евдокия, Варвара и Иоанна).
1998 г. – стал ведущим телепередачи «Канон».
2001 г. – в Ташкентской епархии РПЦ рукоположен в священники. Вышел фильм «Даун Хаус» с его участием. Устроил презентацию своего короткометражного фильма о князе Данииле (первый фильм из цикла «Жития святых»). Президент России Владимир Путин наградил Охлобыстина именными золотыми часами «За заслуги перед Отечеством».
2005 г. – вышла книга «ХIV принцип», написанная в жанре фантастики.
2007 г. – на экранах появился фильм «Параграф 78», снятый по сценарию Охлобыстина.
2009 г. – вышли фильмы: «Пуля-дура», «Царь». Снимается в главной роли в телесериале «Интерны».
2010 г. – патриарх Кирилл по просьбе самого Ивана Охлобыстина отстранил его от священнослужения. За свою кинематографическую деятельность Иван Охлобыстин имеет 17 наград за лучшую режиссуру, 9 наград за лучшую актерскую роль и 21 награду за лучший сценарий.