В конце XIX века антропологи описали «самые первые войны», которые случались между представителями так называемых «примитивных народов» Африки, Океании, амазонских джунглей. Конфликты между первобытно-общинными племенами в подавляющем большинстве случаев разрешались через символическую агрессию. Вооруженные люди выстраивались друг напротив друга и… начинали перебранку! Они хвастались своей силой и своими подвигами, не забывая при этом оскорблять и осмеивать противников. Этакий древний рэп-баттл!
Диспуты и ритуалы
Перебранка могла длиться несколько дней, причем само хвастовство и оскорбления выражались в «высокохудожественном» виде – через танцы и песни. Для женщин и детей это «шоу» обычно было запретным, но для мужчин на фоне серых будней такие военные действия были вполне себе развлечением.
В редких случаях эти ритуальные песни и танцы могли перерасти в драку, но чаще всего одна из сторон признавала себя побежденной. После чего стороны договаривались о компенсации (едой, какими-нибудь изделиями, женщинами и т. п.) и расходились. Конфликт считался урегулированным.
Ритуальные формы выражения агрессии были широко распространены в Древней Греции (которая считается родоначальницей современной западной цивилизации). Культуру древних греков называют агонистической (от слова агон – «борьба, соревнование») именно потому, что борьбой были пропитаны буквально все сферы жизни. Например, одним из любимейших светских развлечений древних греков были публичные диспуты – споры между представителями различных философских школ.
Диспуты проходили обычно на рыночной площади (греч. агора) при активном участии множества «болельщиков». Победитель в споре получал народную любовь, «лайки» (как бы сейчас сказали) в виде брошенных к ногам монеток, еды и прочих подарков, а также покровительство богатых граждан, которые частенько нанимали таких «мастеров спора» в качестве наставников для себя и своих детей. Проигравшего в споре освистывали и прогоняли из города, при этом вполне могли применить и физическую силу.
Главная заслуга древних греков в том, что они максимально «окультурили» спор, буквально превратив его в искусство.
В 355 году до нашей эры Аристотель написал свою знаменитую «Риторику», в которой сделал обзор различных техник и приемов «речевого поединка». Что любопытно, уже тогда все приемы спора делились на корректные (этичные, конструктивные, помогающие установить истину) и некорректные (неэтичные, размывающие понимание, не выявляющие истину, а лишь заставляющие собеседника согласиться).
По мнению Аристотеля, некорректными приемами спора пользовались софисты (основывая свою аргументацию на логических ошибках и парадоксах) и эристы. Последние вообще считали, что для победы в споре хороши любые средства, допуская приемы вроде выведения собеседника из эмоционального равновесия с помощью прямых оскорблений, высмеивания, передразнивания, приписывания ему неэтичных помыслов и т. п.
Война троллей
Мы уже давно выросли из рамок древнегреческой цивилизации, но актуальность цивилизованного выражения агрессии (в такой символической форме, как спор) меньше не становится. Современные информационные технологии делают мир все более «проницаемым».
Возможностей «не согласиться с соседом» у нас становится все больше, а любые различия (культурные, экономические, политические и т. д.) потенциально содержат в себе конфликт. Сегодня интернет-пространство – это арена бесконечных споров по любым вопросам, начиная от выбора лучшего мобильного телефона до глобальных вопросов о необходимости религии, пользе и вреде феминизма, геополитике и пр.
Любой, кто высказывает в Сети личное мнение, более-менее отличающееся от общепринятого (и вовсе не обязательно радикальное), обязательно получит в ответ противоположные мнения.
Это семена потенциального спора; причем многие из этих семян будут «сорными» – то есть некорректными с риторической точки зрения. Вас могут запросто обозвать дураком или откопать в ваших словах смысл, который вы туда вовсе не вкладывали.
Кроме того, интернет населен разнообразными персонажами вроде хейтеров или троллей, которым только дай малейший повод поспорить – и они за него с радостью уцепятся. Напомню, что хейтеры – это люди, которые категорично ненавидят и отрицают что-либо, открыто выражают свою ненависть и при этом не готовы и не хотят принять какие-либо альтернативы этой ненависти.
Тролли действуют несколько иначе – как правило, они распространяют ложную информацию или фабрикуют факты таким образом, чтобы спровоцировать определенную ответную реакцию (например, желание доказать свою правоту, отклонить несправедливые подозрения, оспорить явную глупость и т. п.).
Главная мотивация троллей – получение удовольствия от того, что провокация удалась, и вброшенная ими тема «словила хайп» (то есть стала предметом обсуждения и горячих споров у большой аудитории).
Древнему греку Сократу приписывают слова «В споре рождается истина». Современные юмористы добавили к этому высказыванию такие окончания: «но чаще всего ее там убивают и хоронят» или «пока не начинается нормальная драка». Нужно ли тогда вообще спорить? Причины возникновения споров остались теми же, что и в животном мире, и у наших предков: это символический способ выражения агрессии, способ доминирования и самоутверждения (в том числе получения славы и признания), ритуализированная борьба за ресурсы или ценности.
Для хейтеров спор нужен для подтверждения самоидентичности и отчасти как психотерапия. Для троллей это больше шоу, экстремальное развлечение, где они сполна получают свою дозу адреналина, но при этом находятся в безопасности. В Сети мы никогда наверняка не знаем, с кем вступаем в спор (как гласит известный мем, «В интернете никто не знает, что ты собака»), поэтому всегда следует сомневаться, насколько вообще стоит вступать в дискуссию или поддерживать ее «до победного конца».
Правильные вопросы
Могу предложить несколько контрольных вопросов, которые помогут любому спорщику:
- Эта тема/вопрос/мнение (и т. п.) действительно достойны спора? Насколько для меня важно высказать свое мнение или доказать свою правоту в данном вопросе? Для чего мне это на самом деле нужно?
- С кем я собираюсь спорить? Знаю ли я этих людей? Это реальный человек или аноним/маска? Если спор «экспертный», то сопоставимы ли наши уровни экспертности в данном вопросе? Как я могу убедиться, что собеседник не желает мне зла, а действительно заинтересован в равноправном диалоге? Наши точки зрения могут различаться (иначе спора бы не было), но есть ли у нас хоть какие-то «точки пересечения» (образование, культура, общие ценности), которые могут стать основой для взаимопонимания?
- Есть ли у нас согласованные правила ведения спора? Согласен ли собеседник обсудить и принять такие правила, или ему нужна лишь «драка без правил»? Обладает ли собеседник достаточной рефлексией (способностью увидеть и оценить «со стороны»), чтобы заметить и исправить свое некорректное поведение в споре?
Обладает ли собеседник достаточной эмпатией, чтобы поставить себя на мое место и лучше понять и хотя бы частично принять мою позицию в споре? Как собеседник реагирует на замечания о форме (не о содержании!) своих некорректных высказываний/реакций в споре – игнорирует, отрицает или готов корректировать свои реплики? (Все эти вопросы важно задать и самому себе!) - И самое главное: что я хочу получить от этого спора? Каковы будут его последствия для меня лично? Изменится ли мое мировоззрение, отношение в себе, мое поведение? Какой урок или пользу я готов вынести из этого спора? Как я буду выглядеть в глазах публики/аудитории?
Как изменятся мои отношения с тем, с кем я спорил, если я выиграю/проиграю/будет «боевая ничья»? Готов ли я сам принять результаты спора? (Особенно если моя точка зрения окажется неверной. Если не готов, то уж не хейтер ли я?!)
В заключение скажу, что перед тем, как бросаться в спор с головой, – сделайте паузу. Сядьте, расслабьтесь, глубоко подышите, выпейте чашечку чая или кофе. После чего задайте себе контрольные вопросы, приведенные выше. Как следует осознайте, действительно ли это «ваша война», или можно потратить драгоценное время своей жизни на что-нибудь более интересное и продуктивное. Ведь в интернете всегда будет кто-то неправ…