Мы все так делаем
Вот, скажем, вы, уважаемый читатель, сколько задач сейчас решаете? Вы дышите, ваше сердце бьется, вы читаете этот текст, у вас возникают какие-то мысли по поводу прочитанного. При этом вы где-то находитесь, чувствуете тепло или холод, располагаетесь в пространстве удобно или не очень, замечаете какие-то изменения среды рядом (например, только что автомобиль под окном проехал). И все это происходит одновременно!
Кто-то может возразить: «Скажете тоже! Дыхание – физиологическая функция, работающая автоматически. А задачей можно называть лишь то, что мы делаем сознательно». Вполне справедливое возражение! Я его принимаю, но предлагаю провести очень простой эксперимент: попробуйте одновременно правой рукой нарисовать в воздухе круг, а левой – треугольник. Это будет вполне осознанное действие, не так ли?
Попробовали? Получилось? Уверен, что да! Если у вас нет тяжелых органических поражений головного мозга, все обязательно получится. Это лишь вопрос времени: кто-то сможет моментально освоить эти два одновременных действия, а кому-то будет нужен десяток минут, чтобы потренироваться.
Хотите усложнить эксперимент? Читайте с выражением текст из книжки (чертить руками фигуры также продолжайте). Времени на тренировку понадобится больше, но снова все получится. Добавляем еще задач. Например, слушать аудиокнигу с целью пересказать ее содержание. Или даже так: в правом наушнике слушать одну аудиокнигу, а в левом – другую. Думаете, не получится? Еще как получится! Только времени и сил на подключение каждой новой «одновременно» решаемой задачи будет уходить все больше и больше.
«Многозадачность» сегодня в моде. Но эксперименты, подобные описанному выше, достаточно активно проводились еще в 1970–1980 годах в когнитивной психологии. Великий Юлий Цезарь вроде бы мог делать семь дел сразу, а вот вполне заурядные испытуемые умудрялись решать до десяти задач одновременно.
Исследователи любят ругать многозадачность: от нее и мозг размягчается, и IQ на десять пунктов снижается, и патологическая серотониновая зависимость развивается. Все это верно, но проблема в том, что современный мир становится все более многозадачным. И самые успешные люди потому и успешны, что научились «дружить» с многозадачностью.
Как это можно сделать? Для начала необходимо точно понимать, какого рода действия можно совершать в одновременном режиме. Например, вполне можно решать двигательные и перцептивные задачи. Тренированный человек может одновременно выполнять с десяток двигательных упражнений. Чтобы убедиться в этом, понаблюдайте за выступлением жонглеров-эквилибристов.
Волшебный фонарик
Существуют два базовых типа восприятия: симультанное (одновременное) и сукцессивное (последовательное). Симультанное восприятие – это способность сознания различать и фиксировать несколько объектов одномоментно. Если речь о зрительном восприятии, то мы никогда не видим один-единственный «фокусный объект» в пустоте. Любой объект существует в зрительном поле, насыщенном красками, контрастами, перепадами глубины и т. п. Сколько объектов (кроме одного в самом центре нашего внимания) мы еще выделяем в этой визуальной мешанине?
В обычном состоянии это семь плюс-минус два объекта (так называемое «волшебное число Джорджа Миллера»). Кстати, в эти же цифры вписывается «норма управляемости» в менеджменте или количество солдат в простейшем боевом подразделении (в отделении). Именно столько единиц информации мы способны воспринимать одновременно.
Симультанное восприятие можно сравнить с лучом фонарика. Первый, наиболее ярко освещенный объект – это то, что в фокусе. Но мы вполне отчетливо (и одновременно) видим еще пять – десять объектов. И можем различать их еще больше! Ширина и глубина луча фонарика по-прежнему зависят от мотивации и тренированности.
Не упустить главное
В отличие от двигательных и перцептивных, задачи интеллектуальные, творческие и коммуникативные не могут решаться одновременно. Можете попробовать, но результат будет значительно хуже обычного. Выше был приведен пример с прослушиванием двух аудиокниг (одна через правый наушник, другая через левый). Пересказать содержание обеих прослушанных книг человек способен, но при этом он упускает 25–30 % важной информации. Причем некоторые упущенные детали могут быть критичными для правильного понимания текста, особенно если он не художественный, а научный.
Еще опаснее многозадачность в общении. Качественный диалог попросту невозможен, если наше внимание целиком и полностью не сосредоточено на собеседнике. Если мы начинаем параллельно считать ворон за окном, листать социальные сети, моментально нарушается эмоциональная связь. Утраченная эмпатия равнозначна потере понимания смысла диалога. Мы не сможем адекватно оценивать значимость фактов для собеседника. Кстати, даже ораторам, которые общаются с большими аудиториями, рекомендуют выбрать одного наиболее отзывчивого слушателя и обращаться к нему, а не ко всем сразу. В противном случае эмоционального контакта с аудиторией не будет.
Пять практических выводов:
- 1. Многозадачность возможна для решения сравнительно простых задач (перцептивных, двигательных).
- 2. «Волшебное число» равно двум. Это означает, что если человек решает сложную задачу (интеллектуальную, творческую, коммуникативную), то к ней без ущерба эффективности может быть добавлена только еще одна, причем более простая задача. Иногда такая добавка даже повышает нашу продуктивность. Например, помогает прослушивание вдохновляющей музыки.
- 3. Два основных механизма многозадачности: а) автоматизация навыка, когда выполнение простой задачи практически не требует контроля внимания (фактически мы сфокусированы на одной главной задаче, а автоматизированные решения осуществляются в фоновом режиме); б) интеграция отдельных действий в деятельность более высокого уровня (при симультанном восприятии восемь – десять объектов легко воспринимаются одномоментно, если они объединены в «хорошую структуру» – гештальт).
- 4. Три основных условия развития многозадачности: а) желание, мотивация; б) тренировка; в) умение дробить сложную деятельность на простые навыки, которые потом доводятся до автоматизма.
- 5. Наше внимание – самый энергоемкий психический процесс. Если мы пытаемся контролировать решение нескольких задач одновременно, наши энергозатраты возрастают в геометрической прогрессии. Именно поэтому многозадачность столь утомительна и приводит к ошибкам. Но есть и хорошая новость: внимание можно (и нужно!) тренировать.