ЛЕКАРЬ ДЛЯ АУТИСТА
Гиппократ советовал вести жизнь на природе и осваивать верховую езду: «Посадите раненого на коня, и он быстрее выздоровеет». Температура тела коня выше, чем у человека, физические возможности больше. Лошади отлично различают и запоминают запахи и звуки, способны восстанавливать собственный сердечный ритм, правильно расслаблять мышцы после напряженной работы, нормализовать кровообращение. И, что самое главное в терапии, могут обучать этому своих наездников.
Иппотерапия используется как психотерапевтический метод работы с людьми с ограниченными возможностями, такими как ДЦП, аутизм, нарушения психики, сердечно-сосудистые заболевания, с начала 1950-х годов в ФРГ, Швеции, Норвегии, потом увлечение распространилось на всю Европу.
Основное в этом направлении – подбор лошади. Важны многие параметры: темперамент, размер, здоровье, особенности движения, возраст, обучаемость, дружелюбие, отсутствие агрессии к людям. Лошадей нужно обучить и подготовить.
А cамое важное для наездника – доверять животному во время тренировок, общаться со своей лошадью, как бы тяжело это ни было. А для этого нужно создать условия, при которых наездник и его лошадь будут вместе гулять и работать.
Когда человек с ограниченными возможностями садится в седло, он преображается, самостоятельно управляет лошадью. Наездник и лошадь становятся единым целым. Многие люди, занимающиеся иппотерапией, ассоциируют себя с мифическим персонажем легенд Древней Греции, мудрым и сильным кентавром… Лошади стали их жизнью, и всегда есть к чему стремиться, куда расти. А главное, есть друг, который любит. Он никогда не предаст и готов сделать все, что угодно, никогда не подыграет, не побежит, он чует: с «особым всадником» надо быть очень осторожным, надо его оберегать.
ЖИВОЙ ТРЕНАЖЕР
Лошадь – уникальный гимнастический тренажер. Она сообщает всаднику от 90 до 110 двигательных импульсов в минуту в трех плоскостях: вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад. Тело человека должно оперативно реагировать на эти изменения – держать равновесие, фиксировать внимание, напрягать одни и расслаблять другие мышцы, в процессе осваиваются новые двигательные навыки. Параллельно идет работа мозга – формируются новые нейронные связи. Важно и то, что температура тела лошади на один – два градуса выше, чем у человека, благодаря этому мышцы всадника разогреваются при тесном контакте с животным, улучшается работа органов дыхания. Движение, ритм, дыхание – лечебная основа в иппотерапии.
НЕДЕТСКИЕ РАДОСТИ
Заниматься иппотерапией могут и дети. На какие моменты в этом случае стоит обратить внимание, отправляясь на первый курс терапии с особенным ребенком?
Для начала стоит поинтересоваться, проходит ли персонал (ассистенты) дополнительное обучение, достаточно ли хорошо подготовлены лошади, есть ли дополнительное оборудование. Не получится просто посадить больного ребенка на лошадку, пустить на поле по кругу и надеяться, что все будет хорошо. Важно исключить все случаи получения травм. И пожалуй, самое важное – специальное образование иппотерапевта.
Желательно, чтобы с наездниками параллельно занимались невропатолог и психотерапевт. Один-другой курс профессиональных занятий – и с тяжело больными людьми происходят чудеса: кто-то уже через полгода самостоятельно передвигается, кто-то решается ездить на лошади без помощи ассистента. Аутисты начинают говорить, выходить на контакт с внешним миром. И первое их слово обращено к лошади.
Цифра: иппотерапия успешно применяется в 45 странах мира.
ДОСЬЕ АВТОРА
Ксения Рябова, инвалид 1 группы с тяжелой формой ДЦП, спортсмен-паралимпиец, кандидат в мастера спорта, троекратный абсолютный чемпион России, многократный победитель и призер чемпионатов России и Москвы, мать двоих детей, журналист, общественный деятель.