В то же время ум традиционно отождествлялся со способностью к аналитическому рассуждению и противопоставлялся аффективной сфере. Антитеза разума и чувства, головы и сердца красной нитью проходит через всю мировую литературу и философию.
В начале ХХ века были изобретены, казалось бы, весьма надежные инструменты измерения ума – интеллектуальные тесты. В качестве количественного показателя был принят широко известный IQ. Многочисленные исследования продемонстрировали, что этот показатель является стабильным и неизменным. Хотя известны примеры того, что IQ можно немного повысить (в частности, за счет создания особой образовательной среды и использования особых приемов обучения), попытки его значительного повышения всякий раз оказывались практически бесперспективными.
Многолетнее исследование одаренных детей, начатое под руководством Льюиса Термена еще в двадцатые годы, весьма убедительно подтвердило закономерность, подсказываемую здравым смыслом: высокий IQ является залогом успеха – начиная от школьной успеваемости и кончая отметками по всевозможным взрослым «предметам», таким как социальное положение и достаток. Иными словами, социальное расслоение вполне сопоставимо с распределением IQ в человеческой популяции.
Долгое время, однако, никто не придавал значения факту, также весьма очевидному. Если присмотреться, кто же достигает наибольших успехов в обществе, становится ясно – интеллектуалы первенствуют далеко не всегда. Даже наоборот – чаще всего они ходят в подчинении и принимают скромное жалованье из рук тех, кто в школьные годы перебивался с двойки на тройку. Вчерашние изгои, которых школьные учителя упрекали за неуспеваемость и скудоумие, сплошь и рядом становятся хозяевами жизни.
Меряйтесь генами
Опубликованы результаты исследования, которое, наверное, впервые связало воедино генетику, эмоции и удовлетворение семейной жизнью. Оно началось еще в 1989 году, когда ученые стали наблюдать за 150 семейными парами. Каждые пять лет пары приезжали в университет и описывали свою семейную жизнь, разговаривали друг с другом под запись, которая затем подвергалась всестороннему исследованию. Недавно 125 пар прошли ДНК-тестирование, что позволило узнать и генетическую сторону вопроса.
Каждый человек наследует копию варианта гена (аллеля) 5-HTTLPR от одного из родителей. Участники исследования с двумя короткими версиями гена 5-HTTLPR оказались самыми несчастными в семейной жизни, когда в ней присутствовали злость и презрение, и самыми счастливыми, когда было много юмора и привязанности. Семейная жизнь участников с длинными версиями мало зависит от эмоций.
Исследователи говорят, что, судя по полученным данным, люди с короткими версиями гена либо будут цвести в счастливом браке, либо страдать в крайне плохом. Стоит заметить, что пара, где у одного супруга короткая версия гена, а у другого – длинная, может жить счастливо и долго
Haase C. M., Saslow L. R., Bloch L., Saturn S. R., Casey J. J., Seider B. H., Levenson R. W. et al. The 5-HTTLPR Polymorphism in the Serotonin Transporter Gene Moderates the Association Between Emotional Behavior and Changes in Marital Satisfaction Over Time // Emotion. 2013. 7. 7.
Этому феномену американский психолог Даниэль Гольман предлагает простое объяснение. По его мнению, аналитико-синтетические способности, измеряемые традиционными тестами IQ, определяют жизненный успех лишь в очень малой мере – процентов на двадцать. Главное значение имеют совсем иные качества, совокупность которых Гольман назвал эмоциональным интеллектом. К этим способностям, определяемым им весьма расплывчато и нечетко, относятся умение разбираться в своих чувствах, отдавать в них себе отчет и выражать адекватно, сообразно сложившейся ситуации. То же относится и к чувствам других – человек с высоким эмоциональным интеллектом умеет их тонко распознавать и учитывать в межличностном взаимодействии. Понятно, что это лучше удается экстравертам, интроверты в этом не сильны. (Словно в оправдание недавно появилась книга Марти Лэйни «Непобедимый интроверт», в которой автор попытался опровергнуть закрепленное Гольманом предубеждение против интроверсии; увы, успеха книга не имеет, и в обыденном сознании интроверсия продолжает почитаться за недостаток.)
Важным качеством выступает адекватная самооценка, позволяющая человеку наиболее выигрышно использовать в по¬ведении свои сильные стороны и намеренно затушевывать слабые. Эмоциональный интеллект, по Гольману, включает также мотивационную составляющую – стремление к достижениям, активность, инициативу, подчинение эмоций реализации намеченных целей, а также общий оптимистичный подход к жизни. Выделяются также необходимые общественные умения – способность вызывать у других желаемую реакцию, достигать взаимопонимания, сотрудничать, побуждать других к достижению значимых целей. Способность культивировать положительные эмоции не только у себя, но и у окружающих – важное свойство эмоционально интеллектуальных людей.
Самое главное, что привлекло всеобщее внимание к концепции Гольмана и превратило ее в своего рода новую американскую «религию» (надо ли тут лишний раз напоминать, как мы доверчивы к любому иноземному миссионеру!), – это его утверждение о практической возможности повышения EQ в отличие от неизменного IQ. Миллионы вчерашних троечников получили мощный стимул и надежду, а легион тренеров-наставников с гуру Гольманом во главе – сытную кормушку на долгие годы. Аналогичная кампания потихоньку разворачивается и у нас. Рядовой бизнесмен вряд ли знает свой IQ, но в глубине души понимает, что иллюзий тут строить не приходится. Зато кто ж откажется открыть для себя новый путь к процветанию, да еще и лишний раз презрительно плюнуть в сторону высоколобых умников!
Чтобы не поддаться разразившемуся ажиотажу, прислушаемся и к иным точкам зрения по данному вопросу. Тем более что публикуются они в основном в малотиражных научных изданиях, внимания широкой общественности никогда не привлекавших. Их суть можно резюмировать, перефразировав упрек, адресованный в свое время еще Фрейду: «Все верное из того, что им сказано, не так уж и ново, а все новое – вряд ли верно».
Сама по себе идея о множественности проявлений человеческого ума отнюдь не нова. Еще в рассуждениях одного из пионеров интеллектуального тестирования Эдварда Торндайка можно найти упоминания о так называемом социальном интеллекте, который он определял как «способность понимать людей и управлять ими, поступать разумно в человеческих отношениях». В понимании Торндайка социальный интеллект выступал не в качестве ума как такового, а являлся приложением общего интеллекта к сфере человеческих отношений.
В 1983 году (за двенадцать лет до Гольмана!) американским психологом Говардом Гарднером была предложена множественная модель интеллекта, включавшая в себя семь (ныне он их насчитывает уже девять, допуская существование еще и большего количества) относительно независимых сторон человеческого ума. В том числе интерперсональный интеллект («способность распознавать настроения других людей, их побуждения и прочие душевные состояния»), а также интраперсональный («способность отдавать себе отчет в своих чувствах и полагаться на них в руководстве своим поведением»). В одной из недавних работ Гарднер указывает: «Две последних способности могут рассматриваться вместе как основа эмоционального интеллекта (хотя, по моей версии, они сосредоточены главным образом на познании и понимании, нежели на чувствах)». Тем самым Гарднер корректно подчеркивает, что концепция эмоционального интеллекта принадлежит не ему, а его собственная трактовка несколько иная. Выходит, надо согласиться с многоголосым хором, приписывающим приоритет Даниэлю Гольману?
Вовсе нет! Идею и само понятие эмоционального интеллекта популяризатор Гольман беззастенчиво позаимствовал, а потом еще и до неузнаваемости исказил из популистских соображений. Концепция эмоционального интеллекта действительно существует в психологической науке, но принадлежит она вовсе не ему и совсем не похожа на ту очередную панацею, которую он и его многочисленные последователи впаривают по всему миру доверчивому обывателю. «Распространенное представление об эмоциональном интеллекте сильно отличается от научного», – утверждает психолог из Университета Нью- Гэмпшира Джон Майер, который в соавторстве со своим коллегой из Йельского университета Питером Саловэем за несколько лет до Гольмана и ввел это понятие в научный обиход.
По их мнению, хотя эмоции и интеллект считаются антагонистами, препятствующими функционированию друг друга, на самом деле они взаимосвязаны, переплетены и в ряде случаев (но не всегда) довольно тесно взаимодействуют. «Человеческое мышление, – резюмирует Майер, – не ограничивается рассудочной калькуляцией. На высших уровнях своего поведения, при принятии ряда ответственных решений человеку необходимо отдать себе отчет в своих чувствах и сопоставить с ними гипотетическое решение. И когда мы говорим о человеке, что он романтичный, добросердечный или недружелюбный, мы подразумеваем его особый, чрезвычайно сложный способ обработки информации. И эти процессы далеко не так формальны, как, например, при построении силлогизмов». Взаимовлияние протекает и в обратном направлении – эмоции порой обогащают мыслительные процессы, помогают подметить неожиданные альтернативы, сделать лучший выбор и т. п. Но авторы при этом подчеркивают: хотя взаимосвязи эмоций и интеллекта очень разнообразны, лишь некоторые из них делают нас по-настоящему умнее. И эту довольно ограниченную сферу взаимного пересечения и влияния они определили как эмоциональный интеллект.
Совершенно очевидно, что поп-концепция, принесшая успех Гольману, имеет мало общего со своим научным прообразом. Воспользовавшись чужим термином, Гольман объединил в одном понятии множество разнородных особенностей, фактически представив под эгидой эмоционального интеллекта портрет симпатичного, обаятельного человека, приятного во всех отношениях, чего Майер и Саловэй совсем не имели в виду. Да и популистская формула «Успех на 80% зависит от эмоционального интеллек¬та» – это его собственное изобретение. Вернее – выдумка, ибо никакого научного подтверждения она не имеет. Настоящие научные исследования до сих пор не дали подтверждения того, что от высокого EQ вообще хоть что-нибудь зависит. Конечно, человека, умеющего идти на ком-промисс, держать себя в руках, оптимистичного и жизнелюбивого приятно иметь своим товарищем или сотрудником, но нет никаких достоверных свидетельств того, что эти качества способствуют карьерному росту и прочим социальным успехам. Напротив, достоверно доказано, что такие качества, как экстраверсия и высокая мотивация достижения, практически не сказываются на реальных достижениях даже в таких областях, где наверняка должны бы – например, в области активных продаж.
Уязвимы для критики и опросники, выявляющие коэффициент эмоциональности. Ответы – это фактически самоотчеты тестируемых о своих состояниях. Это все равно, что составить тест IQ из вопросов типа «Умны ли вы?».
Как плачет ребенок?
Испанские психологи изучили плач двадцати детей в возрасте от трех месяцев до полутора лет. Было точно известно, что возможных причин у плача три: боль, злость или страх. Исследователи хотели понять, есть ли отличия и могут ли взрослые правильно их распознавать.
Оказалось, что вообще-то взрослые плохо разбираются в видах плача. Однако, не будучи в силах сознательно определить причину, они реагируют более эмоционально и энергично, когда ребенок плачет из-за боли. Интуитивно они понимают, что это – самый опасный вариант, угроза для здоровья и жизни.
Психологи обнаружили, что можно научиться отличать один плач от другого.
При злости глаза почти прикрыты веками и смотрят в никуда или на фиксированную точку. Рот либо полуоткрыт, либо открыт широко, и интенсивность плача растет. Ребенок двигает руками и ногами больше, чем при других причинах плача.
При страхе глаза открыты почти постоянно. Периодически ребенок пронизывает взглядом стоящих радом и старается откинуть голову назад. Плач развивается быстро и кажется взрывным на пике.
При боли глаза постоянно закрыты, и в редкие моменты, когда они открываются на несколько мгновений, взгляд направлен вдаль. Мускулы напряжены в районе глаз, а лоб нахмурен. Плач начинается внезапно, сразу с максимальной интенсивностью.
Choliz M., Fernandez-Abascal E. G., Martinez-Sanchez F. Infant crying: pattern of weeping, recognition of emotion and affective reactions in observers // Spanish Journal of Psychology. 2012. 15 (3). 978–988.
Крайне сомнительным представляется также возможность значительного повышения EQ за счет специальных обучающих процедур, особенно в детском возрасте (хотя соответствующие программы уже внедрены в сотнях школ). Фактически обучаемым предлагается отработка «правильных» способов эмоционального реагирования и управления своими чувствами. Вот только какие считать правильными?
Не может не насторожить и та «свалка», в которую, по сути, превратилось понятие эмоционального интеллекта. «Сегодня все, что не относится к аналитическим умственным способностям, но может так или иначе помочь человеку в жизни, особенно в профессиональной деятельности, принято относить к эмоциональному интеллекту, – пишет Саловэй. – В результате содержание понятия размывается и оно утрачивает какую бы то ни было ценность». В одной из недавних статей, характеризуя сложившуюся ситуацию, австралийский психолог Лазар Станков замечает: «В результате всех неоправданных обобщений, преувеличений и практических извращений концепция эмоционального интеллекта рискует вовсе утратить доверие у здравомыслящих людей. Сегодня она, подобно психоанализу, может составить предмет праздной послеобеденной беседы, не более того».
Однако здравомыслящие люди нигде и никогда не составляли большинства. И сегодня их голос заглушается фанфарами Гольмана и его последователей.
Забавно, что в одной из критических статей прозвучал вопрос: нужен ли эмоциональный интеллект для успешной военной карьеры? Далеко ли пойдет дружелюбный, обаятельный солдат, умеющий тонко чувствовать переживания окружающих?
Конечно, любой жизненный успех достигается лишь во взаимодействии с людьми. И, стремясь к успеху, недопустимо пренебрегать эмоциональным компонентом такого взаимодействия. Впрочем, умные люди это понимают и без подсказок психологов.