Игрушка – мостик между взрослым и детским мирами. В игре выстраивается эмоциональный диалог – фундамент развития личности ребенка, его базового доверия к миру. И ни один самый навороченный гаджет не заменит того, что может дать близкий взрослый, активно включенный в игру и получающий удовольствие от нее.
Не просто предмет
Взрослым кажется, что игрушки нужны только для развлечения или обучения. Мало кто задумывается, что с их помощью можно избежать или начать решать многие психологические проблемы, такие как агрессивное поведение, тревожность, соперничество, обидчивость и т. д.
Взаимодействуя в совместно созданном волшебном мире, мамы и папы становятся ближе к своим детям, могут увидеть их со стороны, узнать больше об их интересах, переживаниях, потребностях, научиться улавливать инициативу ребенка. Подобное взаимодействие создает доверительную атмосферу, и взрослым становится проще влиять на своих детей. Через игровое пространство дети слышат советы и подсказки, игра всегда воспринимается маленьким человеком более естественно, чем нравоучения, которые только отталкивают.
К сожалению, очень часто за игру родители принимают простые, без смысла, манипуляции с предметами. Вот молодой папа говорит: «Мы играем!» А на вопрос «Как?» отвечает: «Дочь играет, а я сижу рядом». Или другой пример: «Зачем ему я? Он у меня в два года такой самостоятельный, сам может заниматься с лего целый час». Получается, родители не умеют или не хотят общаться с малышом, и ему приходится к этому приспосабливаться.
Игрушка сама по себе, так же как мультфильм или гаджет, не несет для ребенка развивающий потенциал. Только родитель может внести в эти процессы смыслы.
В ходе игры со взрослым присваиваются и совершенствуются предметные действия, приобретаются и позже совершенствуются речевые навыки, начинает проявляться активность ребенка, появляется самостоятельный интерес к миру, расширяются представления об окружающем пространстве, происходит передача культурного опыта в целом.
Растем и развиваемся
На каждом этапе взросления ребенка у игрушки свои задачи, но реализованы они могут быть только с помощью взрослого.
Первый этап (0–1 год)
Ведущей деятельностью является эмоционально-личностное общение. Именно оно стимулирует появление гуления – первых слов малыша. На первый план выходят телесные игры, сопровождающиеся потешками и стишками. На помощь приходят погремушки, юла, кубики. Важно не только знакомство с новыми предметами, но и возникающий при этом диалог.
Задача взрослых – установить эмоциональную связь, научиться видеть инициативу ребенка и уметь ее поддержать.
Второй этап (1–3 года)
Постепенно появляется сюжетная игра. Важно любые действия малыша озвучивать и придавать им смысл. Именно в этот период будут формироваться простые знания об устройстве мира, предметов, их смыслах, будут проигрываться сюжеты, которые происходят или будут происходить с ребенком в жизни.
Ребенок познакомится со своими эмоциями (радость, грусть, удивление, страх), с добром и злом.
В комфортном для себя пространстве он начнет понимать и усваивать, что существуют определенные правила. Именно в игре начинает формироваться усидчивость, внимательность, логическое мышление. Появляется желание общаться с другими детьми.
Третий этап (3–6 лет)
Игра постепенно усложняется и становится сюжетно-ролевой. Дети учатся договариваться, слушать и слышать другого. Взрослый помогает продумать интересный сюжет, удерживает всех участников в рамках оговоренных правил, вносит в сюжет обучающий и развивающий элемент. Конечно, дидактика проще и понятнее мамам и папам, для развития интеллектуальных способностей есть специальные карточки, книги, пособия. Но главным должно оставаться именно игровое взаимодействие.
Родители учатся чувствовать ребенка, его желания, видеть его инициативу и поддерживать ее. В совместном игровом пространстве детям комфортно, они пускают взрослого в свой внутренний мир.
Именно здесь они услышат и не воспримут в штыки подсказку. И усвоят нормы поведения.
Хорошая совместная игра должна:
- обогащать детей впечатлениями,
- учить выражать свои и понимать чужие эмоции,
- учить отстаивать свои права,
- помогать преодолеть робость,
- формировать представление о другом человеке,
- учить выигрывать и проигрывать.
Первое, что слышат дети в общении со взрослым, – это интонация. А уже потом они воспринимают смысл сказанного. Поэтому важно играть эмоционально, искренне получая удовольствие от того, что вы проводите время вместе. Играем вместе!
Читайте также:
- Мама детям не подружка. Три ошибки общения
- Ребенок как человек Возрождения. Почему детям полезны разные занятия
- Само пройдет? 7 случаев, когда нужен детский психолог