Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города притягивают активных, творческих людей. На волне неукротимого энтузиазма, жажды жизни и значимых побед сюда слетаются и бабочки-однодневки, и будущие звезды концертов, радио-эфиров и глянцевых обложек. Наш корреспондент Алексей Михайлов побывал на тренинге «Творческая мастерская в Москве», где участники обещают помочь «встать на ноги» и даже «добиться многого».
ТРЕНИНГИ – ДЕЛО ЗАНЯТНОЕ. ОСОБЕННО КОГДА НЕ ТОЛЬКО СЛУШАЕШЬ, НО И НАБЛЮДАЕШЬ ЗА ИХ УЧАСТНИКАМИ.
Владимир, у которого за плечами большой опыт продюсирования в области музыки и издание журнала по искусству, казалось, сам пришел посмотреть на реакцию своих слушателей. По-моему, наглядных примеров из учебника по психологии поведения он получил немало.
В самом начале семинара он заметил, что его участники знакомы друг с другом: как оказалось, многие несколько лет ходят на подобные семинары. Почти все слушатели средних лет, дружелюбны и раскованны. Насчет успехов в собственной реализации после всех прослушанных курсов мне никто внятно не ответил. Часто звучала такая фраза: «Нужно больше информации, а такой тренинг как раз для меня, это интересно».
Сам мастер не из Москвы (вопрос о городе его рождения был задан первым), и он сразу рассказал, как он сам покорял большой мегаполис. Тут многие слушатели уже после половины рассказа отложили ручки в стороны и задумались. Не о своем ли покорении города? Тренинг длился три часа, и за это время мастер успел донести одну главную мысль: никому, кроме вас, ваш проект не нужен. «Любая ваша идея – это проект, который состоит из множества проблем. А кому интересно брать на себя чужие проблемы?»
Москва – город, который в основном не любят за его пределами. Приезжие едут сюда работать, а не жить (а предприниматели, которых порой пренебрежительно называют «деловые», не вызывают симпатии у многих). И едут не просто устроиться пешкой и работать «на дядю». Приезжая в Москву, люди ставят цель – адаптироваться и «встать на ноги», то есть «добиться многого». И если с ориентацией по городу с картой в руках они справляются, то с поставленной целью – как получится. «Ваша идея покорения города – и есть самый большой проект в вашей жизни», – с таинственной улыбкой сообщил тренер. Он сравнил свой проект с «ребенком», которому нужно отдать все свое время, нервы и деньги. В отличие от человека, проект всегда вам будет благодарен – прежде всего финансово. Нужно придумать идею, которая важна только вам. А вот ее реализация необходима всем окружающим людям.
«Почему именно Москва?» – улыбаясь, спросил тренер сидевшего перед ним паренька лет 25. Ответ последовал после минуты раздумий: «Потому что людей куча». Несмотря на простоту ответа, это – «самый главный бонус москвича». Ведь у Москвы как у столицы есть свои ресурсы – это, конечно, люди. Вы захотите устроить кастинг для своего кино, но вам нечем платить гонорары актерам. В другом городе вам пришлось бы вертеться, но не здесь. Бесплатно к вам выстроится очередь профессиональных актеров, любителей кино и просто случайно проходящих мимо подростков.
ИНФОРМАЦИЯ – ВОТ ВТОРАЯ ЦЕННЕЙШАЯ ВЕЩЬ, КОТОРУЮ МЕГАПОЛИС ПРЕПОДНОСИТ НА БЛЮДЕЧКЕ.
Для вашей идеи есть все, самое главное – чтобы она была. Не мысль, не затейка – именно идея. Однако тренер остерегал от «самого страшного» – похожести. Уникальность – вот что требуется. Именно «творческая вычурность» вашего проекта привлечет к вам внимание. Ведь город дает много, но и законы там суровые – высокая конкуренция и отсутствие внимания со стороны людей как факт. «Если общество решит вашу проблему – то вы должны. Если вы своим проектом хотите решить проблему общества – вам должны». Благо, трудностей в нашей стране хватает, с сожалением подчеркнул он.
Самое главное, что вас обязательно здесь ждет, – это кризис как начало пути. Все начинают с трудностей, вопрос другой – сколько времени уйдет на этот кризис. Реализация возможна только на основе главного – умения планировать. Но не бизнес-планом (тренер посчитал его ерундой, однако лица некоторых слушателей недовольно исказились). Нужно всего лишь три элемента – вера, связи и идея. Идею и веру можно придумать. А связи чаще всего появляются случайно. Нельзя спланировать знакомство с кем-то нужным (чаще спонсором или инвестором). Он обязательно появится внезапно. Считать деньги – самое последнее. Если хотите открыть кружок по интересам, то для этого не обязательно нужны средства.
Покажется странным, но в перерыве ни один из участников с другим не переговаривался. 25-летний парень усердно строчил в блокноте. Солидный мужчина в дорогом костюме и начищенных до блеска ботинках говорил по телефону с мамой (сообщал ей, что поздно приедет домой и пусть она ложится спать). Женщина натянуто улыбалась. Многие сидели, понуро опустив взгляд в экран мобильного. Впоследствии все эти люди на второй части занятия рассказывали свои истории приезда в столицу.
Одна женщина рассказывала, что приехала из Уфы, мечтая основать собственную школу иностранных языков. За двенадцать лет школу не открыла, ни одного иностранного языка не выучила, а сейчас не может понять – почему, собственно, ей хотелось именно этого. Крупный мужчина дважды за девять лет открывал свой ресторан и каждый раз прогорал. Став шеф-поваром в большом столичном ресторане, он не мог понять, почему его бизнес не задался. На вопрос «Какую бизнес-литературу вы читали?» мужчина затруднился ответить. Как выяснилось, по его мнению, для людей главное – «хорошо готовить», а «для бумажек» можно нанять работников. Когда спросили меня, я сообщил, что «просто люблю большие города – реализоваться можно везде при желании».
Больше всех меня удивил тот самый парень, который в перерыве все время писал в блокноте. О своем проекте он сказал только одно: о нем пока рано говорить. При этом из его речи понятно, что он ориентируется в предпринимательстве, юриспруденции, сам учится на психолога. По его мнению, сначала нужно увидеть, что имеет человек, а уж потом придумать идею. Когда он приехал в Москву, ему говорили, что это – плохой город. Город оказался обычным, только людей больше – как хороших, так и плохих. К концу рассказа тренер признал, что этот молодой человек – единственный, кто «пришел по адресу».
Многим не понравился тот факт, что тренер почти час рассказывал собственную биографию. Объяснение этому есть. Ведь давно подмечено, что гораздо легче учиться на чужом опыте, прослеживать чужой путь успеха и попытаться создать свой. Тренинги как явление придуманы американцами: у них есть деньги и нет времени, чтобы долго учиться. В России же тренинг, похоже, играет роль психоаналитика: он убеждает в чем-то, что человек для себя давно решил. Этот семинар – не исключение. Советую посетить тем, кто уже решил, что он хочет сделать, но не знает как. Однако будет скучновато тем, кто хочет пойти и услышать, как создать свой бизнес, куда обращаться и кому звонить. На тренинге советы можно услышать дельные, а желание что-то «сотворить» только усилится. Но, как было сказано в конце занятия, «не надо делать из хобби профессии – профессию нужно делать из страсти».