Как вырастить лидера – популярная тема в журналах (порталах) для родителей. Это обычно такая «эгегей»-тема: «Сейчас мы вам расскажем, как сделать из ребенка лидера!» Режим, упорные занятия, курсы по общению, ориентирование на результат, основы командообразования в пять лет. Да, и английский, английский – обязательно!
Поэтому обозначаю сразу повестку, чтобы была возможность не тратить время:
- Зачем вам ребенок-лидер? Вы сами к этому готовы?
- Если вы хотите вырастить лидера, то какого именно?
- Все ли дети могут стать лидерами?
- Всем ли это нужно?
- Что происходит с детьми, которых упорно тянут в лидерство?
Зачем вам ребенок-лидер?
Быть лидером – это такая (вроде бы) незыблемая ценность. То есть лучше быть, чем не быть. «В жизни пригодится», «лучше, чтобы он командовал, чем им командовали». Так и представляю новое поколение лидеров: «Кто тут в цари последний?» А дальше не как в мультике, а как в муравейнике. Плотность лидеров на душу населения. В то время как далеко не все люди хотят быть лидерами, а уж тем более руководителями. Кто-то, получив руководство, теряет эффективность и чувствует себя гораздо хуже, чем на месте специалиста.
Но у моего вопроса есть и другое ударение: зачем ВАМ ребенок-лидер? Что вы предполагаете с ним делать, когда он еще ребенок, но уже лидер? Это же, друзья, особый формат общения, и не все к этому готовы.
Ожидания, которые не реализуются: сначала он во всем послушен, ходит в шапке, делает уроки, помогает по дому, никаких чипсов и газировки. А потом хлоп – и лидер! Лидеры не вылупляются из яйца подчинения. Это особенный формат еще в детском возрасте. Самостоятельность мышления, склонность к критическому восприятию информации, активная позиция. Желание быть авторитетным, высокое самоуважение, часто – малая эмпатия к другим людям, равнодушие к проблемам, не относящимся к делу.
С будущими лидерами не подойдет общение в стиле «а ну-ка быстро!», «мал еще», «взрослые лучше знают». Атмосфера уважения, отношение к ребенку как к авторитетной личности (этот минимум, впрочем, хорош для любой ситуации воспитания). А если в семье несколько детей и всех нужно вырастить лидерами? Это же какая конкуренция в отдельно взятой квартире! Вы к этому готовы?
Какого именно лидера вам бы хотелось вырастить?
Давайте обратимся к определению.
Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях; наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Выпишем ключевые слова: «право на решения», «авторитет», «центральная роль», «деятельность» и «взаимоотношения».
Уже из этого определения можно понять, что лидер и руководитель – не всегда один и тот же человек. Лидеры тоже бывают разные…
- Интеллектуальным лидером может быть замкнутый необщительный человек, но именно к нему идут узнавать, как сделать, чтобы работало. Он на время вылезает из своего панциря, подсказывает и залезает обратно.
- Эмоциональный лидер задает эмоциональный фон коллектива. Если он заволновался – заволновались все. Если он спокоен, никакие слухи людей не тревожат.
- Коммуникативный лидер помогает новым членам коллектива влиться в него. Именно к нему идут с вопросом, если с отношениями проблемы.
- Досуговый лидер может быть халявщиком (или не быть им), но если речь о дне рождения коллеги или корпоративе, то все организовывает он.
- Лидер мнений высказывает свое мнение авторитетно, и к нему прислушиваются: хороши ли перемены, чего от них ждать, стоит ли беспокоиться.
Лидеры могут быть постоянные и ситуативные. Так вам какого лидера? Кого именно воспитать хотите? Каждый из типажей будет иметь свой психологический профиль. Можно быть лидером и не быть способным руководить людьми. Это важно понимать.
Все ли дети могут стать лидерами?
Если мы говорим о лидерстве в широком смысле слова, то многие дети могут стать лидерами. Ипостасей много. Скажем, в рабочем отделе из десяти человек шесть человек могут быть лидерами (см. выше почему).
А вот в общепринятом смысле «лидер=руководитель» не все люди обладают нужными качествами. В текстах о качествах, необходимых руководителю, выделяется около 40 интегративных свойств. Не буду перечислять их все. Назову те, которые не всегда, даже при огромном желании, можно сформировать.
- Коммуникативные навыки. Их можно развивать до определенной степени (у каждого эта степень своя). Есть дети, по свойствам личности замкнутые и сосредоточенные на себе. Их потребность в общении мала, и они от этого не страдают. Часто у них задатки интеллектуальных и профессиональных лидеров. А если начинать развивать навыки коммуникации, желая сделать из них общительных людей, это не пойдет им на пользу.
- Умение планировать свою деятельность и деятельность других людей. Далеко не все обладают нужными для этого задатками. Можно научиться планировать, и снова – до определенной степени.
- Достаточный уровень энергии. Руководство – процесс затратный, сил надо много. Как долго конкретный человек может оставаться трудоспособным, здоровым, бодрым? Как он переключается с одной деятельности на другую? Если человек быстро устает, отвлекаем, сонлив даже в нормальном графике жизни, то его нервная система не создана для того, чтобы быть руководителем. Но он вполне может быть профессиональным, интеллектуальным лидером или лидером мнений.
Всем ли детям хочется быть лидерами?
Взрослые так воодушевлены идеей лидерства, что им иногда кажется, что и ребенок, конечно, хочет того же. Наблюдая за детьми, можно обнаружить, что одним очень хочется быть в центре внимания. Но это не обязательно про лидерство, а чаще – про демонстративность как черту личности. Таким людям не нужно никого вести за собой, им достаточно иметь внимание и восхищение.
Есть шаловливые дети. С ними весело, и другие начинают повторять их проказы. Это снова не про лидерство. А в некоторых случаях, возможно, и про гиперактивность.
Что же до осознанного желания, то и тут не все дети говорят, что им хотелось бы вести за собой кого-то.
Что происходит с детьми, которых упорно тянут в лидерство?
Что происходит с человеком, которого тянут туда, куда он и сам идет? У него падает мотивация (подробнее об этом читайте в статье про мотивацию). Внешняя, более слабая, мотивация замещает внутреннюю.
Что происходит с человеком, с которым идут рядом, поддерживая и давая дополнительные возможности? Он развивает свои качества. Если ребенок развивается как лидер и хочет им быть, ему, во-первых, сложно помешать, во-вторых – легко помочь.
Что же с человеком, которого тянут туда, куда он идти не хочет, пусть это и трижды прекрасное место? Он может послушно пытаться. Но внутренняя мотивация для этого не сформирована. И склонностей, вполне возможно, нет. Скорее всего, выраженного успеха ожидать сложно. А будет ощущение «не могу», «не способен».
Хуже, если родитель фиксирует неуспех: «Ведешь себя как тряпка! Нужно быть лидером, а не плестись в конце!» Ребенок понимает, что не оправдал ожидания, пишет свою историю как историю неудач.
Итак…
Присмотритесь, есть ли у вашего ребенка задатки лидера. Проверьте себя: то, что вы видите, – это точно про лидерство, а не что-то другое? Какое именно лидерство может сформироваться у ребенка?
Если задатки и желание есть, то можно действовать так, чтобы их развить. Ровно так же, как если бы это были музыкальные, художественные или естественно-научные способности. Давать лучшие возможности для обучения у мастеров дела и практики.