Мы, люди, создания противоречивые. Порой наши ценности входят между собой в конфликт и порождают внутреннее напряжение. Какая из них победит? И можно ли победить во внутреннем конфликте, в битве с самим собой?
Есть так называемые ценности «внешние», а есть «внутренние»
Внешние ценности
проще оценить: они очевидны и объективны. Это деньги и другие материальные блага, а также слава, престиж, социальный статус, мода и тренды… Они очевидны для других людей, для социума. Более того, они адресованы именно внешнему миру: направлены на то, чтобы кому-то что-то доказать. Поменять свое положение в социуме.
Согласитесь, разве может для человека на самом деле иметь значение кусок металла, неважно, золото это или что-то другое? Только если он, как Скрудж Макдак, любит купаться в золотых монетах. Вспомните героев Джека Лондона – золотоискателей, которые находили желанное золото, а потом погибали от голода и холода с золотыми самородками в карманах. Но обладание «золотой казной» меняет социальную жизнь, ее хозяин начинает занимать совсем иное положение в обществе.
Внешние ценности важны для нашего социального «я» – той части личности, которая активно включена в социум. Ими нельзя пренебрегать или отрицать их. Но они не должны подчинять себе всю личность.
Конечно, для нас важно, что о нас думают другие люди. Но, слишком подлаживаясь под ожидания окружающих, мы теряем себя. Девушка, слишком увлекающаяся модой, уже не чувствует, что же ей нравится на самом деле. Как в анекдоте: «Какого цвета хамелеон, когда он смотрится в зеркало?»
Внутренние ценности
не видны, субъективны и не поддаются измерению. Это ценности духовные: честность, порядочность, милосердие, доброта, дружба, любовь. По этим законам живет духовное «я». За этими ценностями также важно следовать, но не чрезмерно. Иначе можно раньше времени достичь просветления и раствориться в просторах Вселенной. А если серьезно, чрезмерное следование за внутренними ценностями приводит к социальной дезадаптации.
Возьмем, к примеру, такую ценность, как «честность», – безусловно, важную. А теперь представьте человека, который стал абсолютно честным и искренним. И всегда говорит то, что думает. Этот сюжет, кстати, порой используется в комедиях – именно потому, что последствия будут комичными… и печальными.
– У тебя ужасная прическа…
– Ты сильно располнела за отпуск…
– А я вот совершенно не рад вас видеть…
Чрезмерно честный человек с точки зрения социума… хам!
Между внешними и внутренними ценностями важно найти баланс: мы ведь живем и социальной, и духовной жизнью. «Я» социальному и «я» духовному нужно научиться договариваться между собой. Но не всегда это получается. Порой между ними возникает неразрешимое противоречие, и важно сделать правильный выбор. Да, важно разделять ценности социума, но при этом не терять себя.
Меняются не только люди, меняется и общество. И постепенно в нашем обществе идет сдвиг от ценностей внутренних к внешним. Поощряются откровенно нарциссические, внешние ценности: карьера, слава, престиж, известность.
Когда в жизни возникает взаимоисключающий выбор, его приходится делать, как бы сложно это ни было. Причем откладывать его до бесконечности невозможно.
О ВЫБОРЕ В КИНО
В фильмах «Шоугерлз» (США, 1995) и «Платон» (Россия, 2008) у главных героев возникает конфликт внешних и внутренних ценностей. Делая выбор, они принимают диаметрально противоположные решения.
Герой Павла Воли в фильме «Платон» – элитный сводник, стоит перед выбором: получить деньги или сохранить любовь. Он выбирает первое, хотя позже жалеет об этом. Понимает, что ни деньги, ни власть не могут компенсировать потерю настоящей любви.
Героиня «Шоугерлз», Номи, приезжает в Лас-Вегас и делает карьеру танцовщицы. Но ее подруга попадает в беду: певец из шоу совершает над ней жестокое насилие. И перед Номи стоит выбор: добиваться справедливости и потерять место в шоу или остаться звездой, но предать подругу. Она выбирает первое.
Мы предлагаем вам психологическое упражнение на «иерархизацию ценностей»:
- Напишите список: что для вас в жизни важнее всего? Вы можете писать все что угодно: пункты «здоровье близких» и «горный велосипед» могут идти вперемешку. Пишите, пока не исчерпаете вдохновение.
- А теперь перечитайте получившийся список и выберите десять самых важных для вас пунктов.
- Расставьте их по степени значимости для вас: что на первом месте, на втором и т. д.
- Каждый из пунктов относится либо к внешним ценностям («горный велосипед»), либо к внутренним («здоровье близких»). Сделайте соответствующие пометки.
- Какой тип ценностей преобладает в вашем списке, внешние или внутренние? Какие из них занимают «топовые» места в вашем «хит-параде»?
В идеале между внешними и внутренними ценностями должен быть баланс. Признаки его нарушения:
- По количеству однозначно преобладает один тип ценностей.
- И (или) ему отведены главенствующие места в вашем списке.
Задумайтесь: почему так получилось? Что привело к дисбалансу? Послания из детства («Не будь таким мечтателем», «Не будь таким приземленным»)? Стереотипы («Деньги – зло», «Деньги правят миром»)? Ваш собственный опыт?.. Какую цену вы тогда платите, как эта система ценностей влияет на вашу жизнь? Постарайтесь восстановить баланс: вернуть себе ценности противоположного типа, уже осознанно. Например, кому-то нужно научиться ставить иногда на первое место семью, а не работу. А кому-то – выйти из тесного мирка семьи и начать самореализацию.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
КАК «ВЫИГРАТЬ» СЕБЯ?
Данная система ценностей, на мой взгляд, представляет собой лаконичный, легко доступный пониманию вариант классической иерархии, или «пирамиды потребностей», американского психолога Абрахама Маслоу. Помните? Для реализации высших духовных идеалов человеку необходимо сначала удовлетворить низшие, базовые, элементарные потребности, прежде всего физиологические – голод, половое влечение, затем – потребности в «крыше над головой», через успех и самоуважение прийти к духовному самопознанию и творческому раскрытию. При этом речь идет не столько о борьбе или балансе потребностей, сколько об их последовательном удовлетворении. Читателю, заинтересовавшемуся статьей, я бы рекомендовал в дальнейшем обратиться к трудам американского психолога, тем более что описанная им «техника игры» также, безусловно, ведет к главному жизненному «выигрышу» – обретению себя.
врач-психиатр, психотерапевт, психолог-психоаналитик, кандидат медицинских наук, доцент Тверской государственной медицинской академии