Популярность важна, потому что отражает способность ребенка выстраивать отношения с другими и находить себя в нашем мире, где если не все, то многое решают связи (в хорошем смысле).
Вероятно, когда-то вас самих, как и других учеников, просили написать на бумажке имена трех друзей. Неизвестно, что учителя делали с этими данными, но они весьма полезны, если ими правильно пользоваться. Подобный метод в различных вариациях до сих пор применяется в психологии для оценки популярности.
Например, висконсинское исследование стартовало в 1957 году, когда группа ученых стала собирать разнообразные данные о подростках, опрашивая их самих, их родителей и учителей. Психологов интересовали познавательные способности, успеваемость, состав и социально-экономическое положение семьи. Им предстояло отследить, как будет складываться жизнь школьников в будущем. В исследовании приняло участие более 10 000 человек, сведения о которых собирали также в 1964, 1975, 1993 и 2004 годах. Полученные таким образом материалы используются для нахождения интересных закономерностей. Недавно к этим данным обратились для того, чтобы определить влияние популярности на будущую жизнь (Conti et al., 2012).
Одним из критериев стало как раз количество друзей у школьника, оцениваемое двумя способами: по тому, сколько сверстников школьник называет своими друзьями и сколько других школьников называют его другом. Создав математическую модель, которая проанализировала популярность школьников и отношения между ними, ученые выяснили следующее:
- В городках и поселках у школьников больше связей в сравнении со школьниками из крупных городов.
- Теплая семейная атмосфера, особенно со стороны матери, существенно влияет на формирование круга друзей.
- Школьники с высоким IQ перечисляли больше друзей и были более популярны. Впрочем, эта связь не очень сильная.
- Самые сильные связи основываются на схожести вероисповедания, происхождения, места рождения и общем стремлении учиться дальше.
- Определяющим фактором явилось количество сверстников, которые назвали школьника своим другом. Количество тех, кого назвал друзьями сам школьник, не имело значения для будущего.
- Чем популярнее был школьник в школе, тем больше он зарабатывал через 35 лет. Увеличение популярности, то есть каждый дополнительный друг, ассоциируется с двухпроцентным ростом дохода.
Главный вывод исследования – социальные навыки и способности значат больше, чем персональные характеристики и интеллект. Школа, которая занимается интеграцией подростков в коллективе, развивая социальные навыки, увеличивает у них вероятность успеха во взрослой жизни.
Впрочем, другое исследование (Fletcher, 2013) сравнило братьев и сестер и не нашло никакой связи между популярностью и будущим, указав на важность генетических факторов и воспитания в семье.
Канадские же психологи (Layous et al., 2012) показали, как ребенку обзавестись друзьями в школе и стать популярным.
Эксперимент проводился в Ванкувере. В нем участвовали 415 школьников в 19 классах. Их средний возраст составлял 10 лет. У них предварительно замерили популярность – опять же задав им вопрос, с кем он или она хотели бы играть и выполнять школьные задания. Затем всех разбили случайным образом на две группы. Одних просили посещать каждую неделю по три разных новых места (парки, торговые центры и прочее) в течение четырех недель, пока длился эксперимент. Дети во второй группе должны были совершить по три добрых поступка в неделю – для любого человека, не обязательно в школе. Какие именно, предстояло решать самим детям, и поступки были простые: обнял маму, когда она была расстроена; отдала свой обед подружке; пропылесосил пол; помогла бабушке готовить обед.
Результаты оказались потрясающими. Школьники из группы добрых поступков приобрели за месяц в среднем 1,6 нового друга, тогда как дети из группы новых мест – 0,7. Такая обретенная популярность, основанная на доброте, означает снижение вероятности издевательств в школе и увеличивает академическую успеваемость. И как мы теперь знаем, даже улучшит финансовое положение через 30 лет.
Источники:
Conti G., Galeotti A., Mueller G., Pudney S. Popularity // NBER Working Paper. 2012. No. 18475.
Fletcher J. Friends or Family? Revisiting the Effects of High School Popularity on Adult Earnings // NBER Working Paper. 2013. No. 19232.
Layous K., Nelson S. K., Oberle E., Schonert-Reichl K. A., Lyubomirsky S. Kindness Counts: Prompting Prosocial Behavior in Preadolescents Boosts Peer Acceptance and Well-Being // PLoS ONE. 2012. 7 (12), e51380.