На протяжении тысячелетий по всему миру женская полнота была символом здоровья, красоты, желанности. Говоря современным языком, пышные бедра, круглый животик и большая грудь были «в тренде» во все времена. Даже богинь часто изображали пышнотелыми. Или, во всяком случае, не худышками. Что же произошло? Почему стандарты женской красоты так изменились? Откуда появился целлюлит и почему теперь красиво – это когда полупрозрачная кожа плотно обтягивает скелет?
ВОЙНА ВАС ОЧЕНЬ СТРОЙНИТ
Считается, что тонкие худые силуэты впервые стали входить в моду в начале XX века.
Во время Первой мировой войны мужчины Америки, Европы и России были призваны на фронт, и впервые в истории человечества миллионы женщин оказались одинокими. Единственным спасением для слабого пола стала работа, зачастую – вполне мужская. Но еды все равно не хватало. Женские черты истончались, фигурки высыхали на глазах. Так пухленькая красотка впервые вышла из моды. Ей просто нечего было есть.
Период между двумя войнами, Первой и Второй мировой, был недолгим. Некоторые исследователи говорят о том, что после окончания Второй мировой войны мужчины были как никогда жадными до пышнотелых женщин. Но эта тяга скоро прошла, и красавицы снова начали стремительно терять килограммы.
Борис Новодержкин, семейный психолог, психотерапевт:
– Полнота всегда была признаком того, что женщина родит здоровое потомство. А после двух столь глобальных войн человечеству просто необходимо было восстанавливать потери и рожать детей. Так что тяга к полненьким женщинам была абсолютно естественна. Но потом вернулась мода на худых. Почему? Зайдем издалека. Во времена Пушкина женщины носили платья, открывавшие грудь, но закрывавшие ноги. Поэтому оголенная лодыжка была чрезвычайно привлекательна. Впоследствии приоритеты поменялись. То же произошло и с женской фигурой. Если сразу после войны была популярна пышечка (их было мало), то через некоторое время оказалась востребованной худышка (потому что худышки вновь стали редкостью). Кроме того, мода на стройных женщин – это признак обеспеченного общества, ведь большинство диет подразумевает тщательный выбор продуктов питания – а это всегда было дорогим удовольствием.
ПО ИМЕНИ ТВИГГИ
Первой иконой нового стиля, «стиля худышек», называют девушку по имени Твигги. В 60-х годах XX века она была признана лицом модного Лондона.
Невероятно худая! При росте 169 сантиметров грудь – 80 сантиметров, талия – 55, бедра – 80. Считается, что на пике своей карьеры она весила всего 40 килограммов. У Твигги очень выразительное лицо – огромные глаза с длинными густыми ресницами, мальчишеская стрижка. Ее карьера длилась всего четыре года. Но эти четыре года изменили представления о красоте.
Стремясь приблизиться к идеалу Твигги, женщины и девушки начали добровольно отказываться от пищи и падать в голодные обмороки. Они даже не догадывались, что сама Твигги никогда ничего не делала, чтобы быть такой. К худобе она была склонна от природы. Более того, Твигги славилась невероятным аппетитом и любила выпить кружечку-другую пива… Но модные компании, использовавшие образ Твигги, тщательно скрывали это от ее поклонников. Ведь средства для похудения, которые рекламировала Тростинка, улетали с прилавков магазинов с невероятной скоростью.
Было бы, однако, ошибкой полагать, что в современной моде на худобу виноваты лишь большеглазая Твигги и производители средств для похудения.
Если внимательно приглядеться к образу подиумной красотки, который закрепился в нашем мире за последний век, можно заметить, как мало в ней осталось от того, что тысячелетиями связывалось с женственностью. Что мы видим у модели сегодня? Худоба, быстрая походка, широкий шаг, узкий таз, едва читаемая грудь, широкие плечи. Не правда ли, это описание больше напоминает юношу-подростка, чем привлекательную девушку?
ДЛЯ КОГО СОЗДАЮТ СВОИ ОБРАЗЫ МОДНЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ?
Одна из негласных историй мира моды повествует о том, что этот образ – то ли девушки, то ли юноши – был сознательно введен в моду дизайнерами женской одежды, потому что, как ни парадоксально, многим из них гораздо больше эстетического наслаждения доставляет любование мужчинами. Большинство именитых модельеров совершенно не скрывают того, что они – нетрадиционной сексуальной ориентации.
ПОСЛЕДНИЙ УЖИН
Не будем выносить никаких суждений, просто посмотрим на некоторые факты.
КРИСТОБАЛЬ БАЛЕНСИАГА. Испанский модельер, который в 1945 году ввел в женскую одежду квадратные плечи. В 1960 году придумал платье-мешок, скрывающее линии женской фигуры. Подобная одежда отлично смотрится на худых женщинах. Баленсиага был очень скрытным человеком, однако в мире моды не сомневаются, что в постели он отдавал предпочтение мужчинам.
ИВ СЕН-ЛОРАН – дизайнер, который фактически вступил в брак со своим спутником, Пьером Берже, – царил в мире высокой моды в 1960-е, 1970-е и 1980-е годы. И ввел в женскую моду элементы мужского гардероба: кожаные пиджаки, сапоги по бедро и даже смокинги. Он считается основателем стиля унисекс.
ДЖАННИ ВЕРСАЧЕ. Совершенно не скрывал своей гомосексуальной ориентации, прожил одиннадцать лет совместно со стилистом Антонио д’Амико. Каждая коллекция Версаче шокировала – в одежде проявлялись мотивы то панк-культуры, то стиля барокко, то садома-зохистских нарядов из секс-шопов, то поп-арта и творчества Энди Уорхола.
КАРЛ ЛАГЕРФЕЛЬД, не стесняясь, показывается на публике со своим другом и «музой» Батистом Джиабикони. Именно Лагерфельд ввел в моду мини-юбки, а чуть позже и юбки-шорты. Вам, милые дамы, нужно иметь очень стройные ножки, чтобы достойно следовать моде от Лагерфельда.
Вот уже много лет женщин одевают также Марк Джейкобс, Том Форд Франциско Косте, Джорджо Армани, гей-дуэт Доменико Дольче и Стефано Габбана.
УМИРАЮЩИЙ АНГЕЛ?
Не каждый мог позволить себе одеваться в ведущих модных домах Европы. А потому со временем между понятиями «худой» и «успешный» появился знак равенства.
В конце концов в двухтысячных годах в моду вошел новый стиль – про-ана. То есть искусственная худоба. 40 килограмм веса (как у Твигги) – это уже почти «толстая». Вид этих худышек – скорее болезненный, чем утонченный.
Анфиса Калистратова, гештальттерапевт, подростковый психолог:
– Я считаю, что это влияние городской среды. В деревне сложно найти девушек, которые так неистово стремятся к худобе. В условиях, приближенных к природе, у человека лучше обмен веществ и более здоровый вид, он хорошо себя чувствует со своими «пышными формами». В мегаполисе же вокруг нас много фастфуда и другой вредной пищи, мы мало двигаемся. Поэтому полнота – признак плохого самочувствия. Вот и появляется нездоровая мода на унисекс, тяга к различным диетам и похудению.
В Интернете можно найти огромное количество сайтов для девушек, которые решили уморить себя диетами и голодом ради того, чтобы приблизиться к «костлявому идеалу». Они зарабатывают анорексию и булимию, болезни, приводящие к бесплодию. Некоторые из них от этого погибают.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Игорь Юров,
врач-психиатр, психотерапевт, психолог-психоаналитик, кандидат медицинских наук, доцент Тверской государственной медицинской академии
СОВСЕМ ПО ФРЕЙДУ?
Напишу, как данная ситуация может выглядеть с точки зрения ортодоксального психоанализа, который находит во всем – не только в историях болезни пациентов, но и в глобальных социальных процессах – неосознаваемые сексуальные мотивы. Таков уж этот дедушка Фрейд, гениальность которого, как и положено истинной гениальности, в чем-то граничит с сумасшествием. Фрейдовский психоанализ – одна из тех умозрительных концепций, которые никогда нельзя будет ни доказать, ни опровергнуть. Почему это так? Давайте разберем на примере данной темы. Тем более что сделать это совсем не трудно, автор статьи сам указал на бросающийся в глаза факт – гомосексуальную ориентацию законодателей моды. Но может ли быть так, чтобы модельеры, даже будь они все до одного гомосексуальны, определяли типажи привлекательности в масштабах мировых тенденций? На мой взгляд, создаваемые ими образы «играют» на глубинных душевных струнах людей, затрагивая их латентные сексуальные особенности. Так ли это на самом деле – каждый решает сам.
ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ 15 КИЛОГРАММОВ
Лишь в начале нового тысячелетия общественность начала задумываться о том, что пора как-то останавливать моду на чрезмерную худобу. Для этого в разных странах введены специальные правила для моделей. И многие из девушек были вынуждены «потолстеть», чтобы остаться в этом бизнесе.
Анна Карташова, психолог, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги:
– Мэрилин Монро была одним из идеалов красоты в XX веке. Но сегодня многие сочтут ее откровенно толстой. Я уверена, что запреты на слишком худых моделей помогут нам изменить свой взгляд. Если визуальные образы, которые транслируют СМИ, станут другими, то и позиция общества по отношению к женским фигурам поменяется.
Например, 1 января 2013 года в Израиле вступил в силу закон, запрещающий слишком худым девушкам работать моделями. Критерием худобы служит индекс массы тела – BMI, или по-русски ИМТ, который не должен быть меньше 18,5. Чтобы его определить, необходимо вес (в килограммах) разделить на возведенный в квадрат рост (в метрах), то есть ИМТ = вес (кг): (рост (м))2.
СРОЧНО ТОЛСТЕЕМ!
Без всяких на то указаний свыше в 2013 году один из самых модных шведских брендов женской одежды отказался от модельных параметров 90-60-90 и выбрал для рекламной кампании своих новых купальников девушку, которая носит 12-й размер (США), что соответствует международному размеру М.