Есть такой вариант известной пословицы: «Здоров да умен – два угодья в нем». Верно! Но в романе такой обычный герой как-то не «захватывает», и сердце читателя от его правильного во всех случаях поведения не ёкает.
Не следует мешать людям сходить с ума.
Антон Чехов
Поступки психически здорового субъекта обычно прогнозируемы, потому и не очень интересны. А вот если герой немного странен, чудаковат или совсем «безумен» – это уже вызывает любопытство и интерес: что такого необычного он может натворить?
В новой рубрике «Безумные персонажи» мы рассказываем о героях книг и фильмов с явными психическими особенностями.
Сказочные приключения Алисы
В сказке Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» автор намеренно описал большую часть перечня психоневрологических расстройств, которые испытывает здоровая в психическом отношении героиня. И этим убил сразу двух зайцев: не «унизил» наличием психического расстройства Алису и показал, какие «чудесные» превращения может испытывать психика человека. Сказочное повествование в этом отношении развязало автору руки.
Но в реалистическом произведении ничего подобного произойти не может. Герои могут страдать психическим заболеванием, но не всеми сразу. Биология накладывает свои защитные ограничения, хотя иногда допускается сочетание двух психических расстройств.
И реалистичность Дон Кихота
«Двойник» Федора Достоевского, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, «Бойцовский Клуб» Чака Паланика… Как Вы думаете, что объединяет эти столь «разномастные» по жанру литературные произведения, список которых можно было бы продолжить?
Действительно, многие герои любимых произведений литературы страдают от разных синдромов шизофрении. И по сей день частыми персонажами литературы и кинематографа становятся больные с шизофреноподобной симптоматикой. Кстати, отличались психическими расстройствами и Гамлет, и Дон Кихот, и Швейк. У Достоевского и Гоголя почти все персонажи с той или иной психической патологией. Не потому ли эти писатели и признаны литературными гениями?
«Паук» Максима Горького
Давайте обратимся к произведениям классиков русской литературы и пойдем по следу их героев. В небольшом рассказе Максима Горького «Паук»1 наглядно описан хронически протекающий галлюцинаторно-бредовой психоз. Фабула рассказа предельно простая: автор рассказывает историю когда-то встреченного им человека – Ермолая Макова.
Уже в начале повествования Горький отмечает странности в поведении этого «торговца древностями», который, долго торгуясь, пытался продать «древнюю монету», но неожиданно заявлял, что продавать ее не будет. А на следующий день приходил и сразу продавал ее, оправдываясь, что вчера «охоты не было». Эти факты напоминают явления волевой амбивалентности2.
Однажды Ермолай Маков поведал автору рассказа свою печальную историю:
– Двадцать третий год живу я в неизбывном страхе… А страх мой, сударь, особый: вселена в плоть мою чужая душа. …водился я с одной бабой, не иначе, как – ведьмой…
Протянув руку влево от себя, Маков погладил что-то в воздухе, на высоте вершков десяти…
– …Паук… Он мне для страха дан, чтоб я собой не располагал, не погубил бы чужую душу. Ведь душа-то во мне чужая, вроде бы – краденая…
Налицо хронический систематизированный бред, протекающий со зрительными галлюцинациями. Веруя в Бога и в переселение душ (метемпсихоз), герой рассказа при помощи своих психопатологических расстройств строит особый мир, недоступный окружающим. Если бы он не раскрыл автору своих переживаний, то читатели считали бы его за чудака, но вряд ли за душевнобольного человека. Шизофрения на лбу не написана.
«Мелкий бес» Федора Сологуба
Это произведение является иллюстрацией развития шизофрении как процессуального заболевания. Роман «Мелкий бес» – пример того случая, когда сочетались два заболевания: шизофрения осложнялась алкоголизмом, который привносил в основное заболевание уже свою симптоматику.
С самого начала герой романа Передонов характеризуется чертами, которые соответствуют симптомам шизофренического расстройства: он подавлен, угрюм, эпизодически его охватывают приступы страха и ужаса, тоскливость и апатия, обонятельные галлюцинации сменяются «инфернальным хохотом». В полном соответствии с традиционным представлением о развитии шизофренического психоза развивается мегаломанический бред:
– Господин инспектор второго ранга Рубанской губернии, – бормотал он себе под нос, – его высокородие статский советник Передонов. Вот как! Знай наших! Его превосходительство директор народных училищ Рубанской губернии, действительный статский советник Передонов. Шапки долой! В отставку подавайте! Я вас подтяну! Лицо у Передонова сделалось надменным: он получал уже в своем скудном воображении долю власти3.
Периодические приступы запоя вызывали у героя развитие алкогольных психозов, которые проявлялись зрительными и слуховыми галлюцинациями. Вскоре и алкогольные делирии стали приобретать все более шизофреноподобный характер. Бредовые переживания и галлюцинации зачастую диктуют патологический тип поведения подобного героя.
«Черный монах» Антона Чехова
Повесть А. П. Чехова «Черный монах» – классическое произведение, которое сам писатель называл «рассказом медицинским». Психиатр уверенно может квалифицировать изображенное в нем психическое расстройство как галлюцинаторный синдром при шизофрении.
Интересно, что сам Чехов считал, что описывает «манию величия». Читателю эта повесть будет интересна также отношением автора к проблеме взаимоотношения психического расстройства и творчества.
Главного героя Коврина можно рассматривать как своеобразную модель творческой личности, испытывающей психические нарушения. Автор выделяет отчетливое повышение настроения и усиление творческой работоспособности после появления галлюцинаторного образа. Постепенно у Коврина развивается гипоманиакальный синдром (та самая «мания величия», о которой писал Чехов), который нередко помогал талантливым людям достигать творческих успехов.
Эпиграфом этого грустного рассказа могла бы послужить фраза Чехова из его повести «Палата № 6»: «Не следует мешать людям сходить с ума».
Чехов в беллетристической форме передает все основные положения теории «гениальности и помешательства» Ломброзо. Здоровый, критически оценивающий себя магистр философии тоскует по болезни, которая не только выделяла бы его из «человеческого стада», но и делала его личность талантливее.
Но для Чехова-врача любая болезнь, в том числе и психическая, требует лечения. И автор строит сюжет своего рассказа именно по этой линии (та же необходимость лечения, которая стоит в центре «Палаты № 6»). Его герой должен лечиться, он лечится и излечивается. Казалось бы – блестящая врачебная победа! Но что же получилось в результате лечения?
«Коврин уже выздоровел, перестал видеть своего черного монаха»4. Но при этом он много потерял в эмоциональном и творческом отношении.
Произошедшие характерологические изменения героя на языке психиатров называются эмоциональным снижением личности, признаком ее явного обеднения и оскудения, свойственного шизофреническому процессу. Таким образом, Чехов невольно поддерживает позитивное влияние психического расстройства на творческий процесс.
- Горький М. Паук // ПСС. Художественные произведения в 25 тт. Том 17. М. : Наука, 1973. С. 88–91. ↩
- Бесконечные колебания между противоположными решениями. ↩
- Сологуб Ф. Мелкий бес. Белый А. Петербург. Романы / Вступ. статья О. А. Клинга. Ставрополь : Книжное издательство, 1988. ↩
- Чехов А. П. Черный монах // Полное собрание сочинений в 30 тт. Т. 8. М. : Наука, 1986. С. 226–257. ↩