Публикуем вторую часть патографической статьи об известных советских поэтах и писателях ХХ века, которые страдали шизофренией. На этот раз речь пойдет о Велимире Хлебникове, Данииле Хармсе и Данииле Андрееве. Каким образом столь тяжелое расстройство психики повлияло на творчество этих гениальных творцов столь позитивным образом?
Велимир Хлебников
Велимир Хлебников (1885–1922) – советский поэт и прозаик, родоначальник русского футуризма; организатор общества «Председателей земного шара».
В гимназии Велимир не блистал успехами, так как «губил» все свои ответы тягой к необычным выражениям. И сам впоследствии признавался: «Меня еще в гимназии называли блаженным» (Самородова О. С., 1972).
С 1911 года Хлебников вел жизнь литературной богемы. Но в отличие от других страдал дромоманией, импульсивным стремлением к перемене мест, и постоянно испытывал «голод пространства» (Старкина С. В., 2007). «Ездил Хлебников очень часто. Ни причин, ни сроков его поездок нельзя было понять» (Маяковский В. В., 1978). При этом забирал с собой наволочку, набитую рукописными листочками. И если кто-то из друзей не успевал их вытащить для публикации, то все написанные рукописи в дороге пропадали вместе с «подушкой».
Описание внешности Хлебникова характерно для психически больного человека: «При встрече почему-то отдавал честь. В глазах у него часто мелькало выражение испуга, как у встревоженного животного. Это особенно бывало заметно при внезапных встречах. Чтобы на него ни одевали – все через два дня приходило в такой хаотический вид, что становилось неузнаваемо» (Самородова О. С., 1972).
Странностью отличались и его бытовые привычки. Уместно привести строки одного из его современников, поэта Вадима Шершеневича. «Умывание Хлебникова надо было бы демонстрировать в школах детям, чтоб те знали, как не надо умываться. Он наливал с большой опаской на совершенно выпрямленные ладони воду и мог часами наблюдать, как вода стекает обратно… Наконец он решительно черпал воду, подносил ее к лицу и в последний момент разжимал руки, так что вода выливалась обратно, не коснувшись лица. Хлебников долго тер полотенцем, а если его не было, то чем попало сухое лицо. Иногда он даже причесывался…» (Шершеневич В. Г., 1990). Очень похоже на неадекватное поведение больного, погруженного в свои бредовые переживания.
Читайте также: Гениальные шизофреники Советского Союза. Часть 1
Окружающих поражала в Хлебникове «моральная глухота», или то, что психиатры называют «эмоциональная тупость». Известно воспоминание писателя Дмитрия Петровского о том, как Хлебников спокойно бросил его в тяжелом состоянии в степи, а позже при встрече сказал: «“Я нашел, что степь отпоет лучше, чем люди”. И добавил: “Сострадание, по-вашему, да и по-моему, ненужная вещь”» (Калмыков С., 1979). Это типичный для больных шизофренией дефицит сочувствия и эмпатии.
Современники отмечали у поэта «безумную рассеянность». Но поэт Иван Грузинов считал, что это «нечто большее: равнодушие ко всему и ко всем… Это подлинный и полный уход человека из мира действительности в мир мысли и мечты» (Грузинов И. В., 1990). Поэт-футурист Алексей Крученых вспоминал, что Велимир «вообще сторонился культурного и городского: всю жизнь относился враждебно к телефону, спать предпочитал на соломе или на голом тюфяке, а простыни сбрасывал на пол» (Крученых А. Е., 2006).
Психиатр Владимир Анфимов в 1935 году подробно описал свое знакомство с поэтом, состоявшееся в 1919 году в Харьковской психиатрической больнице, куда Хлебникова привезли для проведения военно-психиатрической экспертизы. Заключение профессора звучало так: «Для меня не было сомнений, что в В. Хлебникове развертывается нарушение нормы, так называемого шизофренического круга, в виде расщепления – дисгармонии нервно-психических процессов» (Анфимов В. Я., 1935).
Все творчество Хлебникова пронизано формалистическим экспериментированием над словом. Фактически он и начал свою деятельность с того, что из «старых слов сделал крошево» и приступил к конструированию собственных слов и необычных словосочетаний. В 1908 году Хлебников опубликовал свои первые «гениально-сумасшедшие» (выражение поэта Михаила Кузмина) стихотворения, насыщенные неологизмами:
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
– Пинь, пинь, пинь! – тарарахнул зинзивер.
– О, лебедиво!
– О, озари!
Примером реализации беспредметного неологизма может служить «Песнь Мирязя» Хлебникова: «У омера мирючие берега. Мирины росли здесь и там сквозь гнезда ворона. Низ же зарос грустняком. Смертнобровый тетерев не уставал токовать, взлетая на морину». По мнению филолога Александра Гарбуза, «в плане психологии творчества перед нами типичный случай аутистического мышления» (Гарбуз А. В., 2007).
В творчестве Хлебникова расстройства психики вплетаются в художественное произведение, создавая своеобразное литературное явление. Мышление, измененное по шизофреническому типу, обеспечило поэту «выигрыш» в случаях поэтического словотворчества, проявляясь в редкой образности и неожиданности ассоциаций, но «такое изменение процессов восприятия влечет за собой значительный “проигрыш” в большинстве обычных жизненных ситуаций» (Поляков Ю. Ф., 1972).
Хлебников так и остался плохо понятым для читателей в той степени, в какой непонятен для окружающих каждый больной шизофренией. Логика его стихотворений слишком далека от общепринятой логики стихосложения и основывалась на сближении явлений, обычно не связанных друг с другом.
Течение болезни у Хлебникова носило непрерывный характер, другими словами, он был болен постоянно. Поэтому можно предположить наличие у него шизофренического процесса, о чем свидетельствуют: аутистическое мышление с символизмами, неологизмами, фантастическим бредом реформаторства; нарушения поведения, чудаковатость; волевое снижение с неадекватностью и психическим инфантилизмом (Шувалов А. В., 1995).
Наличие шизофрении привнесло в творчество Велимира Хлебникова много нового и своеобразного, позволив ему оставить единственный в своем роде след в молодой советской поэзии.
Даниил Хармс
Даниил Хармс (Ювачев) (1906–1942) – советский поэт и писатель, участник литературной группы ОБЭРИУ.
Талантливый ребенок научился в пять лет читать, обладал музыкальным слухом и хорошо рисовал. «Уже в Петершуле проявилась страсть Даниила Ювачева к театрализованным мистификациям, к экстравагантным проделкам… В течение короткой жизни Хармс создал продуманную до мелочей – от одежды и собственного алфавита до стихотворных заклинаний и масок-псевдонимов – систему поведения» (Александров А., 1991).
Учеба у него всегда оставалась на втором месте, и доучиваться пришлось в другой школе, так как Даниил «жил в своем мире, в нем шла какая-то внутренняя работа», которая со школой никак не была связана. Такая же история повторилась и после поступления в Ленинградский техникум. «Уже в конце первого учебного года, в июне 1925-го, в его записной книжке появляется такая запись: “Я не подхожу классу физиологически”». В феврале 1926 года он был отчислен (Шубинский В. И., 2015).
Из-за вычурной одежды выглядел до того необычно, что Хармса иногда принимали за шпиона и друзьям несколько раз приходилось удостоверять его личность в отделении милиции (Кобринский А. А., Устинов А. Б., 1991). Нравы и мода конца двадцатых годов прошлого века, разумеется, отличались от современных. Возможно, в наше время «прикид» Хармса и не показался бы очень уж вызывающим. Но на фоне того времени «его странность была особенно заметна» (Глоцер В. И., 2015). Среди других участников литературной группы «обэриутов» «Хармс в длинном клетчатом сюртуке и круглой шапочке поражал изысканной вежливостью, которую еще больше подчеркивала изображенная на его левой щеке зеленая собачка…» (Волгин И. Л., 1985).
Очень странными были у него отношения с детьми и женщинами. Присущее Хармсу чувство абсурда было ближе детям, но парадокс заключался в том, что писатель, зарабатывавший на жизнь детскими стихами и с успехом выступавший перед детьми, их не любил. По свидетельству жены, Марины Малич, он «всю жизнь… не мог терпеть детей, просто не выносил их… Его нелюбовь к детям доходила до ненависти».
Не совсем обычно складывались отношения и с женщинами. Хармс имел невероятное количество любовниц. «Он состоял в интимных отношениях даже со сводной сестрой своей собственной жены» (Гальперина И. Г., Стучинская А. А., 2008). Последняя вспоминала: «У него, по-моему, было что-то неладное с сексом. И с этой спал, и с этой… Это было, я думаю, даже как-то бессмысленно, ненормально… У нас уже были такие отношения, что когда я, например, возвращалась с работы, я не сразу входила – я приходила и стучалась в дверь. Я просто знала, что у него там кто-то есть, и, чтобы не устраивать скандал, раньше, чем войти, стучала». (Глоцер В. И., 2015). Данный факт свидетельствует об эмоциональном снижении и патологическом отсутствии чувства элементарного такта у Хармса.
Среди его друзей доминировали люди, которые обладали алогизмом мышления и творческая сила которых пробуждалась психическим расстройством. «Все это были люди с сумасшедшинкой» (Петров В. Н., 1990). Этот факт вполне ожидаем, так как Хармсу легче было сближаться с людьми, подобными себе. К тому же он был еще крайне суеверен: «выходил из трамвая, если на билете была цифра 6, или возвращался домой, встретив горбуна. Человек с веснушками означал удачу. Молоко на даче пил, только если были закрыты все двери и окна наглухо» (Кобринский А. А., 2009). Это уже признаки паранойяльного синдрома.
В декабре 1931 года поэта арестовали сотрудники ОГПУ. В «Постановлении о производстве обыска и задержании подозреваемого» указывалось: Хармс подозревается в том, что «является участником антисоветской нелегальной группировки литераторов». Последовал суд и ссылка в Курск.
Из письма к писателю А. И. Пантелееву от 23 июля 1932 года: «“Курск – очень неприятный город… Тут у всех местных жителей я слыву за идиота. На улице мне обязательно говорят что-нибудь вдогонку”. …Хармс и в Курске, судя по всему, не отказался от ношения необычной одежды» (Кобринский А. А., 2009). Жил он на деньги, которые присылали родственники. Застопорился творческий механизм, хотя Самуил Маршак предлагал ему работу в детских журналах. «Этот психический паралич, эта неспособность к какой бы то ни было деятельности нуждается в объяснении. Да, Даниил Иванович был в ссылке, был болен, нервно истощен… Но ведь и Мандельштам в Воронеже три года спустя был в точно таком же положении – и именно там родились его величайшие стихи» (Шубинский В. И., 2015). Объяснение этому может быть только одно – психопатологическое.
В 1939 году Хармс начал проявлять интерес к учебникам психиатрии, а в сентябре лег на лечение в «нервно-психиатрической диспансер». Был выписан из него с диагнозом «шизофрения». Некоторые биографы считают, что поэт специально симулировал симптомы этого заболевания. А врачи засвидетельствовали у него: «бредовые идеи изобретательства, отношения и преследования, считает свои мысли “открытыми и наружными”, если не носит вокруг головы повязки или ленты… Проявлял страх перед людьми, имел навязчивые движения и повторял услышанное». Некоторые считали, что теперь он обеспечил себе прекрасную защиту от политических обвинений (Кобринский А. А., 2009).
Однако «защита» оказалась ненадежной. 20 августа 1941 года «оперуполномоченный УНКВД… пришел к выводу, что “Ювачев-Хармс Д. И. к.-р. [контрреволюционно] настроен, распространяет в своем окружении к.-р. клеветнические и пораженческие настроения”».
23 августа 1941 года последовал арест, но в результате судебно-психиатрической экспертизы Хармса освободили от уголовной ответственности и направили на принудительное лечение в психиатрическое отделение больницы при пересыльной тюрьме. Консилиум врачей с участием профессора Н. И. Озерецкого установил: «шизофрения, “заболевание давнее, предсказание неблагоприятное… в инкриминируемом ему деянии является неответственным, то есть невменяемым…”» (Шубинский В. И., 2015). Если предположить, что Хармс смог удачно симулировать психическое заболевание, то продлил он себе жизнь менее чем на полгода.
Психопатические личности к 35–40 годам обычно приспосабливаются к жизни, находят свою социальную нишу. У Хармса такой адаптации не произошло. Поэтому можно согласиться с докторами, освидетельствовавшими писателя, что в данном случае речь шла о шизофреническом процессе. Тем более что сложно было бы дважды симулировать шизофрению, да еще в ситуации судебно-психиатрической экспертизы военного времени (Шувалов А. В., 1996).
Хармс в течение всей своей жизни проявлял себя как человек психически ненормальный. Некоторые современные психиатры предполагают, что речь могла идти о намеренном усилении больным человеком своих психотических симптомов (Ерышев О. Ф., Спринц А. М., 2015). А это вполне реальный вариант, называемый психиатрами аггравацией.
Поэзия Даниила Хармса состоит из отдельных, порой не связанных между собой фраз, которые, тем не менее, создают атмосферу определенного настроения. А его неологизмы заполняют весь возможный смысловой спектр: от понятных слов до звукоподражательных буквосочетаний. У неологизмов Хармса есть своя особенность: они инфантильны и напоминают исковерканные ребенком слова (Шувалов А. В., 1996). В анекдотической форме Хармс сопоставляет вещи и явления, не сопоставимые в общепринятой логике мышления.
Особенности творческого мышления Хармса способствовали тому, что он стал основоположником литературы абсурда не только в России, но и в мире. Мы в очередной раз убеждаемся, что оригинальное и своеобразное по своему содержанию и форме выражения литературное творчество создается или психически больным человеком, или аномальной в психическом отношении личностью.
Даниил Андреев
Даниил Андреев (1906–1959) – советский поэт и писатель, философ-мистик.
Поведение сына писателя Леонида Андреева с ранних лет уже представляет интерес как минимум для психолога. Мальчику сказали, что его умершие мама и бабушка находятся на небесах. Выросший в религиозной семье шестилетний «Даня решил утопиться, чтобы встретиться с мамой и бабушкой, его случайно спасли в тот момент, когда он уже был готов прыгнуть в речку с моста» (Скороход Н. С., 2013).
Далека от банального оформления и его комната: на стене «висела карта полушарий изобретенной им планеты… Была написана история государств этой планеты, а по стенам развешаны портреты императоров и политических деятелей этих государств», которые нарисовал сам Даниил (Морозова Т. И., 1997). Этот факт свидетельствует о незаурядной фантазии будущего поэта.
Во время обучения в гимназии он начинает ощущать «переживание иной реальности», что психиатры рассматривают как симптом дереализации. Примером ее может служить «видение Небесного Кремля над Кремлем земным» и позже – «переживание всемирной истории как единого мистического потока» (Андреева А. А., 1993).
Закончив гимназию, Андреев продолжает обучение в Литературно-художественном институте, но не заканчивает его. С 1937 года он испытывает «прорывы космического сознания», которые можно рассматривать как еще одно нарушение сознания – деперсонализацию. Появились странности в поведении. Он начинает ходить босиком в любую погоду, даже по снегу. Когда на него стали оглядываться прохожие, Андреев надел тапочки, предварительно вырезав в них подошву.
Работая всю жизнь, не считая военного времени, художником-оформителем, Андреев постоянно что-то сочинял. «Будучи глубочайшим мистиком, он умел находить нужные слова даже для почти уже невыразимого. А там, где кончается все видимое, мыслимое и выражаемое привычными понятиями, …он сам создавал новые понятия, новые слова, новые наименования» (Усова И. В., 1997).
В апреле 1947 года – поводом послужил очередной роман – Андреева арестовали в связи с обвинениями в «антисоветской агитации» и «террористических намерениях». Арестовали заодно родственников и друзей, а все написанные ранее сочинения уничтожили.
Жена в отчаянии просит провести мужу судебно-психиатрическую экспертизу. Доктора в Институте им. В. П. Сербского пришли к невнятному заключению, что Андреев страдает «лабильной психикой». Философ остается в тюремной камере, где продолжает свою творческую работу.
Несмотря на условия заключения, «прорывы» «иного мира» в мир реальный у Андреева продолжались. Жена вспоминала: «В тюрьме эти прорывы стали частыми, и постепенно перед ним возникла система Вселенной и категорическое требование: посвятить свой поэтический дар вести об этой системе… Во сне по мирам иным… его водили Лермонтов, Достоевский и Блок… Так родились три его основных произведения: “Роза Мира”, “Русские боги”, “Железная мистерия”… Василий Васильевич Парин, советский академик, физиолог, атеист, очень подружившийся в тюрьме с Даниилом, с удивлением рассказывал мне: “Было такое впечатление, что он не пишет, в смысле ‘сочиняет’, а едва успевает записывать то, что потоком на него льется”» (Андреева А. А., 1993). По ночам Андреев погружался в состояние чрезвычайного сосредоточения и «пускался в трансфизические странствия», испытывая при этом псевдогаллюцинации, когда больной слышит голоса не со стороны, а внутри своей головы.
Некоторые биографы считают, что условия заключения помогли Андрееву «расширить свой мистический опыт. Лишенный контактов с внешним миром, он научился осознанно управлять “трансфизическими странствиями души” во сне и в состоянии бодрствования… Основываясь на этих откровениях, Андреев начал писать “Розу Мира” – грандиозный трактат о сокровенном строении Вселенной, о мистической подоплеке всей истории земной цивилизации и о грядущих судьбах человечества» (Вандерхилл Э., 1998).
Приведенные выше описания аналогичны психотическим приступам при шизофрении, которые, по мнению психиатров, «по-своему помогли творчеству… Даниила Андреева» (Волков П. В., 2000).
Психически нормальный человек вряд сможет понять рассуждения Даниила Андреева, «когда тот, ссылаясь на свое знание, полученное при помощи псевдогаллюцинаций, пишет нечто вроде: “И тогда наконец третий уицраор испустил дух”». Философ Вадим Руднев считает, что психотическая концепция метаистории Даниила Андреева является «философским проявлением клинического аутистического психотического мышления с отрицанием реальности в пользу бредовых представлений» (Руднев В. П., 2002).
Таким образом, знаменитая книга Андреева «Роза Мира» может служить примером сочетания систематизированного бреда и философского прозрения. Источниками этого мистического шедевра явились «видения» и слуховые псевдогаллюцинации. В книге «Роза Мира» «глубокие и в высшей степени здравые рассуждения о Пушкине, Лермонтове или Достоевском… соседствуют с совершенно фантастическими описаниями метаисторических коллизий, которые носят явные черты шизофренического мировосприятия». Помимо прочего, «текст Даниила Андреева удивляет огромным количеством нелепых слов с “экстранормальной фонетикой”» (Руднев В. П., 2007; 2010).
Вывод напрашивается сам собой: психотическая концепция «метаистории» Даниила Андреева является бредовым построением больного шизофренией.
Общий вывод, который можно было бы сделать на основании приведенных статей, таков: мышление больных шизофренией дефектно и в то же время гораздо сложнее по сравнению с мышлением здорового человека. Парадоксально, но факт.
Источники:
- Александров А. Чудодей. Личность и творчество Даниила Хармса // Хармс Д. Полет в небеса. Стихи. Проза. Драма. Письма. Л. : Советский писатель, 1991. С. 7–48.
- Андреева А. А. Жизнь Даниила Андреева, рассказанная его женой // Андреев Д. Л. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 1. М. : Московский рабочий, 1993. С. 5–26.
- Анфимов В. Я. К вопросу о психопатологии творчества В. Хлебникова в 1919 году // Труды 3-й Краснодарской клинической городской больницы. Вып. 1. Краснодар, 1935. С. 66–73.
- Вандерхилл Э. Мистики ХХ века. Энциклопедия. М. : Локид-Миф, 1998.
- Волков П. В. Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилактике душевных расстройств). М. : Аграф, 2000.
- Волгин И. Л. «Чтоб кровь моя остынуть не успела…» // Н.А. Заболоцкий. Стихотворения и поэмы. — М.: Правда, 1985, с. 5-24.
- Гальперина И. Г., Стучинская А. А. Личная жизнь великих. — М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
- Гарбуз А. В. Поэзия неоавангарда // Гарбуз А. В. Современная художественная культура Башкортостана. Живопись. Поэзия. Музыка. Уфа : Гилем, 2007. С. 123–140.
- Глоцер В. И. Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс. М. : КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015.
- Грузинов И. В. Маяковский и литературная Москва // Мой век, мои друзья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова. М. : Московский рабочий, 1990. С. 647–691.
- Ерышев О. Ф., Спринц А. М. Личность и болезнь в творчестве гениев / 2-е изд., доп. СПб. : СпецЛит, 2015.
- Калмыков С. В поисках «зеленой палочки» // Вечное солнце. Русская социальная утопия и научная фантастика. М. : Молодая гвардия, 1979. С. 5–38.
- Кобринский А. Даниил Хармс / 2-е изд., испр. и доп. М. : Молодая гвардия, 2009.
- Кобринский А., Устинов А. «Я участвую в сумрачной жизни». Комментарии к дневниковым записям // «Глагол» № 4. Литературно-художественный журнал, 1991, с. 5-17 и 142-194.
- Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы. М. : Гилея, 2006.
- Морозова Т. И. Из детских воспоминаний // Андреев Д. Л. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 3. Кн. 2. Воспоминания о Д. Л. Андрееве. М. : Урания, 1997. С. 379–382.
- Петров В. Н. Даниил Хармс // Панорама искусств. Вып. 13. Сборник статей и публикаций. М. : Советский художник, 1990. С. 235–248.
- Поляков Ю. Ф. Патология познавательных процессов // Шизофрения. Мультидисциплинарное исследование. / Под ред. А. В. Снежневского. М. : Медицина, 1972. С. 225–277.
- Руднев В. П. Характеры и расстройства личности. Патография и метапсихология. М. : Независимая фирма «Класс», 2002.
- Руднев В. П. Полифоническое тело. Реальность и шизофрения в культуре ХХ века. М. : Гнозис, 2010.
- Руднев В. П. Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы. М. : Издательский дом «Территория будущего», 2007.
- Самородова О. С. Поэт на Кавказе. Воспоминания // Журнал «Звезда». № 6. 1972. С. 183–194.
- Скороход Н. С. Леонид Андреев. М. : Молодая гвардия, 2013.
- Старкина С. В. Хлебников. М. : Молодая гвардия, 2007.
- Усова И. В. Даниил Леонидович Андреев в моей жизни // Даниил Андреев. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 3. Кн. 2. Воспоминания о Д. Л. Андрееве. М. : Урания, 1997. С. 397–451.
- Шварц Е. Л. «Живу беспокойно…» Из дневников. Л. : Советский писатель, 1990.
- Шубинский В. И. Зодчий. Жизнь Николая Гумилева. М. : АСТ : CORPUS, 2015.
- Шувалов А. В. «Король времени Велимир 1-й». Патографический очерк о В. В. Хлебникове с попыткой психопатологического анализа творчества // Независимый психиатрический журнал. 1995. № 3. С. 34–38.
- Шувалов А. В. Патографический очерк о Данииле Хармсе // Независимый психиатрический журнал. 1996. № 2. С. 74–78.
83 комментария
Статья довольно интересна и , что в ней неплохо, то что она корректна и сдержана в оценках.
Но есть один фундаментальный вопрос —
а являются ли психология и психиатрия науками ? Наука обязана иметь пространство для своего развития. А эти две дисциплины такового не имеют.
Они сугубо описательны и дальше конкретных явлений продвинуться не могут.
Способен ли психолог или психиатр осознать все то , что сознаёт и чем оперирует физик-теоретик ? Нет, не способен. А физика является очень реальной и реалистичной наукой. Так как психиатр может оценивать интеллект и психическое здоровье того , кто осмысливает предметы, которые психиатр понять не способен ?
Так , что психолог или психиатр должен признать факт ограниченности своих возможностей как индивидуума , как специалиста, как человека мыслящего.
Во всяком случае он должен признать, что в жизни есть «многое такое, что не доступно нашим мудрецам».
Очень плохо , когда посредственности судят людей с более тонкой, сложной организацией нервной , психической и интеллектуальной деятельности.
Примеры :Сократ, Джордано Бруно, Жанна д’Арк, а уж писателей, художников, композиторов просто несть числа.
зерно, да не такое как в кормушке у птицы марабу, а зерно истины, зело есть.(хотя и то,лругое, тоже). отвечу Ввам как психиатр и..(внимание) как пациент, хотя и сумевший пересечь эту демаркацию неваэно глупости ума добра или зла, ведликого или смкшного. . неоторые процессы более очевидны во проявлении, либо из-за опасности в т.ч. обществу помимо пациента ,требуют большего внимания (аффективнопсихозобуйноостроты), в отношении же ментальности придерживаюсь принципиального согласия как со вменияемыми так и нет за остсутсивем видимой разницы
Ты чего курил, чувак? Сам-то понял, что изрёк?
вы палитесь
«Очепятки» превратили не очень наполненный смыслом текст в абракадабру.
«являются ли психология и психиатрия науками ? » В какой-то отдаленной мере. Это самые отсталые области медицины. Лечат душу, отрицая ее существование. Пожалуй, это варварская «наука». А Даниил Андреев стоит так высоко со своим мировоззрением, то современным психиатрам до него не дотянуться… А дочитал хоть один из его «диагностов» его книги до конца?
Вот с некоторых пор, Психология стала Научным знанием. Свидетельство тому Системно Векторная Психология с Юрием Бурланом. Я осмелюсь предположить, что все эти Герои данной статьи, были носителями трех верхних векторов, включая Доминантный Звуковой вектор, задача Звуковика — постигать смыслы…
СТАБР, АННА, спасибо Вам за отрезвляющую (психиатров) отповедь в защиту Великого Богоизбранного Человека Даниила Андреева! Прочитав его книгу «Роза Мира», полюбила эту Великую Душу на всю оставшуюся жизнь. Он так велик, что и сравнить-то не с кем! А эти недоврачи его в психи записали, убогие! психиатрия, за всю историю своего существования, не вылечила ни одного человека — не вам (психиатрам) судить о Великом!
Он так велик, что и сравнить-то не с кем!….Есть.Это Сведенборг.
В 1715 году Сведенборг возвращается в Швецию, где посвящает последующие двадцать лет своей жизни естественным наукам, а также инженерным проектам. Первым шагом была его встреча с королём Карлом XII, в городе Лунд в 1716 году, при которой также присутствовал шведский изобретатель Кристофер Польхем. Сведенборг сочетал в себе таланты превосходного учёного (причём многопрофильного, в его арсенале — минералогия, геодезия, металлургия, анатомия, экономика, космология и ещё с десяток дисциплин) и философствующего теолога. Возможно, что именно удивительная широта интересов, тонкое чувство взаимосвязи различных вещей и явлений, помогли ему совершить прорыв к «тайному знанию». Поворот произошёл, когда Сведенборгу было 56 лет; в один из апрельских вечеров он, по собственным заверениям, пережил встречу с Господом, который благословил его будущие деяния…
Анна, вы правы! Едва ли читали, а если читали, то и сотой доли не поняли. Не дано, не доросли. Те, кто понимают и осмысливают уже видят, как прав был Даниил Андреевич в своих метафизических прозрениях. Увы!
Не знаю про остальных персонажей данного «исследования», а вот про Даниила Леонидовича Андреева могу сказать следующее. Творчество Д.Андреева является мировым культурным наследием, и широко известно не только в России, но и за рубежом. В частности, в Японии на эту тему даже была защищена диссертация.
Непонятно, почему автор оставил в покое таких писателей, как Ф.Достоевский (был болен эпилепсией), или Льва Толстого (в конце жизни испытывал душевное расстройство, что косвенно стало причиной его смерти). В любом случае эта статья автору чести не делает.
Полагаю, всё дело в том, что «Роза Мира» Д.Андреева исчерпывающе расшифровывает многие неясные для современного человека моменты Библии. Тёмные планетарные силы реально существуют, и среди людей имеют своих резидентов, цель которых — всячески затушевать знания о них, а также о Творце и приближающемся Апокалипсисе.
+++
+++
Красиво!
Виконт Экс: «а являются ли психология и психиатрия науками ?»
= Являются. НО — не для вас.
* * «Наука обязана иметь пространство для своего развития. А эти две дисциплины такового не имеют…
= Это вы их «заточили» в одиночку.
* * * «Они сугубо описательны и дальше конкретных явлений продвинуться не могут…»
= Вы не просто дилетант. а — невежда!!
Как минимум с 30-х годов создавались методики и соов-щие приборы для исследования мозга.
Сначала вживлялись (золотые) электроды, позже, с развитием техники, стали снимать с помощью эл-магн. датчиков.
Вы хоть «Цилявизир» смотрите, где показывают испытуемых с «шапочкой» из датчиков на голове ?
«Способен ли психолог или психиатр осознать все то , что сознаёт и чем оперирует физик-теоретик ?
Нет, не способен…»
= Откуда вы ЭТО знаете ?
Автор статьи, Шувалов, приводит обширный список лит-ры.
Здесь же есть описание, кем и где он работал.
А вы что из себя представляете ?
= Психиатру НЕ надо понимать «Что» и «Чем».
Ему надо понимать КАК «оперирует» учёный-физик…
«Жажда власти и жажда крови тайно шевелятся на дне многих душ.» Разве шизофреник мог такое написать? Нет конечно. Это написал гений! И это правда.. Посмотрите вокруг и увидите…
И тем не менее словотворчество шизофренического толка (или других психических расстройств ) носит явные следы именно расстройства мышления, способности к логичным, обоснованным конструкциям. А видеть в этом положительное — явно тоже комплекс…
Да, любая духовность есть «расстройство мышления» и «отрицание некой реальности, которая ей богу, стоит того, чтобы ее отрицать! У вас найдут «Схизис-расщепление, если вы не обнаружите унылого, линейного, удручающе «нормального» солдафонского мышления. И будут недовольны, что вы не работаете на металлорежущих станках, а зачем-то кропаете стишки. Зачем вы боретесь с отвлеченным мышлением в пользу мышления конкретного, ведь первое есть достижение эволюции?! А второе есть и у очень примитивных людей. Почему не изучается феномен здорового гения? Не потому ли, что и он признается психиатрами «ненормальным»? Сколько можно понять, изучая материалы их конгрессов. «нормы нет» а есть проблема принятия нормы как категории, понятийной средой современной психиатрией! Я думаю, что многих оболгали или запихнув в «наивные»( они де…деградировали от «схизиса»), или же приписав им какие то «симптомы», лишь бы процветала бездарность…»Но может быть когда-нибудь к среднему придем»…
Я только одного не совсем понял. А почему автор считает этих литераторов гениальными? Можно допустить, что у них были проблемы с психикой (и не у них одних в годы Большого Террора в СССР). Но лично я не смог внятно прочитать ни одной страницы ни у одного из этой троицы.
именно поэтому ….
Тогда ненормальность была тем, чем и являлась, теперь стало модно читать их бредни.
Согласна. Вот так, под сурдинку, нам начинают внушать, что шиза-это не шиза, а особая оригинальность, которую нам ( убогим) не постичь. Вот так потихоньку всё больное, аморальное, даже преступное, объявляется нормальным. И вот уже геи бьются за свои права, формируются детки бесполые (оно), а любовь, брак, сострадание, душевность, патриотизм , объявляются пережитком и плебейством. Нормальное становится осуждаемым, а извращения и больной бред нормальной оригинальностью. В театр скоро невозможно будет ходить, т.к. понятия «современность», «новаторство» извращены до абсурда. Оригинал в этих спетаклях усмотреть невозможно, а только «особое оригинальное прочтение неординарного режисера».
Всем желаю выстоять и удержаться в здравом уме!
Здесь на самом деле две разных тенденции. С одной стороны, действительно, внушают, что нет разницы между нормой и аномалией и превозносят действительно больных «гениев». Но, с другой стороны, объявляют шизофрениками таких авторов, как Д. Андреев. Он не шизофреник, а ВИЗИОНЕР, или, проще, мистик. А то, что мистический (трансперсональный) опыт — не шизофрения, а развитие особых, латентных познавательных способностей — это уже утвердившаяся гипотеза, которая обсуждается множеством самых известных и профессиональных исследователей (например, Е. Торчинов). Особая тема — как различать то и другое, но это тема не для комментариев.
Примитивное восприятие и недостаточное образование некоторых индивидуумов обычно не дает им возможности оценить чужой ум или гениальность. Причем, чем беднее воображение данного индивидуума, тем более компетентным он себя считает. (Эффект Даннинга-Крюгера)
ЭВ чем Михалков и его семейка лучше. Там у всех мания величия и вялотекущая шизофрения.
Довольно забавный взгляд. Такое ощущение, что всё немного в кучу. Хлебникова, похоже, нормальным счесть трудно. Хармс во многом с ним схож. Шизофренических проявлений в обоих случаях масса.
Случай с Даниилом Андреевым явно отличается. Конечно, я бы не стал рассматривать его картины мира как истину в последней инстанции. То, как вещи, называемые «откровениями», проецируются на человеческий ум, вообще заставляет считать этот самый ум довольно жалким. Но, изучая его личность, мы видим вовсе не душевного инвалида, какими, вероятно, были Хармс с Хлебниковым. Об Андрееве осталось не так уж мало воспоминаний, после него осталось много стихов. И ни в воспоминаниях, ни в стихах он не предстаёт ни потерявшим эмпатию, ни обладавшим сниженной эмоциональностью. Да, странные космогонические теории, да, возможно, несколько некритическое отношение к их деталям. Но никаких признаков глубокого душевного уродства, свойственного первым двум писателям, увидеть не выходит. Думаю, его бытовая картина мира была довольно здравой, и адаптирован к повседневной жизни он был не так уж плохо. А уж что врывалось в его ум и как он с этим справлялся — история отдельная. Так недалеко и до признания источников вдохновения любой религии (и не только религии, к слову) чистым безумием. А это был бы смелый шаг.
Да, в былые времена, окажись рядом с ним дюжина сочувствующих — стал бы считаться пророком.
+++
Любопытно, когда обезьяны рассуждают о болезнях, как пример, моя мать имела диагноз …, и представьте не задолго до психушки, за год или два до резни армян в Азербайджане, она твердила о грядушем, а позже расказала мне, что тогда она присутствовала при разговоре Христа с Мухаммедом , те прогуливались по Баку и обсуждали, что им делать в этом случае…, а за 6-7 дней до убийства священника Сысоева она присутствовала на собрнии главного дьявола давший добро уничтожать всех кто ему не поклонился,…, и многое другое, я много чего видел и знаю, и меня множество трвм головы, и моя сестра кое, что видала, хотя у нее не было тогда ничего,…Вы невежественны, что не можете понимать , что есть психическая болезнь, и свое дебильное видение мира навязываете всем, хотя от святости знаю, что абсолютное большинство врачей, есть исключения, всех профилей, куда больше душегубы, чем врачи,…! В старину лишь духовные занимались врачеванием,…, прочем как и образованием, именно поэтому весь мир скоро совсем останется без Бога и сгинет сам себя пожрав ! Амменн
Похоже, Вы весьма усердно читали Хармса — что-то от его стиля у Вас есть.
Когда я впервые читала книгу «Роза Мира», было сложно для понимания. Со второй попытки осилила всю книгу, термины. Не увидела противоречий,нестыковок. Да, оригинальный и непривычный взгляд на мироустройство, но не бред сумасшедшего. Пока читала статью, на ум приходила ещё одна «шизофреническая» книга «Алиса в стране чудес». Там неологизмов хоть отбавляй. А может быть все эти чудоковатые писатели более здравы, чем остальные, нормальные с точки зрения нашего совсем ненормального мира? Открытия в области квантовой физики показывают, как мало мы знаем о себе и об устройстве мира.
Патография никогда не считалась наукой в отличие от психиатрии и психологии. Это беллетристика от медицины. За исключением судебно-психиатрической экспертизы/заочной, в том числе посмертной/ диагностика психического расстройства проводится только путём психиатрического освидетельствования — ст. 23 Закона РФ » О психиатрической помощи…» № 245 от 02.09.1992 года
А вы не видели творения художников из психушек? Сплошь гении…
Давайте тогда всех, кто не похож на обывателей, считать шизофрениками
Даниил Андреев это один из мистиков-визионеров которому при жизни были открыты миры посмертного существования. Открыты необычайным и подробным образом. Его главный труд Роза мира это фундаментальнейшее произведении в истории человечества. Читателю показываются посмертные миры нисходящего и восходящего рядов,а также мета история человечества и отдельных этносов Книга абсолютно уникальна К шизофрении Андреев никакого отношения не имеет,Филосооф Руднев не имея необходимой глубины,сделал шизофренические выводыКнигу рекомендую всем интересующимся метафизикой Россия должна гордиться Д.Андреевым Розу мира должна пропагандироваться»’
Безусловно! Вспомните предвзятое отношение Натальи Бехтеревой к Ванге ДО и ПОСЛЕ встречи…
ЭВ чем Михалков и его семейка лучше. Там у всех мания величия и вялотекущая шизофрения.
Андреев человек с пограничной психикой,от этого мира оторвался,а в том толком не прижился. Обитатель порога и весьма характерный
С каких это пор идиотизм стал называться гениальностью?
Видимо, Вы о Хлебникове? Он не идиот. Он предположительно страдал шизофренией. И был ещё гениален. Вот как-то так у него сложилось. И такое сочетание мало кому нравится, что вполне понятно.
Мне очень хочется понять, в чем гениальность Хлебникова? Где его выдающиеся художественные произведения, которые оказали влияние на развитие литературы? Гениальность — это противоположность психической неполноценности, которая как раз и была у Хлебникова.
Пробывала почитать Розу мира Д.Андреева,даже прикупила 3-х томник,но к сожалению не осилила,думала,что слишком молода,не погодам мне, тогда было 45 лет,даже уже и в 70 лет нет желания постичь эту ересь.!!!
Так может не стоит обвинять Даниила Анреева в том, что Вы не смогли прочитать книгу?
не претендую на оригинальность, но скажу: большинство людей считаются нормальными с точки зрения психики, только лишь малое количество признаются психически неполноценными или подверженными психическим отклонениям, однако, кто установил планку разделения одних от других? Люди. Да, те люди, которые принимают правильным то, что их устраивает, прочее — за планкой. Всякий человек индивидуален, но не всякий нами принят. Жаль.
Согласна с вами.
Зачем тратить время на прочтение потока сознания больного на голову человека?
Роза мира — это и есть такой поток сознания.
Любой, более-менее обладающий интеллектом человек поймет, что текст откровенно бредоносный.
Но некоторым товарисЧам, очень хочется ощущать себя приобщившимися к якобы, «тайному знанию», на которое претендует высер Андреева.
Хотя, они никогда не признаются, что нихера не поняли в его бредятине.
Судя по » товарисЧам» , высер — это вы, сударь.
Профессия делает психически больным или психически здоровым, жизнь в обществе. Психически больные, как наиболее чувствительные люди, являют своим образом мыслей зеркало эпохи. Да и почему их надо считать психически ненормальными, если они не причиняли большого вреда ни себе, ни людям, а наоборот, создавали произведения? Что это за ненормальность: не так говорил, не так писал, не так ходил?…Может быть, пора посмотреть на здоровых, почему они, здоровые, считающие себя лучше всех, убивают друг друга, рвутся к власти, и никто не счиает их ненормальными!?..
вот это и есть ненормальность. жажда наживы, жажда денег, когда идут по головам
Всюду мерещатся шизофреники….Это само по себе очень не здорово.Шизофрения не такой уж и частый диагноз. Риск 0.4-0.6% всего. Зато всех странных и необычных сразу вписывают в эту категорию
Распространённость шизофрении больше 1%. Как и гениев. Проблема в том, что эти две величины очень часто совпадают.
Вы правы, самое страшное — ограниченность, а понимание граней нормального и не…, — индивидуально. Общество умрёт без «сумасшедших» гениев. И слава богу, что хоть кто-то в обществе » нормальных» может заглянуть за эту грань..
Статья интересная, но…Не скажу за Голубкину или за Циолковского, а вот Хармс, Хлебников и Андреев — это совершенно разные люди, и один и тот же диагноз у них быть не может.
Хармс — безусловно, писатель не для каждого. Никогда не нравились ни его стихи, ни проза. Его проделки и воспоминания о нем также никогда не казались мне ни смешными, ни забавными. Отсутствие эмпатии, странности в поведении, литературные достижения, внятные немногим. Пугающее впечатление и болезненное, вот что я чувствовала, когда его читала. И хотя вокруг меня, а юность я свою провела в литературной среде, было принято как раз восхищаться обериутами, я предпочитала просто говорить, что не понимаю и не люблю, и точка.
Другое дело Хлебников. Бродил, не эмпатировал, такой был странный, как будто юродивый. Спасали знакомые, кто-то кормил, кто-то приютить пытался. Но его стихи отнюдь не говорят об отсутствии своеобразного интеллекта или об эмоциональной тупости. По крайней мере точным слепком времени можно считать его поэму «Настоящее», невероятно похожую на «Двенадцать» Блока. Он был поэтом, его делом было писать стихи. Все же остальное — и Председатель Земного шара, и умываться не умел — это так, отчасти маска, отчасти она приросла к лицу, отчасти революция снесла крышу намертво.
И уже третье, Даниил Андреев. Совершенно другой человек. Прежде всего, трагические семейные обстоятельства. Он винил себя в смерти матери, умершей при родах. Его отец не взял его жить к себе, оставил в России на попечении близких родственников. Представьте себе величину травмы. Далее, рос в интеллигентной среде, читал все, знал иностранные языки. А тут, с одной стороны, травма брошенного родителями ребенка. А с другой стороны — убогая послереволюционная действительность плюс доступ ко всем , абсолютно всем редчайшим литературным шедеврам, в том числе к мистической и философской литературе. Ничуть не сомневаюсь, что перечитал все, всех. Так жил, читал да думал. Пытался понять, где он и за что ему это все. А потом — лагеря. И вынес, выжил, Розу мира написал. Но жил то он не в реальности, а как бы в астрале. Меня тоже всегда удивляло слово «уицрарор», и там еще много было таких слов, в «Розе Мира». Но вы подумайте сами: он написал книгу эзотерическую, в полном соответствии с трудами мистиков, начиная с Платона, не забудем и Данте тоже, в тюрьме на нарах. Нельзя придумать теорию всего. Нельзя написать книгу обо всем. Но он попытался. Он хотел объяснить хотя бы самому себе то, что видел и чувствовал. И заодно синтезировать в одном труде все, что близко ему из трудов всех прочитанных им писателей-мистиков.
Книжка не без странностей изложения, и есть там моменты всякие, наивные или наоборот, читаешь и понимаешь первоисточник.
Насчет диагноза не знаю, но таких людей принято называть визионерами. Из этого же разряда и почтенный Р.Р. Толкин. Может его тоже в шизофреники, он же тоже имена всякие любил странные придумывать, про эльфов писал…
Скорее я бы назвала Хармса пузырем духовной пустоты, Хлебникова — поэтом не от мира сего, а Даниила Андреева — визионером и человеком сильного духа и очень тяжелой судьбы.
Но это лишь мое личное мнение, не более тогою
ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ ЛЮДЯМ , ВООБЩЕ , ЛУЧШЕ ЗАНИМАТЬСЯ РУКОДЕЛИЕМ И СПОРТОМ. НО ЕСЛИ ТЫ В ТЮРЬМЕ , ЗАМКНУТОМ И ВРАЖДЕБНОМ ПОЛОЖЕНИИ… СОЗНАНИЕ НАХОДИТ СЕБЕ ДРУГИЕ МИРЫ , ГДЕ ТЕБЯ ЦЕНЯТ. ПСИХИАТРИЯ МОЖЕТ ИЗЛЕЧИТЬ , А МОЖЕТ И УБИТЬ ИНТЕЛЛЕКТ. … ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР.
Есть Бог, а слуги его Ангел и Дъявол. Есть Навь, от него происходит наваждение. А как разобраться в этом, если революция и революционеры прогнали бога из России и из душ русских?
Читал, перечитывал «Розу мира» и многое удивило и восхитило…, но то, что автор сказал об отсутствие среднего класса в России от царствования Павла I до Николая II (ошибаюсь, вероятнее всего, в определении периода, указанного Д.Андреевым), но сам факт этого утверждения о многом говорит! Его мысль настолько проста и изумительна, что всё встает на свои места, вот почему Россия так отстала в своём развитии в материальном и духовном плане от Европы. Это актуально и сейчас — у нас средний класс, как таковой, тоже отсутствует, его нет. Вот одна из основных причин нашего отставания.
Спасибо. Очень хорошо и профессионально точно написано.
Насчёт Хармса я в сомнении. Я покклоник его таланта. А чудаков (фриков) во все времена хватало.. И вообще не долюбливаю я психиаторов.Всё зыбко и условно и относительно. У каждого есть свои тараканы. Укогобольшие укого маленькие. Ивот что «Дайте мне нормального в психическом состояние человека и я его выличу ©Карл Юнг
Стихи Хлебникова сложны для восприятия, ибо в них очень много отсылок. А чтоб уметь обработать эти отсылки надо иметь хоть небольшой багаж знаний или в крайнем случае уметь работать с примечаниями. К примеру стих одинокий Лицедей явная отсылка к греческим мифам и пушкину. Усадьба ночью чингисхань — это куча отсылок к художникам, военным деятелям, мифам. То что людям меньше эрудированным чем Хлебников сложно его понять — еще не значит что он шизофреник.
Автор, по всей видимости, «Розу мира» не осилил.
Божественная Комедия Данте , Роза Мира Андреева и Савитри Шри Ауробиндо похожи тем, что описывают наш мир, как многослойную реальность. Гении не рождаются без бога. А к вопросу бога антинаучная психология и научная психиатрия подходят по разному :психологи — амбиваленто равнодушно, психиаторы молчат из страха попасть в один из лагерей.
Я не знаю как там насчёт Хлебникова и Хармса, но Даниил Андреев укладывается в рамках нормы для поэта и духовидца, и в психушку его не закрывали. Когда я занимался йогой , у меня были видения, я знаю что у человека есть душа, есть дух, и это субъективная практика. Ни доказать ни опровергнуть нельзя. Я видел бога и если тело души представить как сетчатку глаза , то на ней остался ожёг на всю жизнь Это психиатрия ? Точно не психология.
А шизофреников невероятно много в среде учёных и даже среди психиаторов , вот поэтому они и имеют безумие называть симптомами своей болезни проявление вхновения , столь свойственные пророкам и поэтам
Кстати, ещё в Советском Союзе психиатрия применялась как карательный орган в борьбе с инакомыслящими, то есть на бытовом уровне человека можно обозвать безумцем , и не нести за это ответственность. А тут — государственный уровень, и представьте себе что может сделать государство для удержания своей власти над людьми!
Вот абсолютно согласен со ЛЬВОМ: что психология, что психиатрия — две проститутки, обслуживающие интересы правящих «элит» в корне сатанизированных государств! У богословов психология вообще считается чем-то сродни лженауки или, по крайней мере, — перевёрнутой с ног на голову: вместо того, чтобы изучать психическое здоровье, капается в бесконечно ветвящемся бреде и идиотизме.
Велимир он вам, или Джавахарлал, почему психиаторы и психологи нападают на слабых и не от мира сего?
Где претензии к СОЛНЕЧНОМУ ГЕНИЮ ПУШКИНА? Где осуждение презрительного отношения к окружению Михаили Юрьевича Лермонтова ?
Модератор , Почему вы всегда ищете слабых?
Стыдно писать , что от эпоса о ГИЛЬГАМЕШЕ до Савитри и Розы Мира минуло более пяти тысячелетий.
Маленькое семя, уцелевшее после потопа выросло в гору МЕРУ, стало древом Игдрасигль,
Но всегда найдётся монополист на истину , всегда палалач народа своего за маленькую толику баксов сделает снисхождение своему другу, сын которого не хочет идти в армию.
То есть согласно МКБ 10 , существовал заговор врачей,
Но как антинаучники психологи и психиаторы , как они перестали верить в бога и начали подхватывать с TV экранов столь модное современное поветрие, согласно которому мнение шестиклассницы в глазах обывателей уравнивается с профессором, который защитил по теме, согласно которой есть мнение у шестиклассницы, ДИССЕРТАЦИЮ.
P.s. Карательная психиатрия союза не исчезла , она превратилась в то , чем и была. В теневой сектор услуг , связаный с….. запретом в армию ходить, к примеру.
P.s.s. Психиатрия, скажи мне , ты можешь сказать, сгубила ты Виктора Цоя,, Егора Летова?
Или спасла их?
Если человек не хочет убивать других людей ,
То какое отношение вы можете иметь к нему?
Если вам что-непонятно,это же не значит,что это чушь.Может быть вы просто сторонник простых решений сложных проблем?
Каждая сложная проблема имеет простое, очевидное, неправильное решение.
Для идиота человек не забивающий гвоздь фарфоровой вазой тоже гений.
А я прочитала Розу Мира взахлёб , за два дня,что я тоже шизофреник?
кто вы все?
Д. Андреев — гениальный мистик и визионер. Ведь Роза Мира уже наступила и это очевидно. Пусть с трудом и некоторым опозданием, но она будет золотым веком человечества в ближайшие 100 лет. Так, что «психи» как раз те кто отрицает данную систему мироздания и изложенных в Р.М. концепций и интерпретаций на основе реальных духовных истин.
Даниил Андреев
Крест поэта
Стихотворный цикл
Хлебников
Как будто музыкант крылатый —
Невидимый владыка бури —
Мчит олимпийские раскаты
По сломанной клавиатуре.
Аккорды… лязг… И звёздный гений,
Вширь распластав крыла видений,
Вторгается, как смерть сама,
В надтреснутый сосуд ума.
Быт скуден: койка, стол со стулом.
Но всё равно: он витязь, воин;
Ведь через сердце мчатся с гулом
Орудия грядущих боен.
Галлюцинант… глаза — как дети…
Он не жилец на этом свете,
Но он открыл возврат времён,
Он вычислил рычаг племён.
Тавриз, Баку, Москва, Царицын
Выплевывают оборванца
В бездомье, в путь, в вагон, к станицам,
Где ветр дикарский кружит в танце,
Где расы крепли на просторе:
Там, от азийских плоскогорий,
Снегов колебля бахрому,
Несутся демоны к нему.
Сквозь гик шаманов, бубны, кольца,
Всё перепутав, ловит око
Тропу бредущих богомольцев
К святыням вечного Востока.
Как феникс русского пожара
ПРАВИТЕЛЕМ ЗЕМНОГО ШАРА
Он призван стать — по воле ‘ка’!
И в этом — Вышнего рука.
А мир-то пуст… А жизнь морозна…
А голод точит, нудит, ноет.
О голод, смерть, защитник грозный
От рож и плясок паранойи!
Исправить замысел безумный
Лишь ты могла б рукой бесшумной.
Избавь от будущих скорбей:
Сосуд надтреснутый разбей.
Не мешайте палиться! Все равно между психушкой и тем, что находится за ее пределами, разницы нет ровно никакой! Вообще!
откуда знаете?
Аплахелу поплохело,
Он кирдык колбасит смело —
раз кирдык и два кирдык _
Аплахел хлапим бильдык!
а доносчики, которые стучали на работящих умных людей, они психически устойчивы? нормальные? или нквд-шники, которые издевались в лагерях советских над людьми — они психически нормальные?? или геи и лесби — психически здоровы?? наркоманы?? агрессивные люди?? когда дедушки женятся на бабушках или бабушки с внуками — это нормально??? грехи человеческие и есть отход от Божественной благодати. И очень зыбкая грань между нормальными людьми и шизофрениками. от сумы и от тюрьмы не зарекайся.. а творчество — это счастье, несравнимое ни с чем!
Красиво!
Вы читали Ч. Ламброзо » Гениальность и помешательство»? Там о том, что за талант человек платит некоторой сумасшедшинкой. Все мы странные. Это плата за сложность натуры. Хармс ведь не убил никого? А многих рассмешил и вдохновил.
Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая
Беседуем с небом на ты
Дай-то Бог здоровому так написать…
Да, что там, все понемногу шизофрении, кто мало-мало, а кто и пошире. И не стоит притворяться и отнекиваться…
Да, что там, все понемногу шизофрении, кто мало-мало, а кто и пошире. И не стоит притворяться и отнекиваться… Нужно принять это как должное и продолжать жить.
Трудно поверить что автор настоящий психиатр. Самая грандиозная несообразность этого текста (к деталям придираться не буду, потому что автор не философ и не литературовед и просто много не способен понять в троих разбираемых им «безумцах» в силу отсутствия соответствующего образования) — так вот самая грандиозная несообразность в том, что дейстивтельно психические больные люди неуклонно прогрессируют в своей творческой несостоятельности. Если же они вылечиваются, то утрачивают и безумно-творческие задатки. 99,9 процентов пациентов клиник, если не 100 — это люди, которые «плавают» в своих бредовых и и галлюцинаторных состояниях и не способны извлечь из них мало-мальски эвристически ценной мысли или метафоры. В случае с Хлебниковым — он порождал новые смыслы и образы как из рога изобилия, обладал фантастическим даром их фиксации в слове, невероятной пластичностью слова. Нечто подобное и у зрелого Даниила Андреева. В общем, автор явно не понимает о чем пишет и не способен приблизиться к природе этих творческих феноменов. Это похоже на то как курица критиковала бы человека на том основании что он не умеет правильно высиживать яйца и выклевать червяков из земли. Цитата из психиатра Анфимова (по поводу Хлебникова) выдернута из контекста — гораздо полезнее было бы привести выводы и заключения Анфимова о поэте, которого он признавал состоятельной творческой личностью. Или еще одна деталь: Хлебников был призван на военную службу, так вот, по воспоминаниям современников, он пользовался огромнным уважением солдат, вчерашних крестьян. Интересно ,возможно ли было такое, если бы он соответствовал портрету, нарисованному автором очерка?
Я читаю про великих людей:
Кто был деспот, кто тиран, кто злодей…
И обидно слышать мне от родни,
Что не великий я как те, как они!
Т.Шаов
😀