Мало кого удивит тот факт, что среди гениальных людей встречаются больные различными формами шизофрении. Своеобразность мышления таких гениев позволяет иной раз достигать огромных успехов в сфере как искусства, так и науки. Философ Вадим Руднев считает, что именно эти люди «определили культурное лицо ХХ века».
Советский Союз, особенно в те годы, которые еще несли на себе отпечаток Серебряного века русской культуры, был богат на гениальные личности. Показательно, что с течением времени творческие личности «оздоравливались», а их гениальность уменьшалась.
Читайте также: Гениальные шизофреники Советского Союза. Часть 2
Константин Циолковский
Константин Циолковский (1857–1935) – ученый и изобретатель, философ; основоположник и теоретик современной космонавтики.
Константин Циолковский еще в детстве стал «особенным». Глухота после скарлатины не позволила Косте продолжить обучение в школе. Он стал нелюдимым и настороженным, в его характере доминировал страх перед будущим. Ему приходилось пользоваться специальной трубкой, усиливающей звук чужого голоса, но великолепная память успешно компенсировала это неудобство. Постепенно он привык к замкнутой жизни, хотя продолжал «несколько бояться людей».
Странности в поведении, отражавшие своеобразие его мышления, проявлялись чудачествами: «На крыше своего деревянного сарая ученый время от времени выставлял щиты с надписями: “Жители города Калуги! Мы разучились смотреть на звезды”, “Завтра – день почитания облаков”».
В возрасте 35 лет хронические изменения личности у Циолковского превратились в социальную отгороженность. Поэтому связанные с ней поведенческие проявления отнюдь не были случайными. Тем более что в его родословной «имелось достаточно аномальных признаков».
Педагоги школы, с которыми он работал, относились к талантливому изобретателю «со снисходительным недоверием, если не сказать – с подозрительностью. Он не курил, не пил, игнорировал всякого рода “мальчишники” с обязательными и безудержными возлияниями, не брал подарков и подношений… – словом, не делал того, чем обычно занималось большинство провинциальных учителей».
Циолковскому были свойственны периоды депрессий и тяжелых сомнений, особенно в период создания первых теорий дирижабля и ракеты.
Его странности достигали степени психопатологических расстройств. Циолковский считал, что «неведомые небесные силы избрали для своих, только им известных целей именно его, глухого, чурающегося окружающих чудака, про каких в народе говорят обычно: “не от мира сего”… Однажды, дабы убедиться в разумности Космоса, он задумал вступить с ним в контакт и пожелал увидеть знамение в виде креста или человеческой фигуры… В другой раз “Неизвестные разумные силы” сами пошли на контакт». Теоретик космонавтики «не исключал существования ни эфирных, ни ангелоподобных гуманоидов… Более того, Циолковский допускал, что подобные высокоразвитые и высокоразумные существа до сих пор обитают на Земле и в ее окрестностях, однако невидимы нами.
Циолковский на протяжении всей жизни вступал в визуальный контакт с некими человекоподобными ноосферными образами, от которых получал важную информацию.
Писатель Юрий Нагибин вспоминает свое посещение Музея истории космонавтики в Калуге, где «в качестве гида выступил внук Циолковского, журналист. Он сразу сказал главное: дед был страшный человек. Фанатик и деспот. И шизофреник – последнее я вытянул из него с великим трудом, проговорившись в главном, он прямо-таки зафонтанировал разоблачениями. Старший и одареннейший из сыновей Циолковского покончил самоубийством (цианистый калий), потому что мучительно стыдился пустых, как он полагал, занятий отца, считал их бредом самоучки… Еще один сын покончил с собой в шизофреническом припадке, а еще один как-то подозрительно “надорвался”».
Можно предположить, что именно бредоподобная идея Циолковского «о возможности переселения людей на другие планеты… любым путем и любой ценой послужила мощным стимулом для уже подлинно научного обоснования этого “переселения”, а огромный интеллект и способность мыслить за пределами установившихся стандартов привели его к великим открытиям. То есть можно утверждать, что без бредовых идей Циолковский не пришел бы к гениальным и супероригинальным свершениям в науке», – считает психиатр, доктор медицинских наук Олег Виленский.
Гениальные прозрения Циолковского трудно объяснить только полученным образованием. В его случае мы располагаем практически полным набором симптомов шизотипического расстройства. Главные из них – преходящие галлюцинации и нарушение мышления, которые приводят к отбору маловероятных ассоциаций и комбинаций, что характерно как для больных шизофренией, так и для изобретателей.
Анна Голубкина
Анна Голубкина (1864–1927) – скульптор, творившая в духе импрессионизма и стиля модерн.
Скульптор Анна Голубкина всю свою жизнь отличалась житейской непрактичностью, которая доходила до того, что она не замечала, что ест, во что одевается. Костюм всегда состоял из серой юбки, блузы и фартука. В парадных случаях снимался только фартук… Художники и знакомые удивлялись мрачности ее характера.
Курить предпочитала только крепкий табак домашнего «самосада». Можно предположить, что некоторые маскулинные черты характера явились причиной того, что она «не выходила замуж и не имела своей личной семьи».
Современники отмечают, что у нее в юности и в зрелом возрасте не было никаких романтических увлечений. Этот факт свидетельствует о ее практически полной асексуальности, характерной для больных шизофренией.
Анна не любила фотографироваться. В доме при ее жизни фотографий не было. Корректнее, впрочем, было бы говорить не о «любви», а о страхе перед вспышкой фотоаппарата или бредовой тревоге, связанной с процессом фотографии.
В 1895–1896 годах Голубкина впервые поехала в Париж, но пребывание в нем оказалось непродолжительным из-за возникшего приступа психического расстройства. Вероятно, речь шла о дебюте шизофренического заболевания.
Но и после возвращения на родину она не оценивала критично свое состояние. Исследователь О. М. Добровольский так описал этот период: «по-прежнему возбуждена, нервно курит, уверяет, что совершенно здорова и непонятно, для чего ее опекают и держат взаперти, хотя уйти не пытается. Видеть никого не желает… На следующий день ее поместили в психиатрическую клинику профессора С. С. Корсакова… Голубкина вновь повторяла, что вполне здорова… заметив, что у нее есть враги, которые преследуют ее, строят козни… В истории болезни написано, что она страдает душевным расстройством в форме первичного помешательства… Анна Голубкина была на грани самоубийства».
Эмоциональное состояние Анны Семеновны отличалось большой неустойчивостью. Приступы необъяснимой и сильной тоски, которые продолжались месяцами, доходили до того, что друзья и знакомые переставали навещать ее. Не всегда адекватным становилось и поведение. Так, «во время революции 1905 г. бросалась навстречу казакам, повисала на сбруе коней, умоляла не стрелять в людей». Подобное поведение заставило признать ее психически ненормальной, когда она была привлечена к суду за хранение и распространение нелегальной литературы.
В марте 1907 года в связи с активным участием в революционном движении Голубкину поместили в тюрьму, где в знак протеста она объявила голодовку. Начальник зарайской тюрьмы направил секретное донесение начальнику Рязанского губернского жандармского управления, в котором докладывал: «Состояние ее было в высшей степени возбужденное; на другой день заключения у нее появились истерические припадки, выражавшиеся в визгливых истерических рыданиях; припадки эти были прогрессивны, а 26 числа припадок начался в 2 часа ночи и продолжался до 8 часов утра. Она пришла в полное изнеможение».
Психическое расстройство скульптора было неоднократно подтверждено в условиях судебно-психиатрической экспертизы. И сомневаться в его наличии уже не приходилось.
Летом 1915 года у Голубкиной вновь обострилось психическое расстройство: она «тосковала, все рисовалось в мрачном свете, мучила бессонница. Оказалась в частной клинике Савей-Могилевича на Девичьем поле». В связи с частыми обострениями заболевания, Анна Голубкина так и не смогла осуществить планы крупных скульптурных работ.
Впрочем, можно предполагать наличие позитивного влияния психического расстройства на ее творчество, которое становилось более оригинальным и своеобразным.
В 1914 году состоялась первая персональная выставка скульптур Анны Голубкиной в Музее изящных искусств, которая имела громадный успех. В советские годы Голубкина занималась преподавательской работой, а в двадцатых годах, получив должность профессора, руководила скульптурной мастерской во ВХУТЕМАСе, написала книгу «Несколько слов о ремесле скульптора». Шизофренический процесс, как видим, протекал у нее доброкачественно и с хорошей ремиссией.
Перенесенный Голубкиной в 1896 году психотический эпизод можно рассматривать как манифестацию шизоаффективного расстройства, которое потребовало срочной госпитализации в психиатрический стационар.
В последующие годы ее эмоциональная и поведенческая неадекватность (приступы бредового возбуждения и депрессий) проявлялась еще неоднократно.
Страстное увлечение искусством носило характер моноидеи, а весьма заметную «превышающую меру экспрессию и деформацию» скульптурных композиций, о которой говорят критики, можно отнести на счет психической патологии (бредовая интерпретация объекта). Именно это своеобразие скульптурного решения образа и придает работам Голубкиной неповторимый и легко узнаваемый облик – основную черту любого талантливого произведения.
Павел Филонов
Павел Филонов (1883–1941) – художник-экспрессионист; лидер «русского авангарда» и создатель особого направления «аналитического искусства».
Странности в поведении отмечались в течение всей жизни и у этого гения живописи. Он, например, закалял и истязал себя: спал на железной кровати без матраса, смотрел невооруженным глазом на солнце, жил в неотапливаемом помещении, жестоко ограничивал себя в еде.
По воспоминаниям поэта-футуриста Алексея Крученых, «Филонов вообще – малоразговорчив, замкнут, чрезвычайно горд и нетерпелив». Удивительное мироощущение художника передано в автобиографическом рассказе Велимира Хлебникова «Ка»: «Я встретил одного художника и спросил, пойдет ли он на войну? Он ответил: “Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжел, что и у войск за пространство”. Он всегда писал людей с одним глазом…»
Примечательный патриотизм многих советских гениев разных профессиональных направлений зачастую выходил боком для развития и популяризации их творчества. У Филонова периодически возникала возможность устроить свою персональную выставку работ за границей, но он всегда отклонял такие предложения, считая, что «его работы должны быть показаны сначала на родине». Однако официальная советская критика называла художника «формалистом», «пoмeшaнным вpaгoм paбoчeгo класса» и сделала его на долгое время объектом ожесточенной травли. Он голодал, экономил на всем и зачастую из-за нехватки денег на покупку холста писал масляными красками по бумаге или картону.
В дневнике Филонова в сентябре 1933 года сделана такая запись. Один студент, «желая работать у меня, собирал обо мне справки в Академии у профессоров и студентов. Профессора ему говорили: “Филонов – ненормальный, сумасшедший, шарлатан”. Ученики говорили: “Не ходи к Филонову – он гипнотизер”».
Характерна и такая запись (1934 год.): «Утром женщина-рассыльный из Союза принесла мне письмо. В ее же присутствии я вскрыл конверт – там были пропуски на паек, продуктовый и промтоварный, и какая-то печатная приписка. Не читая приписки, я вернул женщине все это назад и сказал, что пайка не возьму… Она, недоумевая, говорила: “Как же можно отказываться, ведь это паек”».
Результат такой болезненной принципиальности был предсказуем, несмотря на то что художник пытался работать под чужой фамилией, чтобы как-то прокормить семью. В итоге Павел Филонов умер от голода в декабре 1941 года, в самом начале ленинградской блокады. Истощенный годами полуголодной жизни организм не смог перенести последнего сурового испытания. Жена пережила мужа на несколько месяцев.
Творчество Павла Филонова признается уникальным не только для русского, но и для мирового авангарда. Он не вписывается в определенные направления и стили.
Предложенный им аналитический метод явился не приспособлением старых методов на новый лад, а оригинальным способом образного претворения мира. «Кардинальное отличие Филонова от окружавших его художников авангарда – стремление сделать зримым принципиально невидимое… Он передает незримое не через видимое, как реалисты или кубисты, а находит для этого другие пластические решения… Художник разработал положения о “глазе видящем” и “глазе знающем”», – пишет искусствовед Евгений Ковтун. В живописи Филонов делал ставку на интуицию и сознательно вводил ее в свой метод аналитического искусства.
Единственная прижизненная персональная выставка Павла Филонова (1929–1930) была устроена в залах Русского музея. Картины провисели целый год, но разрешались только их «закрытые просмотры». В 1932–1933 годах ему позволили участвовать в выставке «Художники РСФСР», но это была последняя «милость» властей предержащих.
Трудно предположить, как развивался бы талант Филонова, если бы он не страдал шизофренией, «сделавшей его картины похожими на картины шизофреников всех времен и народов. Но поскольку у Филонова был феноменальный талант, то даже в картинах, сотворенных больным человеком, виден гений».
Для уверенной постановки диагноза шизофрении в материале о художнике Павле Филонове не хватает данных о перенесенных психотических эпизодах. Но сведения подобного характера часто намеренно остаются вне поля зрения биографов. Единственный автор, который прямо пишет о шизофрении, известный российский психиатр Михаил Буянов, возможно, располагал соответствующей информацией.
Черты личности Филонова и уникальное своеобразие его творчества полностью соответствуют критериям шизотипического расстройства. Страдающие этим заболеванием пациенты обладают генетической предрасположенностью к шизофрении.
Источники:
- Альфонсов В. Н. Поэзия русского футуризма // Поэзия русского футуризма. СПб. : Академический проект, 2001. С. 5–66.
- Ассонов А. В. В те далекие годы // К. Э. Циолковский в воспоминаниях современников. 2-е перераб. и доп. изд. Тула : Приокское книжное издательство, 1983. С. 10–23.
- Буянов М. И. Лики великих, или знаменитые безумцы. М. : Российское общество медиков-литераторов, 1994.
- Виленский О. Г. Психиатрия. Социальные аспекты. М. : Познавательная книга плюс, 2002.
- Глаголева Е. А. [Воспоминания] // А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М. : Советский художник, 1983. С. 255–264.
- Голубицкий П. М. О нашем пророке (Письмо в редакцию) // К. Э. Циолковский в воспоминаниях современников. 2-е изд. Тула : Приокское книжное издательство, 1983. С. 6–10.
- Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Энциклопедия русских чудес. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.
- Губина Л. А. [Воспоминания] // А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М. : Советский художник, 1983. С. 137–155.
- Демин В. Н. Циолковский. М. : Молодая гвардия, 2005.
- Добровольский О. М. Голубкина. М. : Молодая гвардия, 1990.
- Ковтун Е. Ф. П. Н. Филонов и его дневник // П. Н. Филонов. Дневник. СПб. : Азбука, 2000. С. 13–76.
- Колупаев Г. П., Клюжев В. М., Лакосина Н. Д., Журавлев Г. П. Экспедиция в гениальность. Психобиологическая природа гениальной и одаренной личности (Патографические описания жизни и творчества великих людей). М. : Новь, 1999.
- Копшицер М. И. Валентин Серов. 2-е изд. М. : Искусство, 1972.
- Корович Н. А. Составление, предисловие «От составителя», пояснения к разделам и комментарии // А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М. : Советский художник, 1983.
- Космодемьянский А. А. Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935). М. : Наука, 1976.
- Крученых А. Е. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы. М. : Гилея, 2006.
- Нагибин Ю. М. Дневник. М. : Книжный сад, 1995.
- Руднев В. П. Тайна курочки рябы. Безумие и успех в культуре. М. : Независимая фирма «Класс», 2004.
- Скляренко В. М., Иовлева Т. В., Рудычева И. А. 100 знаменитых художников, XIX–XX вв. Харьков : Фолио, 2002.
- Трифонова Л. П. Анна Семеновна Голубкина. Альбом. Л. : Художник РСФСР, 1976.
- Тучков В. Фабрика мифов // Журнал «Цитата». Классики глазами наших современников. 2009. № 1. С. 3–8.
- Филонов П. Н. Дневник. СПб. : Азбука, 2000.
- Хлебников В. В. Творения / Общая ред. и вступит. статья М. Я. Полякова. Сост., подгот. текста и коммент. В. П. Григорьева и А. Е. Парниса. М. : Советский писатель, 1986.
36 комментариев
Да не были они шизофрениками. Эти творцы — просто очень порядочные, честные, принципиальные и очень умные, талантливые люди. А вот психиатрам в нашей стране действительно есть где приложить свои руки. Говорю как врач с 30-летним стажем работы.
Как раз таки психиатры кого хочешь в шизофреники запишут…. Психиатры-это люди. и далеко не все умные
Согласен
В 1990-е лично слышала телефонный звонок одного из сыновей Циолковского в телестудию. Он говорил о болезни отца и жаловался, что тот совершенно не занимался семьёй. Судя по звучанию голоса, мужчина говорил сквозь слёзы.
У Циолковского было четверо сыновей. Ни один не пережил отца. Первый, Игнатий, 1883 г.р., покончил с собой в 1902 году. Иван, 1888 г. р., умер в 1919 году от заворота кишок. Александр, 1885 г. р., повесился в 1923 году. Четвёртый сын, Леонтий, 1892 г.р., умер от коклюша в возрасте 1 года. Кто из них мог звонить в студию? Разве что очередной Остап Бендер.
Человек ниже посредственности никогда не поймет человека выше посредственности и он для него является психически не полноценным, а ярлык — шизофреник, параноик итд это цена этого индивида.
Порядочность и честность — не медицинские, не клинические критерии. Талантливость и психическая патология вполне совместимы. И — да! — психиатру есть, чем заняться в современном российском обществе. Это точно.
Согласна с предыдущим комментарием. Я осилила только про Циолоковского — если он первый в изложении, то вероятно самый «шизофреник». Не очень аккуратно подан материал — нелогично, что настолько нелюдимый и замкнутый человек «не от мира сего» имел семью, детей и даже внуков. И да, наверное с позиций сегодняшнего дня порядочность, самодостаточность, преданность идеям и высшее проявление творческого потенциала человека — может казаться признаками ненормальности.
Наличие семьи — не есть признак здоровой психики иначе не существовало бы терминов шизофреническое воспитание, шизогенная семья, двойное послание в семье и так далее.
У меня было довоенное издание Калевалы с иллюстрациями «Школы Филонова» Подарил её одному московскому художнику.
Классная логическая цепочка — не брал взяток и не хотел бухать с другими — конечно же, шизофреник
хто знаит какие гиниальные аткрытия и розработки савиршил даный чел? ни знаю ни адной. проста папал ф сталенскую струю расеизации миравых дастижений. ни адна иво гипотиза ни пашла в риализацию.
А зачем вы спрашиваете? Понять способны, неграмотный мальчик? -)
психиатр — это специалист который дает заключение на основании существующего на момент вынесения заключения бытия (социума). Как пример: если человек имеет другое мнение на существующий строй и не «пляшет со всеми под одну дудку», то у него есть основания полагать нарушена психика.
Одержимые люди, стремясь к своей цели, боятся многого не успеть, им жалко тратить время на «пустоту». В силу этой причины они очень чувствительны к лжи, глупости и беспечному и праздному проведению времени. Им не интересны люди которые все это несут. Но именно они (одержимые люди) двигают наш мир вперед.
Действительно, какие ракеты. Надо было на завалинке с горилкой лежать, да на кулачные бои между деревнями ходить. АУЕшников бы лучше отирающих подъезды по всей России, как отклонения признали.
Ну да… У Циолковского нарушения мышления соседствуют с гениальными разработками, математической и физической базами, которые он наработал сам, не имея университетского образования. Плакаты он вывешивал от довлеющей калужской безнадеги тех времен и не понимания его окружающими. Ярлыки на давно умерших людей, вешать проще всего.
Это не ярлык. Это всего лишь очередное доказательство того, что мышление у больных шизофренией не только больное, но сложное, нередко креативное и гениальное. К счастью для для всего человечества.
По сегодняшим представлениям нет ничего позорного в том что человек был шизофреником.
Абсолютно с Вами согласен.
Вывод от прочитанного на поверхности: если ты умный и широко мыслящий, значит ты шизофреник, а если конченый дурак, то нормальный! На горшок и спать, ЭКСПЕРТЫ!
Интересно, кто больший шизофреник — гениальный ученый или заштатный врач?
Аффтор.
Позволю себе слегка подкорректировать доказательство А.Шувалова,добавив всего ничего: вместо «…мышление у больных,не
только больное,но сложное…»на не СТОЛЬКО больное, СКОЛЬКО СЛОЖНОЕ. Да и есть ли эта болезнь на самом деле? Человек с
больными ногами дальше всех не ходит. А разве с больным мозгом возможны сверх нагрузки? У некоторых психиаторов 2+2 даже не 5,а ноль. Недаром их боятся космонавты,если даже для Циолковского нашелся диагноз. Лучше бы занялись теми, кто в «Черном квадрате» видит неисчерпаемый источник глубины и вдохновения
Шизофреники, спасибо за материалы о людях.
Все говорят о гениальности, о гениальных людях,Но, ведь, все гениальность понимают по разному. Гений — это — выход за пределы. Гении- это уровень развития личности после способного, творческого, талантливого. Можно считать этот уровень «болезнью», ведь он выходит за пределы человека.Ну, а, вообще, если ставить задачу формировать общество гениальных людей, то, понимая человека, как процесс развития потребности быть, можно запросто сформировать такое общество. Однако, это — утопия. Поскольку, ни один психолог не захочет пересматривать свои взгляды на личность. А, ведь, что такое личность, никто из психологов не понимает до сих пор. Личности нет! И это — «само то».
Александр Шувалов, спасибо, что не считаете позором быть шизофреником, ведь шизофрения — это болезнь, а человек не виновен в том, что заболел, иногда это болезнь наследственная, как, например, у меня самой. Шизофреники не хуже других людей, а иногда даже лучше. Мне кажется, что автор статьи это хотел донести до своих читателей.
Советского Союза? Ни один из них не родился при союзе
От гениальности до безумия один шаг
СОЗДАТЕЛЬ ПСЕВДОНАУКИ — ПСИХОЛОГИИ, САМ БЫЛ ШИЗОИДОМ И НАРКОМАНОМ
Да, весьма чётко замечено, и умер он мучительной смертью в следствие ряда своих зависимостей, если нас не обманывает официальная история. Ждём следующих статей ПСИХОЛОГИИ-ШИЗОФРЕНИКИ.
Из перечисленных никто шизофреником не является. Шизотипическое расстройство личности является считается патологией характера, особенностью (возможно, странной) личности, а не психическим заболеванием — шизофренией. Шизофрения — эндогенное процессуальное заболевание, процесс, который в отсутствие лечения течет к закономерному итогу — апато-абулическому синдрому. Даже вялотекущая шизофрения, отсутствующая теперь в мкб10, вяло, но течет. Шизотипическое расстройство личности никуда не течет. Человек со всеми своими странностями благополучно социализируется, обучается,создает семью, работает. И так до самой смерти по любому поводу, не связанному с шизофренией.
«не курил, не пил, игнорировал всякого рода “мальчишники” с обязательными и безудержными возлияниями, не брал подарков и подношений» — значит, шизофреник, ага))
Как хорошо было, когда у нас были «шизофрении» . Благодаря им наука двигалась вперёд, страна обогащалась, гордилась их трудом.. А сейчас, страна обогащается трудом труженников, тоже «шизофреников», которые могут жить на 12000, не брать взяток, помогать ближним, кормить семью, творить в своей науке. Так я гений? Скажите это на моей работе, может мне, хоть раз дадут премию!!!
Ага. Тоже это зацепило. Это какое же должно быть шизофреническое общество чтобы порядочных людей записывать в психи
Взяток не брал, поэтому на него трудно было собрать компромат. Таких в НКВД и КГБ зачисляли в шизофренники. А выступавших против — принудительно лечили,т.е превращали в больных.
Теперь когда религия заняло должное место,уже ни кто особо не отрицает,что есть БОГ,чистилище, и т.б.
Но у нас в преподавании точнных наук по-прежнему доминирует материализм Фейрбаха.
После фразы «…Он не курил, не пил, игнорировал всякого рода “мальчишники” с обязательными и безудержными возлияниями, не брал подарков и подношений – словом, не делал того, чем обычно занималось большинство провинциальных учителей» даже читать расхотелось… у меня бабушка провинциальная учительница она, и весь педагогический коллектив школы несли в сельские массы культуру и интеллигентность, именно такими должны были быть педагоги Советского Союза! Если бы они вытворяли вышеописанное , то решением пед. совета были бы лишены всяких прав называться гордым именем «учитель». Современные педагоги могут и на скамейке пиво пить теперь, к сожалению. Но так не было в СССР, во всяком случае это точно не было нормой! Меня, как представительницу поколения, очень сильно огорчает такое открытое, я бы даже сказала наглое, переписывание истории «на глазах» у ещё живых современников того времени… очень грустно это…