Владимир Маяковский, Федор Достоевский и Николай Пржевальский – кому бы вы отдали пальму первенства среди гениев-игроманов?
Увлечение игроманией – довольно распространенное явление среди знаменитых представителей русской литературы и науки. Заметим, что в зависимости от особенностей личности наших героев процесс игровой зависимости развивался и протекал у них по-разному.
Владимир Маяковский
Поэт Владимир Маяковский вошел в историю культуры как реформатор классического стиха и один из ярких представителей авангардного искусства. Но жизнь свидетельствует, что реформаторы и авангардисты редко оказываются психически здоровыми субъектами. В отличие от распространенного мнения, можно считать, что Маяковский не покончил жизнь самоубийством, а в очередной раз сыграл в «русскую рулетку». Только этот раз оказался последним. Доигрался…
В октябре 1904 года Ольга сообщала сестре Людмиле, что юный Володя «“страшно увлекся игрой в шашки”. Они играли на марки, и Володе уже удалось выиграть целый альбом иностранных марок» (Янгфельдт Б., 2016). Таким образом, уже в детском возрасте у будущего гения проступает доминирующая черта характера – страсть к игре.
Читайте также: Гениальные игроманы России. Часть 1
Следует заметить, что Маяковский практически никогда не играл ради денег, его гонорары вполне обеспечивали ему безбедную жизнь. Зависимость от игры носила у поэта экзистенциальный характер, «поиск ответа на императивный вопрос: да или нет… Маяковский играл с приятелями в трамвайные билетики – у кого больше сумма цифр; с попутчиком – кто угадает количество шагов или шпал до столба. Бильярдом он увлекался скорее эстетически – “отращиваю глаз” – но если доходило до пари, играл до тех пор, пока не отыгрывался. Тут опять суеверие: нельзя уйти проигравшим. Значит, дальше в жизни все пойдет по нисходящей, сплошные проигрыши». Часто «играл сам с собой в орла и решку… В доме Бриков… картежничали даже в ночь Октябрьского переворота» (Быков Д. Л., 2016).
Кстати, даже вырвавшись в Париж в 1922 году, пока Лиля Брик ходила по музеям и дансингам, он проводил все время за карточным столом. Если же оказывался на улице, «то все равно играл – во все, что встречалось на пути. Однажды, возвращаясь домой с Монмартра, на одном доме он увидел вывеску в форме золотого венка. “Володя метко бросает трость сквозь отверстие в венке, кто-то берет трость и тоже пробует бросить ее сквозь венок”… Немедленно объявляется соревнование, устанавливаются правила и т. д.» (Янгфельдт Б., 2016).
Попытки самоубийства Маяковского также вроде носили безобидный игровой характер. Он всегда прибегал к «русской рулетке» – заряженному одним патроном револьверу: повезет – не повезет?
Карточная игра нашла свое отражение в произведениях поэта. В поэме «Облако в штанах» есть такие строки:
Вы,
обеспокоены мыслью одной –
«изящно пляшу ли», –
смотрите, как развлекаюсь
я –
площадной
сутенер и карточный шулер!
Вспоминая несчастливую судьбу и неудавшуюся личную жизнь В. В. Маяковского, во многом обусловившую самоубийство, нельзя не сказать о гениальной одаренности, которая не становится мельче от тем, на которые он направлял свои способности в последние годы.
Не вызывает сомнения автобиографичность поэзии Маяковского, с присущей самоуверенностью и даже брутальностью. А это признаки неудержимости влечений.
Маяковский умел не только красиво выигрывать, но и красиво тратить выигрыш. Если поэту сопутствовала удача, то он с компанией отправлялся в самый дорогой ресторан и угощал всех. А на оставшиеся деньги покупал подарки для Лили Брик.
Диагноз патологической зависимости от азартных игр, как и наличие гениальности у Маяковского, сомнений не вызывает.
Федор Достоевский
Федор Достоевский в сороковых годах XIX века увлекался игрою на бильярде, доходя до крупных проигрышей и знакомств с шулерами. Как отмечает Л. П. Гроссман, «в Сибири, по выходе из каторги, еще решительнее сказывается эта дремлющая страсть».
Воспоминания его жены о склонности Достоевского к азартной игре можно без купюр вставлять в ту главу учебника психиатрии, которая описывает клинические проявления игровой зависимости. «Сначала мне представлялось странным, как это Федор Михайлович, с таким мужеством перенесший в своей жизни столько разнородных страданий (заключение в крепость, эшафот, ссылку, смерть любимого брата, жены), как он не имеет настолько силы воли, чтобы сдержать себя, остановиться на известной доле проигрыша, не рисковать своим последним талером… Но скоро я поняла, что это не простая “слабость воли”, а всепоглощающая страсть, нечто стихийное, против чего даже твердый характер бороться не может. С этим надо было примириться, смотреть на увлечение игрой как на болезнь, против которой не имеется средств».
Приведем лишь несколько примеров. В 1863 году Достоевский с 21 по 24 августа играл в рулетку в Висбадене. На этот раз ему не только удалось выиграть крупную сумму, но, потеряв затем половину ее, остановиться и вовремя покинуть Висбаден. У него на руках оказалось свыше пяти тысяч франков. Но сделать перерыв в «игровом запое» он не смог. Переехав в Баден-Баден 6 сентября, «немедленно по приезде Федор Михайлович отправился в игорные залы и в два дня спустил все, что у него было» (Енко К., Енко Т., 2011).
Писатель отдал казино девять лет жизни.
В августе 1865 года он писал Ивану Тургеневу: «Пять дней как я уже в Висбадене и все проиграл, все дотла, и часы, и даже в отеле должен. Мне гадко и стыдно беспокоить Вас собою… Вот в чем дело: обращаюсь к Вам как человек к человеку и прошу у Вас 100 (сто) талеров».
В мае 1867 года вторая жена Достоевского Анна Григорьевна была беременна. Писатель начал доказывать ей, что предыдущий проигрыш «был вызван, главным образом, его одиночеством и волнением. Он за нее беспокоился, вообще, путал из-за спешки и взятой на себя ответственности. А вот если бы удалось вместе пожить там, где есть рулетка, играть, не торопясь, не зарываясь, по системе… и в июне они отправились в Баден-Баден. В Бадене они пробыли пять недель, и она назвала их кошмарными… Достоевский горячо верил, что обладает системой, по которой можно выиграть и “повернуть колесо фортуны”… Через неделю после приезда все наличные деньги были проиграны и начался заклад вещей: каждый день он бегал к ростовщикам, носил им часы, брошку с рубинами и бриллиантами – свадебный его подарок Анне Григорьевне, – женины серьги; потом пошли носильные вещи, пальто, костюм, шаль. Однажды он выиграл четыре тысячи талеров, целое состояние, решил быть благоразумным, дал их жене, но каждый час являлся за новым “пополнением кассы” и убегал в казино. К вечеру от всего выигрыша ничего не осталось. Они переехали из гостиницы в жалкую комнату».
В Баден-Бадене в рулетку играл, разумеется, не только Достоевский, но и многие другие побывавшие там писатели. Например, Иван Гончаров, который всегда играл осторожно, «корил Достоевского, зачем он проиграл все, а не половину».
Человеку, играющему ради развлечения, не понять психологию зависимости настоящего геймера.
Без «гроз и бурь» Достоевский задыхался, так что, может быть, игра в рулетку была одним из душевных громоотводов? Весной 1871 года Федор Михайлович в очередной раз проиграл крупную сумму денег. «…больше он никогда в рулетку не играл и совершенно излечился от этой своей мании, причем излечение произошло разом, точно отрезало… Очевидна эротическая природа этого внезапного “исцеления”. Игра как замещение неудовлетворенной сексуальности и как выход эмоциональной тревоги и тоски уже больше не нужна ему, потому что нормализовались его половые отношения с женой и наступило сравнительное успокоение в сексуальной сфере», – пишет в своем исследовании критик К. Енко.
Заметим, что после этого (в 1877 году) у Достоевского прекратились и судорожные приступы и он стал более работоспособным. Игровая зависимость писателя, безусловно, повлияла на его творчество.
Напомним, что роман «Игрок» Достоевский написал, используя собственный опыт игромана, за шесть недель, чтобы отдать карточные долги, и посвятил его описанию именно этой разрушительной страсти – случай редкий в мировой литературе такого уровня.
По подсчетам психиатров, 25 % всех персонажей Достоевского в той или иной степени психически ненормальны. Более того, обстоятельнее всего писатель изображает в своих романах такие болезненные проявления, которыми страдал сам. Игромания входит в перечень его диагнозов.
Имя Достоевского не сразу ассоциируется у нас с чем-то антисоциальным и противозаконным. Но вспомним, что он был арестован в возрасте 28 лет и приговорен к смертной казни, замененной каторгой. Начинающий писатель относился к наиболее радикальным членам кружка Петрашевского, которые считали, что решить накопившиеся в России проблемы можно только путем восстания.
Так что и в этом случае, как с Державиным и Крыловым, налицо эволюция от «государственного преступника» к великому моралисту своего времени, от антисоциального поведения и зависимости от азартных игр – к выраженным проявлениям морализаторства. Подобная трансформация требует своей психологической и клинической интерпретации.
С психологической точки зрения высокая нравственность и полная безнравственность – «две стороны одной медали». В каждом человеке присутствуют оба этих вектора, а вот их проявления в течение жизни связаны с целым рядом факторов. В этом ряду можно отметить личностные особенности, наличие или отсутствие психической патологии, социальную среду, особенности воспитания, семейные традиции и многое другое.
Николай Пржевальский
Для путешественника и ученого Николая Пржевальского не прошло бесследно спартанское воспитание, полученное им в юном возрасте. Оно сформировало грубоватый характер, неприятно поражавший многих, кто сталкивался с ним впоследствии.
Общественная жизнь с ее кодексом условных правил отталкивала его, театр он не любил, художественной литературой не интересовался. Зато крайне увлекался игрой в карты. К ней он пристрастился во время службы в Полоцком пехотном полку и, «обладая редкой зрительной памятью, часто выигрывал крупные суммы» (Гальперина И. Г., Стучинская А. А., 2008).
В случае Пржевальского картежная игра оказывала существенную финансовую поддержку. Он играл с местными купцами и офицерами и почти всегда выигрывал, его даже прозвали «золотым фазаном».
Но его страсть к игре вряд ли правильно называть «страстью». Это было вполне расчетливое занятие, почти «работа». Например, при выигрыше в тысячу рублей он обычно хладнокровно прекращал игру. А как-то зимой 1868 года, выиграв 12 тысяч рублей, заявил: «Теперь могу назваться состоятельным человеком и располагать собою независимо от службы» (Энгельгардт М. А., 2000).
Безусловно, феноменальная память помогала ему в научной работе географа и натуралиста, так что Николая Пржевальского недаром избрали в 1878 году почетным членом Академии наук. Биограф приводит такой любопытный факт. «Прочитав книгу, он мог цитировать слово в слово целые страницы, и притом через несколько лет после того, как книга была прочитана».
Нельзя не отметить и другую особенность его личности: стремление к одиночеству, что проявлялось начиная с гимназии и кончая последними годами жизни. Последняя черта, скорее всего, была связана с его расстройством сексуального предпочтения. Может быть, как и Н. Н. Миклухо-Маклая, именно она толкала Пржевальского к дальним странствиям.
«Он был закоренелым бродягой, для которого оседлая жизнь – каторга. Никакие опасности, труды, лишения не могли убить в нем охоты к путешествиям: напротив, она росла и развивалась, превращаясь в почти болезненную страсть» (Энгельгардт М. А., 2000).
Обладая даром богини Мнемозины – феноменальной памятью, свободное время путешественник посвящал или охоте, или карточной игре, в которой ему почти всегда везло. Психиатры знают, что одна зависимость непременно влечет за собой другую.
Источники:
- Александров А. Л. Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой. М. : Захаров, 2003.
- Быков Д. Л. Тринадцатый апостол. Маяковский: Трагедия-буфф в шести действиях. М. : Молодая гвардия, 2016.
- Волгин И. Л. «Родиться в России…» Достоевский и современники: жизнь в документах. М. : Книга, 1991.
- Гальперина И. Г., Стучинская А. А. Личная жизнь великих. М. : АСТ-Пресс Книга, 2008.
- Гроссман Л. П. Достоевский. М. : Молодая гвардия, 1965.
- Достоевский Ф. М. Публицистика и письма // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т. 28. Л. : Наука, 1985.
- Енко К., Енко Т. Тайная страсть Достоевского. Наваждения и пороки гения. М. : Яуза ; Эксмо, 2011.
- Энгельгардт М. А. Н. Пржевальский. Его жизнь и путешествия // Колумб. Ливингстон. Стэнли. А. Гумбольдт. Пржевальский. Биографические повествования. 2-е изд. Челябинск : Урал LTD, 2000. С. 335–407.
- Янгфельдт Б. Ставка – жизнь. Владимир Маяковский и его круг / Пер. со швед. Аси Лавруши и Бенгта Янгфельдта. М. : АСТ: Corpus, 2016.
- Lange-Eichbaum W., Kurth W. Genie, Irrsinn und Ruhm. Genie-Mythus und Pathographie des Genies. 6. Aufl. München – Basel : Reinhardt, 1967.