Продолжаем публиковать серию статей-патографий известных советских поэтов и писателей ХХ века, склонных к алкоголизму. Какие удивительные тайны скрываются в историях жизни Василия Шукшина и Александра Фадеева? Как алкоголь повлиял на творчество этих гениальных творцов?
Александр Фадеев
Александр Фадеев (1901–1956) – писатель и общественный деятель; в 1946–1954 годах генеральный секретарь Союза писателей СССР; автор знаменитого в советские времена романа «Молодая гвардия», который выдержал 276 изданий (это более 26 миллионов экземпляров).
Детство Фадеева прошло в атмосфере семейных конфликтов между родителями: «отец поддерживал эсеров, мать – социал-демократов». Саша рос способным ребенком, ему было около четырех лет, когда он самостоятельно овладел грамотой.
Читайте также: Гениальные алкоголики Советского Союза, часть 1 и часть 3
На фоне творческой одаренности все больше проявлялась и другая сторона личности писателя. По воспоминаниям литератора Корнелия Зелинского, Фадеев, с его собственных слов, «приложился к самогону еще в 16 лет и после, когда был в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Сначала не хотел отставать от взрослых мужиков… Потом к этому привык». Писатель Юрий Лебединский вспоминал, что «впервые Фадеев сильно запил в конце 1920-х. А перед войной, писал он, “болезнь была уже сильнее Фадеева”».
Но – удивительное дело! – так же рано стал проявляться и писательский талант Александра Фадеева. Повесть «Разлив» он написал в 1922–1923 годах, а первый роман «Разгром» был опубликован через три года. При этом относился к работе Фадеев очень добросовестно.
Следует отметить, что алкоголь только на первых порах позволяет иногда творческим личностям расширить границы «творческого сознания», сделать разнообразней аффективную палитру, тем самым помогая выразить все нюансы и полутона душевных переживаний героев произведения. Фадеев словно был рожден только для сочинительства, но на редкость удачно складывалась и его партийная карьера. Всю оставшуюся жизнь он будет метаться «между партией и литературой».
К сожалению, проблемы с психическими расстройствами также появились рано. В 1929 году Фадеев жаловался: «В дом отдыха загнала меня неврастения в очень острой форме. Объясняется она все возраставшим и все более мучившим меня противоречием между желанием, органической потребностью писать, сознанием, что в этом состоит мой долг, и той литературно-общественной нагрузкой, которая не дает возможности писать и от которой никак нельзя избавиться».
Свои душевные терзания, непрекращающуюся борьбу мотивов Фадеев пытался «лечить» алкоголем.
Подъем по карьерной лестнице явно мешал творчеству. К 1932 году он десятки раз начинал роман «Последний из Удэге», и всякий раз неудачно.
В конце тридцатых годов Фадеев уже не писал ничего серьезного, кроме небольших очерков и каких-то никчемных сценариев. Журналист Лев Колодный вспоминает: «Страдал от бессонницы. Чтобы ее побороть, начал пить… Заболел так сильно, что санитары регулярно наезжали к нему домой и увозили в больницу. Болезнь эта – расплата за близость к власти. Другая плата – творческий застой». Писатель Илья Эренбург по этому поводу не без ехидства вспоминал: «Говорили также, что Фадеев мало пишет потому, что много пьет. Однако Фолкнер пил еще больше и написал несколько десятков романов. Видимо, были у Фадеева другие тормоза».
Существует мнение, что Фадеев намеренно преувеличивал свою зависимость от спиртного, чтобы оказываться не в форме, когда нужно было подписывать списки очередных писателей-смертников. Это выдумка не соответствует действительности. Всеми отмечаемое пьянство у Фадеева началось в конце двадцатых годов, а удостоиться высокой «чести» подписывать расстрельные списки он смог лишь после 1939 года, когда был награжден орденом Ленина, избран членом ЦК ВКП(б) и назначен секретарем Союза писателей СССР.
Отечественная война вдохновила многих писателей на творчество, и Фадеев не явился исключением. До начала пятидесятых годов он все-таки смог создать культовый в советское время роман «Молодая гвардия».
После окончания войны Александр Фадеев спивался, как иногда выражаются, «по-черному»: «находил собутыльников в самых низах, не из писателей, и неделями пропадал в каких-то трущобах». Бывали случаи, когда, «будучи в сильном подпитии, падал прямо на улице и спал на этом месте до утра».
Психика советского классика в последние годы жизни была сильно расстроена: Фадеев страдал бессонницей, принимал сильное снотворное, даже находился под наблюдением психиатра. Приведем строки из письма писателя: «В сентябре у меня обострилась болезнь печени, и я попал в больницу… Физическая слабость, бессонница, в сочетании с повышенной расторможенностью, делали меня человеком почти невменяемым». На консультациях с психиатром он говорил «о душевной усталости, о невыносимой тоске, охватывающей его после запоя, и о неудержимом, навязчивом желании броситься под поезд».
Обстоятельства смерти классика советской литературы сейчас общеизвестны. Фадеев покончил с собой револьверным выстрелом.
«Пуля была выпущена в верхнюю аорту сердца с анатомической точностью. Она прошла навылет… Рядом на столике, возле широкой кровати, Фадеев поставил портрет Сталина. На столе, тщательно заклеенное, лежало письмо, адресованное в ЦК КПСС». Это письмо сразу забрал «полковник из Комитета госбезопасности».
Сообщая о его трагической гибели, в газете «Правда» не преминули написать о злоупотреблении алкоголем. Самоубийство в СССР, да еще деятеля такого ранга, практически приравнивалось к измене и должно было быть как-то закамуфлировано болезнью.
Как ни парадоксально, но своим самоубийством Фадеев реабилитировал себя и продлил память. Его знают даже те, кто никогда не читал его романов.
О наличии у писателя конечной стадии алкоголизма свидетельствуют: полинейропатия, цирроз печени и витальная депрессия.
Василий Шукшин
Василий Шукшин (1929–1974) – писатель, кинорежиссер, сценарист и актер.
Самое главное о себе Шукшин сказал сам: «Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись». Так что мы имеем дело с личностью, жившей с детства и до последних своих лет в состоянии почти непрерывного стресса.
В возрасте четырех лет Вася Шукшин лишился отца, который был расстрелян в 1933 году. Не запомнил по малости лет и кошмарной попытки матери в порыве отчаяния совершить расширенное самоубийство оставшейся без кормильца семьи. Она втиснулась в русскую печь вместе с детьми и плотно закрыла заслонки таким образом, чтобы угореть. Это случайно заметила соседка и спасла их.
Членам семьи «изменника родины» жилось плохо. Для них были организованы особые лагеря, права репрессированных значительно урезались по сравнению с другими. Их могли легко выселить из родного дома, могли арестовать, отдать под суд, унизить, оскорбить. Семья жила в постоянном страхе, в ожидании ночного стука в дверь. Фамилию на всякий случай до получения паспорта Васе сменили на материнскую. Он стал Васей Поповым. Можно предположить, что мальчик с детских лет был готов к обиде и самозащите, что позднее не только найдет отражение в его рассказах, но и наложит свою печать на его поведение. Чтобы выжить, мать вторично вышла замуж, но в 1941 году отчим Васи погиб на фронте.
В силу обстоятельств 13-летний подросток стал «главой семьи» и ее кормильцем. Характер демонстрировал строгий. Настаивал, чтобы к нему обращались не Вася, а Василий. После семилетки поступил в автомобильный техникум, но закончить не смог, превратился в «трудного подростка», и через два года его исключили то ли за плохую успеваемость, то ли за хулиганское поведение.
В положенный срок Шукшин надел морскую форму, служил в Севастополе, за нелюбовь к пустым разговорам получил у товарищей кличку «Молчальник». Именно в эти годы он и начал писать свои первые рассказы.
В 1953 году Василий демобилизовался и вернулся в родную деревню, вступил в комсомол и сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости. Приобретенный жизненный опыт и кадровый недостаток в селе позволили назначить его сначала учителем литературы, русского языка и истории, а вскоре и директором сельской школы. Но творческие устремления не давали возможности удовлетвориться «начальственной» должностью. Летом 1954 года, предусмотрительно вступив в КПСС, он подает заявление во ВГИК. Перед приемной комиссией появился в образе – тельняшке, бушлате и кирзовых сапогах. Задатки будущего актера проявлялись у него уже в это время.
Адаптироваться к окружающей обстановке жизнь научила Шукшина давно. Поступив во ВГИК и став секретарем комсомольской организации, он на первых курсах искренне «громил на собраниях нерадивых комсомолок за легкое поведение». Его тогдашний внешний вид запомнился всем, кто в то время учился и преподавал во ВГИКе.
«Были у него свои бездны – водка, женщины…» На последних курсах уже стали «громить» самого Шукшина, так как его запои часто заканчивались в милиции. Однако и начало «настоящего» кинематографического творчества приходится на этот же период. В 1957 году он был приглашен режиссером Марленом Хуциевым на одну из главных ролей в картине «Два Федора». Свои успехи Шукшин любил отмечать шумно, а выпив, начинал «буянить и бушевать».
Симптомы алкогольного опьянения во многом зависят от той «почвы», на которую накладывается спиртное. У Шукшина отмечался «дисфорический» вариант опьянения, когда вместо обычной эйфории возникало мрачное настроение с раздражительностью, конфликтностью и склонностью к агрессии.
Творческая карьера Шукшина начиналась в очень непростых условиях, так как он не имел московской прописки. «Мало того, что он после защиты диплома обитал в Москве на “птичьих” правах, без прописки, он еще и не всегда знал поутру, где преклонит голову ввечеру. Ночевал – то в общежитии ВГИКа, то у кого-либо из знакомых, нередко просто-напросто перемогал ночь на одном из московских вокзалов».
Белла Ахмадулина, с которой Шукшин пережил бурный роман в начале шестидесятых годов, вспоминала о нем нелестно: «Угрюмый, дичащийся, замкнутый, вызывающе молчаливый, не отвечающий на любезности». Так как ей не всегда было удобно ходить с таким «деревенским парнем» по тусовкам, она смогла заставить Шукшина выбросить в мусоропровод любимые сапоги и купить костюм, галстук и туфли.
Отношения с женщинами складывались крайне сложно. Достаточно сказать, что женат он был по разным данным то ли четыре, то ли пять раз. С первой женой, своей односельчанкой, Шукшин расстался, едва выйдя из ЗАГСа, летом 1956 года. Она отказалась уехать из родного села со студентом, не имеющим постоянного заработка, в Москву. И кстати, развод ему не дала. Так что для последующей регистрации брака жениху пришлось «потерять» свой паспорт.
Шукшин познакомился в Центральном доме литераторов с Викторией Софроновой, через два года у них родилась дочка, но летом 1964 года на съемках в Крыму Шукшин встретил актрису Лидию Федосееву.
Герой двух романов какое-то время метался между женщинами, причем обе с содроганием вспоминают его самоубийственные запои в те дни.
Промежуточный брак с артисткой Лидией Чащиной, которая снималась у него в фильме «Живет такой парень», распался из-за его многочисленных любовных связей и пьянства. В 1965 году Шукшину пришлось лечиться от алкоголизма в клинике им. С. С. Корсакова. Одновременно продолжалась связь с Лидией Федосеевой. Долго не решаясь сделать очередной выбор между двумя любимыми женщинами, Шукшин в конце концов остался с Лидией Николаевной, которая родила двух дочерей. Мария унаследовала артистический талант отца, младшая Ольга – литературный талант.
Заметим, что человек иногда начинает злоупотреблять спиртным отнюдь не по причине влечения к алкоголю, а ради более откровенного общения с окружающими. А если он от природы обижен на весь мир и замкнут? Тогда на «помощь» опять приходит алкоголь, который «развязывает» язык, убирает барьеры невольного отчуждения. Именно второй вариант в наибольшей степени подходит к Василию Шукшину.
Вот что вспоминает о состоянии мужа Лидия Федосеева-Шукшина: «Вася мог две-три недели пить, был агрессивный, буйный. Я выгоняла из дома всех, кого он приводил. На себе его не раз притаскивала. Был даже случай, когда увидела мужа лежащим около дома, а я тогда была беременная. Лифт не работал. Что делать? Взвалила на себя и потащила. Думала, рожу… До этого два года у нас не было детей, для меня это было трагедией. Когда же родилась Маша… он бросил на время пить. Дети его спасли».
В конце шестидесятых годов Шукшин навсегда бросил пить. Известно предание о том, что это произошло после того, как однажды Василий Макарович едва не потерял на улице маленькую дочь и после этого дал зарок не брать в рот ни капли. Свидетельство о психологическом состоянии бросившего пить Шукшина привел в своих мемуарах писатель Виктор Некрасов. Шукшин говорил: «Вот бросил, Платоныч, пить и что-то отрезал я в себе. Точно руку или ногу… Людей лишился, своих людей. Общества, если хочешь… А вот поговорить… Не в ЦДЛ же, не в ВТО… Бывало, зайдешь в кабак, нет, не в этот, а в простую забегаловку, рыгаловку обычную, гадюшник, подсядешь к столику… И такое тебе расскажут, такое разрисуют… И лишен я теперь этого. Лишен теперь того самого общества… с кем у меня общий язык».
Но один вид зависимости, как это часто бывает, сменился другим. В своем дневнике писатель Георгий Елин пишет: «…кроме порядка на рабочем столе, поразило – целый склад растворимого кофе: штабеля банок под столом, на подоконнике, на полу возле балконной двери. Очень много, даже для привычного к заначкам кофемана. Заметив любопытный взгляд, Федосеева сказала: “Вася, слава Богу, почти совсем пить бросил, теперь алкоголь кофеином заменяет. Все лучше, чем водку-то. Ему одной растворимой банки на день-два хватает…”» В данном случае речь шла о явной зависимости от кофеина, вряд ли полезного для сердца.
Сочетать литературное творчество со съемками полнометражных фильмов было сложно. На вопрос, когда он успевает писать, Шукшин отвечал: «Где я пишу? В гостиницах. В общежитии. В больницах». По его словам, рассказ он почти полностью придумывал в голове и только тогда брался за перо. Потому-то он и мог писать в любой обстановке, и писать быстро.
О Шукшине нельзя сказать, что он умер от запоя. Более того, обращает на себя внимание тот факт, что при длительном течении алкогольной зависимости у Шукшина не отмечалось деградации личности. Алкоголизм оказался вторичным заболеванием по отношению к его болезням сердечно-сосудистой системы. Именно это и позволило ему оставаться творчески активным до конца жизни. Умер он на съемках полнометражного кино «Они сражались за Родину».
Источники:
- Авченко В. О. Фадеев. М. : Молодая гвардия, 2017.
- Буянов М. И. Страсти и судьбы. М. : Российское общество медиков-литераторов, 1995.
- Дорман О. Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана. М. : Астрель ; CORPUS, 2010.
- Зелинский К. Л. В июне 1954 года // Минувшее. Исторический альманах. № 5. М. : Прогресс, Феникс, 1991. С. 54–103.
- Коробов В. И. Василий Шукшин. Вещее слово. М. : Молодая гвардия, 2009.
- Лапценок Е. Е. Пороки и болезни великих людей. Минск : Литература, 1998.
- Никишин А. В. Тайны русской водки. Эпоха Иосифа Сталина. М. : СВР-Медиапроекты, 2013.
- Погодина-Кузмина О. Завороженный смертью // Литературная матрица. Советская Атлантида. СПб. : Лимбус Пресс ; Издательство К. Тублина, 2014. С. 236–251.
- Раззаков Ф. И. Досье на звезд (1962–1980). М. : ЭКСМО-Пресс, 1998.
- Раззаков Ф. И. Досье на звезд. М. : ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Чуковский К. И. Дневник (1930–1969). М. : Советский писатель, 1995.
- Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина / Перевод с нем. Г. Б. Ноткина. СПб. : Издательская группа «Прогресс», 1999.
14 комментариев
А в чем смысл темы то? В то что Советском Союзе алкоголики были какие то особенные? Прослеживается взаимосвязь с гениальностью?
проста в сс гениальный чел ни мог сущиствавать и дышать ни нахадясь ф пянам угаре. иба тока в этам састаянии менше тирзают душевные боли от асазнания паскуднасти созданава акружающива бытия.
В том, что есть алкаши, из дома тащащие все подряд, семью гнобящие, а есть личности (зеленый змий никого стороной не обошел). И СССР в этой теме даже лучше, чем сейчас. Общество помогало людям, сейчас всем нас…ть. А ты умник???
Нет, не особенные. Но связь алкоголизма именно с литературным творчеством вызывает естественное и повышенное внимание.
В том, что есть алкаши, из дома тащащие все подряд, семью гнобящие, а есть личности (зеленый змий никого стороной не обошел). И СССР в этой теме даже лучше, чем сейчас. Общество помогало людям, сейчас всем нас…ть. А ты умник???
То что они алкоголики, это факт. А вот гениальные ли они или нет это еще очень большой вопрос. Для Васи Пупкина чиатающего бульварные романы может и да. Но для человека читающего Набокова – нет. Разные уровни сознания.
Василий(Олег), дык не трать время на бульварные романы, посмотри Великие фильмы. Там правда, хоть и букОв нет, кроме титров, но моСг придется напрячь!!!
Гениальные, и не надо сравнений с Набоковым. Сначала хотя бы Любавиных у Шукшина прочтите, а потом судите..
Это разные плоскости литературы, ну уж точно по уровням их раскладывать пошло. Вы пишете как напыщенная дешевка, Олег, читающий Набокова)
Прекрасные Люди буду всегда прекрасны.
Люди прочитайте его рассказ, А по утру они все проснулись. Здесь и юмор,и трагедия. В этом весь Шукшин.
З
Все неправда. Просто водка была в те времена вкусная и качественная, и раскрывала внутренний, талантливый мир человека. А нынешняя — способствует одурманиванию, отупению и антисоциальным поступкам и этому, как его… бл@дству!
Не надо рассказывать гадости про великих русских людей.
Алкоголики да возможно, только это не уменьшает их гениальности, а сравнение с Набоковым смешно (извращенец и педофил)