В интернете появилась запись, на которой подростки-воспитанницы детского дома одного из поселков Амурской области, издеваются над младшими детьми. Прокуратура проводит проверку в интернате, а в рунете в очередной раз говорят о подростковой жестокости. Новость комментирует психолог, социолог, автор книг для родителей Юлия Василькина.
Главный вопрос: а где все это время были взрослые? Тем более что избиение было массовым, с выставлением несчастных детей у стенки. Три девочки-садистки и много малышей – шумная компания, особенно учитывая то, что происходило. Как были созданы условия для того, чтобы это вообще стало возможным? Где воспитатели, ночные дежурные, охрана, в конце концов?
В семьях (даже неблагополучных) за детьми стоят родители, и какие бы они ни были, у ребенка есть шанс пожаловаться, попросить помощи. Может, и не у родителей, а у других родственников или учителей. Здесь идти было не к кому: абсолютно закрытый коллектив, ограниченное число взрослых. И все же: почему они не разобрались «внутри себя»? Рассказывали ребята об издевательствах и не нашли отклика или же замалчивали ситуацию? Неужели взрослые были еще хуже этих садисток? Понятно, что они были запуганы («скажешь – еще хуже будет!»), но этот страх может быть преодолен только большим доверием к взрослому. Видимо, доверия не было, раз информация стала известна только благодаря Сети.
Агрессия прорастает там, где для ее роста созданы благоприятные условия. Не было бы у этих девочек возможностей для таких открытых масштабных издевательств, они, может быть, резали бы потихоньку парты, а не судьбы. Или назначали бы друг другу «стрелки». Но хотя бы не губили малышей, которые были перед ними беззащитны. Эти девочки – нравственные и психологические инвалиды уже сейчас, и им нужна специальная помощь (теперь уже в дополнение к ответственности, которую они должны нести за свои действия).
Почему агрессия иногда принимает вот такие уродливые формы? Думаю, по причине деградации личности, несформированности морально-этических установок. Только они способны сдержать внутреннее желание крушить, мучить, убивать. Конечно, сдерживать могут еще и внешние обстоятельства, например, «сильная рука» взрослого, который строго контролирует поведение ребенка. Но это ненадежно, как сжатая пружина: когда-нибудь она обязательно «выстрелит». Для сдерживания собственных агрессивных импульсов надежны только внутренние опоры. Видимо, у этих мучительниц их не было. Помогал ли им кто-то их формировать? Был ли у них шанс?
Размышляя об этой ситуации, нельзя не упомянуть еще и о «комплексе жертвы». В нашей стране, особенно в образовательных учреждениях, все еще актуальны сентенции типа: «молчи, делай, слушай старших», «подрастешь, тогда и будешь рот открывать», «слушайся, не пререкайся». Если речь идет о ребенке, живущим в семье, особенно в семье с современным мышлением, то у него просто возникает дисбаланс и недоумение: что это за глупости ему говорят? Возникает отторжение детского сада и школы как хранителей подобных стереотипов. Но ребенок из детского дома, интерната совершенно незащищен в этом плане. Живя с самого рождения в атмосфере, где он существо совершенно подчиненное, он фактически приобретает комплекс жертвы: терпит, молчит, когда нужно было бы сопротивляться и кричать.
Плохо, что психологи с этими детьми начали работать только сейчас. Другим же детям может помочь только перестройка в сознании окружающих их взрослых. Вот ведь задача: растить детей в «учреждениях» так, чтобы они имели шанс стать самостоятельными людьми, готовыми за себя постоять. Но не вопреки системе, как сейчас, а при ее поддержке.