Что дает принадлежность к футбольным фанатам? Как раз то, что еще Абрахам Маслоу прописал в своей знаменитой теории мотивации, – чувство принадлежности.
Хорошей охоты, брат!
Кстати, никакой «пирамиды» он не рисовал – ее последователи для удобства придумали. А вот потребность в принадлежности к какой-то социальной группе – действительно одна из наших «базовых потребностей». И тут все равно, к кому ты «принадлежишь» и за кого «болеешь».
Главное – быть «своим», быть сопричастным к «общему делу» и чувствовать эту самую «принадлежность».
Если сильно упростить, то человеку свойственно принадлежать к какой-нибудь «стае». И тогда есть кому тебе пожелать: «Мы с тобой одной крови! Хорошей охоты, брат» – и прочие крайне необходимые для комфортного психологического существования молодого современного человека вещи, которые не может в нас вытравить никакой «индивидуализм».
Свой среди своих
Мало того, у нас еще есть и такая интересная и очень «базовая» (в том смысле, что она очень рано формируется и на ней много чего держится) вещь, как идентичность. И вот эта самая идентичность как раз формируется по принципу «свой-чужой».
То есть вот эти люди – они «мои», а я, соответственно, «их». А все остальные – «чужие». И с «моими» мне комфортно, интересно и безопасно. У меня есть тут свое место и своя роль в сообществе. А к «чужим» у меня никакого доверия нет, потому как я понятия не имею, чего от них можно ожидать.
Сама форма организации сообществ болельщиков предоставляет молодым людям редкую сегодня возможность пройти своего рода «инициацию» в среде себе подобных.
Инициация, или второе, социальное, рождение, в «традиционных культурах», кстати, была обязательной процедурой в не такие уж и давние времена.
Слиться в экстазе одинаковости
У подростков участие в таких объединениях замечательно обслуживает их обусловленное возрастными особенностями стремление примкнуть к какому-нибудь сообществу. Таким образом, они, с одной стороны, могут проявить свое недовольство, или, как говорят психологи, «негативизм», по отношению к «миру взрослых». А с другой стороны – продемонстрировать свою «яркую индивидуальность», слившись в экстазе одинаковости со своими сверстниками.
Проблема в том, что эти естественные, древние, «здоровые» психологические механизмы могут срабатывать не только «в плюс», но и в «минус».
Особенности «черно-белого» мышления
Как мы знаем, футбольные фанаты с момента возникновения их сообществ культивируют «различия» и «отличия» приверженцев одной команды от всех остальных. И это проявляется начиная с символики – шарфиков, шапочек, любимых цветов, атрибутов и прочего. А значит, особенно и усилий прилагать не надо, чтобы перенаправить запас молодой энергии в другое русло.
Отсюда, кстати, склонность болельщиков к «радикализации». Достаточно легко радикализировать людей, у которых сообщество и так уже построено на принципах «черно-белого» мышления.
Не по назначению?
Добавьте сюда большой процент молодежи, для которой «юношеский максимализм» и бескомпромиссность являются «естественными» возрастными характеристиками. Плюс, так скажем, специфический круг интересов и уровень образования большинства участников таких объединений. И вы получите весь необходимый набор качеств для использования болельщиков в далеких от футбола целях. Примеров тому в последние годы мы имеем с избытком.
Так что, с одной стороны, футбольные страсти позволяют обществу «канализировать» множество молодой и достаточно деструктивной энергии. А вот с другой стороны, всегда существует проблема того, как удержать ее проявления в «цивилизованных рамках».