Редкий психолог, оказавшись в британской столице, не воспользуется возможностью посетить дом-музей Зигмунда Фрейда, где хранятся бесценные реликвии науки о душе. В своих «путешествиях по фрейдовским местам» и наша редакция не смогла обойти это памятное место, тем более что совсем недавно мы уже рассказали нашим читателям об этом последнем жилище основателя психоанализа. Извещенная о визите издателя и главного редактора популярного русского журнала, смотритель музея встретила нас на пороге мемориального особняка и даже позволила в порядке исключения сфотографироваться возле знаменитой кушетки. В ходе долгой беседы гости узнали не так уж много нового, зато для «хозяйки» оказалось неожиданностью, что один из первых переводов революционного «Толкования сновидений» был столетие назад сделан именно на русский язык. Возможно, следствием этого разговора станет появление в музее и русского путеводителя.
Однако неожиданность подстерегала и нас, но уже в стенах другой лондонской достопримечательности – Музея науки. Вот уже несколько лет здесь существует и психологическая экспозиция, которую также непозволительно было бы обойти стороной. Сегодня небогатая витрина под самой крышей музея обновлена и предстает гостям под вывеской «100 лет британской психологии». Сразу возник недоуменный вопрос – с какой поры ведется отсчет эпохального столетия? Ведь первая лаборатория экспериментальной психологии была открыта на Туманном Альбионе еще в конце XIX века, а психологические по своей сути исследования велись и того раньше. Найти ответ в экспозиции не удалось. Особенно смутил самый первый экспонат – краниометр, прибор для обмера головы. Еще в викторианскую эпоху такие «штудии» были в Англии в моде, даже сама королева Виктория, озабоченная скромными способностями наследника, будущего короля Эдуарда, вызвала для консультаций не психолога (такой профессии тогда просто не существовало), а френолога – специалиста по неровностям черепа.
Искушенному психологу очевидно: экспозиция явно неполна, она могла бы быть намного богаче и охватывать даже не столетие, а лет полтораста. Словно в восполнение этого пробела в начале октября на первом этаже музея открыта новая экспозиция, посвященная… психоанализу! Ее появление именно в Музее науки можно считать знаковым событием.
Когда столетие назад отец психоанализа представил на суд коллег «Очерки теории сексуальности», президент Венского психоневрологического общества гневно заявил: «Содержание этого опуса заслуживает внимания полиции, а не научного сообщества!» Пережив шквал упреков, новое учение о душевной жизни постепенно окрепло и через полвека достигло расцвета. Упреки, правда, не прекращались. Особенно досталось Фрейду от английского психолога Ганса Айзенка, автора книги «Расцвет и упадок фрейдистской империи». В этой книге Айзенк весьма убедительно продемонстрировал: притязания психоанализа на статус науки безосновательны, серьезной научной критики это учение не выдерживает. Тем не менее 150-летний юбилей Фрейда пышно отмечался во всем мире и был ознаменован тысячами публикаций. Правда, отнюдь не только хвалебных. Некий скептик даже провел скрупулезный анализ содержания этих текстов и обнаружил: слово «шарлатан» в них встречается чаще слова «гений». Продолжают выходить всё новые критические сочинения. «Карточный домик: психотерапия, основанная на мифе», «Почему Фрейд был неправ»… Названия говорят сами за себя.
Понятно, что особое негодование критиков вызывает повышенное внимание Фрейда к интимным сторонам человеческой жизни. Создатели новой музейной экспозиции, похоже, вознамерились спровоцировать новый всплеск гнева. Взору входящего в музейный полумрак предстает странное нагромождение непонятно чего, подсвеченное с разных сторон. Образованная подсветкой тень сливается в нечто, напоминающее два человеческих профиля, глядящих в разные стороны, – словно Сознание и Бессознательное как две стороны человеческой натуры. Внимательнее присмотревшись к сему произведению, замечаешь, что исходное нагромождение – это художественная свалка красных пластиковых пенисов.
Наверное, сам Фрейд, доживи он до наших дней, испытал бы от увиденного смешанные чувства. С одной стороны, персональной экспозиции в Музее науки не удостоен ни один психолог – только он! С другой – слишком уж вызывающе представлена общественности его теория.
С опорой на идеи Фрейда в XX веке был разработан превосходный психологический инструмент – проективные тесты. Как правило, это малопонятные изображения неопределенного содержания, в которых каждый видит то, что ему ближе. Похоже, подобным тестом выступает и сам психоанализ. По крайней мере в его музейной экспозиции. Будете в Лондоне – загляните, полюбуйтесь! Кое-что интересное наверняка узнаете. Если не о Фрейде, то о себе…