Режиссер Северин Корнамусаз
В ролях: Рой Дюпюи, Сабина Тимотео, Кристоф Серме
Отношения ребенка и родителей проходят три стадии. Они связаны с процессом сепарации – психологического отделения по мере взросления ребенка. Сепарация – не территориальное отделение: ребенок может жить рядом с родителем и быть взрослой самостоятельной личностью, а может уехать на другой конец света, но остаться в психологической зависимости. Завершение сепарации – один из основных показателей психологической зрелости.
1. Стадия слияния и идеализации
До подросткового периода родитель представляется всемогущей фигурой: чем более ранний возраст, тем фигура «могущественней». Родитель – идеал, образец для подражания. Ребенок не видит в нем реального человека со своей самостоятельной жизнью, это исключительно «мой папа» или «моя мама». Интересы родителя, не связанные с ребенком, удивляют и обижают.
Ребенок нуждается в идеализации, потому что она дает чувство защищенности: чем идеальнее родитель, тем более защищающей фигурой он предстает. Кроме того, в раннем возрасте у ребенка нет своих ориентиров, он не знает, «что такое хорошо и что такое плохо», ему нужен образец для подражания – система координат в этом непонятном мире.
2. Стадия обесценивания
Ребенок становится подростком, переходит из детства во взрослость. Его и пугает, и манит перспектива самостоятельности. Справляться самому? Оказаться наедине с этим непонятным миром? Возрастает тревога, как защитная реакция появляется агрессивность и направляется на ближайший объект – родителей. Появляется внутреннее противоречие: и хочется «вылететь из гнезда», и страшно. Поэтому, чтобы облегчить себе сепарацию, ребенок… обесценивает родителя. От замечательного идеализированного объекта уйти невозможно, а от плохого обесцененного – гораздо легче.
Родителям надо запастись устойчивостью и терпением: ребенок таким образом репетирует выход во взрослую жизнь. Родителю нужна устойчивость перед агрессией и обесцениванием со стороны подростка. Можно разрешать ребенку злиться на себя, но только выражать злость в правильной форме: не нарушая границы родителя, сохраняя уважение: нельзя обзывать, кричать, поднимать руку, портить вещи.
3. Стадия сотрудничества
К совершеннолетию (примерно к 18 годам) ребенок должен перейти к сотрудничеству с родителем: видеть в нем реального человека, с плюсами и минусами, сохранять уважение, возможность взаимодействия. Так формируется равноправный контакт двух взрослых людей. Оказаться на этой стадии можно, только пройдя предыдущие.
Герой фильма в краткий период времени проходит первые две стадии и постепенно переходит на третью. Очарование отцом и надежды сменяются разочарованием и ненавистью, желанием его разрушить. Чуть не убив отца цианидом и чуть не умерев, мальчик принимает его таким, какой он есть: неплохим человеком со своими проблемами.
Увидеть в своем родителе реального человека – сложная задача, но необходимая для взросления.