- «Прежде чем я усну». Великобритания, США, Франция, Швеция, 2013
- Режиссер: Роуэн Жоффе
- В ролях: Николь Кидман, Колин Ферт и др.
Любителям сложных фильмов с глубоким психологизмом может быть интересен триллер «Прежде чем я усну» по одноименному роману Си Джея Уотсона. На идею, лежащую в основе сюжетной линии, писателя натолкнула вычитанная в газете история о человеке с весьма специфическим видом амнезии. Каждую ночь во время сна больной терял память и начинал утро «с нуля», не помня ничего о своей предыдущей жизни. В таком состоянии он провел почти 60 лет, прожив долгую жизнь. Причиной амнезии была травма головы, полученная в молодости.
Сюжет романа и снятого по нему фильма отличается от газетной истории – он создан фантазией писателя, но идею о таком виде амнезии Уотсон заимствовал. Главной героиней, страдающей нарушением памяти, стала женщина среднего возраста по имени Кристин (Николь Кидман). Ее жизнь овеяна тайной – иначе не было бы детективного сюжета на радость читателям и зрителям.
Кристин просыпается каждое утро в объятиях своего мужа Бена (Колин Ферт) и недоумевает: кто это рядом с ней? Восстановить события ей помогают записи и фотографии, развешенные по стенам, рассказ мужа, а также особый прием: втайне от Бена она ведет видеодневник, фиксируя найденные факты.
Сети тайного абьюза
Главная загадка кроется в давнем прошлом Кристин. Лет десять назад на нее напали, нападение повлекло за собой травму головного мозга и собственно амнезию. Но кто это сделал? В подозреваемые попадает и доктор, и любовник Майкл, и любящий муж.
Нам придется раскрыть одну из загадок фильма, иначе мы не сможем обсудить ту тему, прекрасной иллюстрацией к которой является фильм: тему скрытого абьюза в отношениях. Такой заботливый, просто идеальный (на первый взгляд) муж Бен, создающий вокруг жены атмосферу любви и заботы, на самом деле является абьюзером, страдающим эмоциональной зависимостью от Крис и держащим ее в изоляции. Она для него – личная собственность, приобретшая сверхзначимость.
Несмотря на весь налет цивилизованности и декларируемые ценности гуманизма, насилие в современных семьях остается масштабной проблемой. И нередко – проблемой тайной.
Пока насилие сохраняет завесу тайны, велика вероятность того, что ситуация не изменится и оно будет повторяться раз за разом. В жизни Крис происходит практически «день сурка»: она узнает все новые нелицеприятные факты о своем муже и браке, но наутро все забывает, и ситуация повторяется.
Насилие может быть не только явным, но и скрытым, и именно скрытое насилие оказывается более длительным. Жертва и Агрессор раз за разом повторяют один и тот же сценарий, это замкнутый круг, который сами они не могут разомкнуть (и не всегда хотят). Обычно нужна помощь извне. Но окружающие могут не знать о скрытой проблеме или же не вмешиваться. Тот, кто знает о преступлении и молчит, становится соучастником преступления. Это верно для законов и юридических, и этических.
Если отношения становятся сверхценностью
У Ольги не складывалась личная жизнь. Много лет она хотела создать семью, но вышла замуж только в 40 лет, встретив бывшего сокурсника на встрече выпускников. Он подтрунивал над ней, вел себя пассивно-агрессивно, высмеивал, а потом говорил, что «просто пошутил» и у нее нет чувства юмора. Он говорил ей, что она никому, кроме него, не нужна. И если бы не он, никто бы на ней не женился. Отношения с мужем приобрели для Ольги сверхценность.
У них родился сын, и муж начал вести себя с ним еще более агрессивно, чем с женой: кричал на него матом, когда тот плакал, грозился выбросить в окно, а когда ребенок подрос, начал бить.
У Ольги были противоречивые чувства: она понимала, что муж неправ, переживала за ребенка, но не защищала сына, потому что боялась потерять мужа и остаться одной. Личная терапия помогла ей выстроить границы с мужем. Она объявила, что если муж еще раз поднимет руку на ребенка, она тут же напишет заявление в полицию. А чуть позже набралась сил, чтобы развестись.
Что движет Агрессором?
Проблемы с собственной агрессивностью, деструктивностью могут проявляться по-разному. Что может стать причиной агрессии?
1. Иногда Агрессор таким образом «разряжается», используя Жертву как «громоотвод».
И причина для вспышки агрессии есть, просто она не имеет отношения к Жертве, та стала «замещающим объектом».
Виталий и Оксана – молодая семейная пара. Виталий является менеджером проектов в крупной компании, Оксана занимается домом. По его поведению Оксана сразу понимает, что происходит с актуальным проектом мужа. Если он приходит домой и изводит жену придирками, работа не ладится. Если он весел и делает комплименты, проект идет успешно.
Мы видим, что Виталий не берет на себя ответственность за регуляцию своего эмоционального состояния, а Оксана соглашается быть в роли «громоотвода». Она обратилась к психологу в надежде, что муж изменится. Но психолог не может, да и не будет менять мужа. А сама она менять свое поведение пока не готова. Скорее всего, эта «игра» в их семье будет продолжаться.
2. За абьюзом могут стоять и садистические наклонности, когда Агрессору доставляет удовольствие сам процесс и боль Жертвы.
При этом важно помнить о том, что садизм может быть не только физическим, но и эмоциональным.
Алексей серьезно занимался музыкой по классу фортепиано. Он попал к преподавательнице, которая считалась талантливым педагогом, но с тяжелым характером. Она приводила некоторых своих учеников к хорошим результатам, но часть «ломалась». На занятиях педагог переходила на личные оскорбления, издевательства, унижала достоинство и продолжала, пока ученик не начинал плакать. Но никогда не делала этого, если в классе находились родители ученика или заглядывали другие педагоги.
Некоторые родители знали о таком поведении педагога, но заставляли детей терпеть и молчать в надежде на результат и успех. Алексею приходилось тяжело, потому что «мальчики не плачут», и он держался. Однажды взбешенная его молчанием преподавательница с силой захлопнула крышку, и мальчик чудом успел убрать руки с клавиатуры. В противном случае у него могли быть реальные травмы. Лишь после этого эпизода родители забрали его от педагога.
3. Агрессор может поднимать самооценку через доминирование, превосходство, вседозволенность.
Отец Кирилла был домашним тираном, при этом страдающим алкоголизмом. Пьяный папа ходил по квартире и кричал: «Я здесь хозяин! Здесь все мое!» И говорил Кириллу: «Ты никто, ты ничтожество, ты здесь только потому, что я разрешил!» Мы видим, что у папы были проблемы с самооценкой, он самоутверждался за чужой счет. Кирилл не мог противостоять отцу, вместо этого возглавил дворовую компанию, в которой стал абсолютным лидером-тираном, повторяя поведение отца. Отец ранил его достоинство; чтобы реабилитироваться, Кирилл ранил достоинство других детей.
Впоследствии Кирилл начал употреблять алкоголь и наркотики. Он оказался моим пациентом в реабилитационном центре и смог переосмыслить свою историю. По его словам, он впервые почувствовал, что же такое «достоинство».
4. Месть Жертве также порой может стать причиной агрессивных действий.
Вера вспоминает, что в детстве ненавидела младшую сестренку за то, что та отнимала у нее внимание родителей, да еще и надо было за ней присматривать, заботиться. Пользуясь разницей в возрасте и наивностью сестры, она жестоко «подшучивала» над ней. Например, однажды уговорила попробовать на улице собачьи какашки. Во взрослом возрасте она вспоминала об этом с сожалением и чувством вины.
Важно! Какими бы ни были мотивы Агрессора, это не дает ему право на деструктивное поведение.
Что стоит за поведением Жертвы?
1. Виктимное поведение – неумение себя защитить, а нередко и непонимание того, что себя можно и нужно защищать.
Очень опасно, если Жертва соглашается с Агрессором: «Так мне и надо», «Я это заслужил».
Настя сварила суп для мужа, оставила на плите и уехала на дачу. Вернулась через несколько дней, и муж вылил на нее прокисший суп, обвинив ее в том, что она не убрала суп в холодильник. И поначалу Настя думала, что муж прав, что она – нерадивая хозяйка, достойная наказания.
2. Если ребенок растет в ситуации абьюза и его не защищают, не говорят, что это неправильно, то он начинает считать насилие нормой.
У него могут сформироваться мазохистические наклонности, когда насилие он принимает за любовь и внимание. И провоцировать на них.
Детдомовские дети, усыновленные семьями, начинают провоцировать своих приемных родителей на насилие, потому что это может быть единственным понятным им языком любви.
3. Виктимность имеет скрытые выгоды.
Жертву жалеют, она получает внимание, компенсацию ущерба.
Нередко в состоятельных семьях повторяется сценарий: виноватый перед женой муж дарит дорогой подарок. Тогда жена может сама провоцировать мужа стать виноватым, чтобы потом он искупал свой проступок деньгами.
4. Жертве может быть стыдно и страшно рассказать окружающим об абьюзе.
Общество может винить в абьюзе саму Жертву. Своим молчанием Жертва подтверждает поведение Агрессора, насилие повторяется – по отношению к ней же или к следующей Жертве.
Когда Полина была подростком, ей нравился мальчик из соседнего класса. Он позвал ее в гости. Она рассчитывала на романтические ухаживания, но ее ждал «сюрприз»: в квартире оказалось несколько парней. Они вынудили ее к сексуальной близости, при этом сказав, что ей никто не поверит, если она кому-то расскажет. Все будут считать ее «шлюхой». Полина промолчала. А через некоторое время то же самое они сделали с ее одноклассницей, но та уже не стала молчать. Полина долго винила себя за то, что ее молчание привело к еще одной трагедии.
Важно! Преступление, оставшееся безнаказанным, с высокой вероятностью повторится. Не защищая себя, не останавливая Агрессора, Жертва подтверждает правильность его поведения.
Героиня фильма «Прежде чем я усну» не смирилась с ситуацией, не захотела быть Жертвой, а оказала сопротивление. Чем закончилась ее история – вы увидите сами при просмотре.
P. S. Спасибо читателям «Нашей Психологии» за рекомендацию фильма!