«Нидл» на сленге означает внутривенное употребление наркотиков. Фильм «Паника в Нидл-парке» о двух молодых наркоманах, чью жизнь и отношения постепенно разрушают наркотики. Увы, эта тема и спустя многие годы остается актуальной.
Также фильм примечателен тем, что в нем мы видим первую главную роль Аль Пачино в кинематографе — изначально он играл только в театре. Именно после исполнения роли наркомана Бобби режиссер Фрэнсис Коппола предложил актеру сняться в «Крестном отце», после чего Аль Пачино получил всемирную известность и вот уже 50 лет остается одним из самых известных и любимых зрителями актеров.
- «Паника в Нидл-парке», США, 1971
- Режиссер: Джерри Шацберг
- В главных ролях: Китти Уин, Аль Пачино
К употреблению наркотиков обычно приводит целый комплекс причин. Есть так называемая «концепция БПСД»: биологические, психологические, социальные и духовные, влияющие на формирование зависимости. Остановимся на психологических.
Психологические причины
Возникает эффект замкнутого круга: изначальные личностные особенности могут привести к употреблению наркотиков, а потом само употребление меняет личность, усиливая и развивая определенные черты. Именно это мы и видим в фильме «Паника в Нидл-парке» на примере главных героев — влюбленной пары: Хелен и Бобби.
Художница Хелен и воришка Бобби, совсем молодые, встречаются и влюбляются. Поначалу их отношения выглядят нежно и трогательно, немного наивно: они заботятся друг о друге, мечтают об общем будущем. Когда они решают пожениться, старший брат Бобби спрашивает, на что они будут жить, и получает наивный и недальновидный ответ: «У меня в кармане есть 20 долларов!»
К концу фильма их отношения разрушают конфликты, оскорбления, предательство и драки за дозу. А роли меняются: если в начале фильма «плохим парнем» выглядит воришка и продавец наркотиков Бобби, то постепенно Хелен становится лгуньей, воровкой, проституткой и доносчицей, тогда как Бобби сохраняет принципы, которым верен.
Какие психологические особенности могут привести к употреблению наркотиков?
Инфантилизм, безответственность, эскапизм (убегающее поведение). Хелен и Бобби объединяет то, что они оба — лузеры, неудачники в жизни. У них нет дома, работы, они не адаптированы в социуме. Не хотят взрослеть и брать на себя ответственность — в первую очередь, за свою же жизнь, поведение и выбор. А именно ответственность — главная черта зрелости. Так, Хелен даже не знает, от кого беременна, и идет на аборт, как будто даже не придавая этому большого значения. А Бобби совершает кражу, словно это — некое развлечение, веселая шалость.
Они убегают от трудностей и взрослой жизни. В фильме не говорится, сколько им лет, но их поведение явно не соответствует возрасту, оно подростковое или даже детское. Например, они покупают щенка, но не могут за ним присмотреть, и собачка погибает в результате несчастного случая.
Инфантилизм, побег от трудностей, нежелание взрослеть и жить реальной жизнью, решая проблемы и беря ответственность — все это может приводить к зависимости. Заметим, не партнер втягивает Хелен в употребление наркотиков: она втягивается сама и даже пытается скрыть это от Бобби.
Далее уже зависимость накладывает отпечаток на личность. Наркотики разрушают организм, в том числе нервную систему, а также приводят к определенным психологическим изменениям. Возникают «эмоциональные качели» — перепады настроения; трудностей больше, а ресурсов справляться с ними меньше, и убегающее поведение усиливается; разрастается ложь; любой ценой нужны деньги, меняется система ценностей — появляются воровство, предательство, проституция… Это замкнутый круг, из которого только один выход — ремиссия, полный отказ от наркотиков, изменение образа жизни.
Отношения у зависимых
Для зависимых личностей характерны так называемые «близко-конфликтные отношения», которые лучше всего описываются словами «вместо тошно, порознь скучно». Инфантилизм заставляет строить симбиотические отношения, зависимые, когда партнер нужен только потому, что невозможно быть одному. И при этом на партнера выливается недовольство жизнью, ему адресуется множество претензий.
Потребность в сочетании с ненавистью — такой узор отношений получается у героев, вместо изначальных нежности и заботы.
Более того, отношения становятся разрушительными, подталкивающими к деградации. «Я не могу смотреть, как тебя ломает, когда я под кайфом», — говорит Бобби завязавшей было Хелен, провоцируя ее ввести себе дозу. А Хелен уговаривает Бобби принять то, что она стала проституткой, хотя изначально это было неприемлемо для него.
Близко-конфликтные отношения стимулируют партнеров не развиваться и прогрессировать, а опускаться и деградировать. И до какой точки они могут дойти, зрители могут догадываться и предполагать. Фильм не дает ответа, чем же закончится история героев и их отношения, это как зарисовки из их жизни, эпизоды. Но предположения можно сделать, и они не оптимистичны…