- Россия, 2009
- Режиссер: Дмитрий Месхиев
- В главных ролях: Юрий Стоянов, Сергей Гармаш, Кристина Кузьмина
В некоторых странах есть такая профессия – «человек у окна». Такие люди стоят у окна офиса и рассказывают работающим за своими столами сотрудникам, что происходит на улице. Это скрашивает их серые трудовые будни, позволяет ощущать связь с миром. А вот для Александра Дронова (Юрий Стоянов) – это хобби, по профессии он – актер. Вот только по факту – актер несостоявшийся, неудачник.
Механизм замещения и компенсации
Если посмотреть на Шуру, как все его называют, с точки зрения социальных критериев успеха, то его смело можно назвать полным неудачником. Он немолод, но к своему возрасту почти ничего не добился в социуме. Небогат, невостребован в профессии, жена изменяет, а лучший друг (Сергей Гармаш) унижает и обманывает. Единственная отдушина – наблюдать у окна за жизнью других людей.
Это психологический механизм замещения и компенсации: собственные дефициты символически замещаются успехом и интересной жизнью других людей, за которыми можно наблюдать и идентифицироваться с ними.
Например, одинокая женщина может запоем смотреть «мыльные оперы» или читать романы о любви, а хлипкий юноша – следить за приключениями супермена в комиксах. Бессознательная идентификация с чужой насыщенной жизнью позволяет заполнить пустоту своей собственной.
Иногда это становится единственным утешением. Например, родители-пенсионеры могут видеть смысл своей жизни в том, чтобы следить за жизнью детей и внуков и заботиться о них. А судьбы кинозвезд неустанно становятся предметом обсуждения для обывателей.
Если теряется контакт с реальностью
В умеренных дозах этот механизм может приносить облегчение. Но если с собственной жизнью человек при этом ничего не делает и не пытается изменить к лучшему, то польза превращается во вред. Контакт с реальностью начинает теряться, и тогда может показаться, что в собственной жизни нет ничего важного и интересного.
В этом случае очень важно сделать правильные выводы: понять, чего не хватает, что именно вы компенсируете. А затем попытаться изменить свою реальную жизнь.
Возвращаясь к нашим примерам: любительница книжных романов может искать настоящие любовные отношения, а поклонник супермена – записаться на спорт.
Если бы Шура просто замещал свою скучную жизнь чужими интересными жизнями, у зрителей сформировалось бы к нему снисходительно-пренебрежительное отношение. Но Шура вызывает симпатию и уважение… добротой и мудростью. Он не просто описывает происходящее за окном, а делает выводы, проводит анализ. Вникает, что же на самом деле скрывается за теми или иными поступками людей. Чем прохожие живут, что проживают и переживают.
И это не просто ментальные заключения, какие делал Шерлок Холмс: Шура наблюдает за миром с добротой и сочувствием. Он сопереживает, бескорыстно и искренне. Видит недостатки других и безоценочно принимает.
У него нет способностей супергероя, он не красавец-миллионер из любовного романа. Он немолодой мужчина… с добрым сердцем. Имеющий жизненный опыт, знающий людей, не раз пострадавший от обмана, злобы, предательства, но сохранивший веру в добро. Безответно влюбившись в юную Соню (Кристина Кузьмина), он помогает ей просто по зову сердца.
Сила или агрессия?
Увы, в реальной жизни люди нередко принимают доброту… за слабость и неумение за себя постоять. И путают агрессию с силой. В действительности истинная сила не агрессивна. Сильный человек способен постоять за себя и своих близких, но не будет атаковать и нападать первым. Не станет злоупотреблять своей силой.
В каждом из нас есть архетип Воина. Правильное раскрытие – умение защищаться; неправильное – желание нападать. Настоящий Воин – тот, кто защищает, а не атакует. Увы, иногда возникает путаница: иногда агрессия, в том числе необоснованная агрессия, принимается за силу. Это миф из серии «Кто громче всех кричит, тот и прав», «Кто демонстративнее всех плачет, тот самый несчастный». Вспоминая басню Крылова: если моська лает на слона, это не говорит о том, что моська сильна, а слон слаб. Откуда берется такая путаница?
В поисках защитника
Если ребенок рос в дисфункциональной семье, в которой был абьюз (необязательно физический, возможно только эмоциональный), в семье, в которой конфликты решались силой и победителем оказывался самый сильный, то он начинает путать силу и агрессию, манипуляцию и истину. И во взрослости эта путаница продолжается.
Например, девочка, выросшая в алкогольной семье с домашним насилием, имеет высокий уровень тревожности и небезопасности.
Она стремится найти в партнере защитника и решает, что лучший защитник – самый агрессивный парень. Поэтому для брака она выбирает самого драчливого из всех ухажеров. Надеется, что уж он-то сможет за нее постоять!
А потом оказывается, что его агрессия в первую очередь направляется на нее. Работая с алкогольными семьями, я неоднократно встречала такой сценарий.
Доброта – признак внутренней силы
Если сила у кого-то ассоциируется с агрессией, то тогда доброта воспринимается им… как слабость. Доброго человека начинают считать слабаком или дураком и использовать. А между тем для доброты требуются сила и мудрость.
Маленький ребенок добрый, потому что еще не сталкивался со злом. И это доброта наивности, ему легко быть добрым. А вот взрослый человек прошел через негативный опыт.
Каждый сталкивался в своей жизни с предательством, намеренным причинением зла и боли. И знает о том, что в мире есть зло. Это уже не наивная Красная Шапочка. Поэтому доброта взрослого человека дорогого стоит и вызывает уважение.
К герою фильма кто-то из знакомых относится пренебрежительно, не понимая причин его доброты и терпения. Но зритель может увидеть, какой внутренней силой обладает герой. Доброта – огромная ценность, силу которой нельзя недооценивать.
Читайте также:
- Фильм «В ожидании чуда»: помощь выдуманного друга
- Как стереотипы влияют на отношения в паре?
- Альтруистичный эгоист. Почему мы совершаем хорошие поступки