Россия, 2009; режиссеры Карен Шахназаров, Александр Горновский
Несчастный случай, когда название повести со временем приобретает нарицательный характер и входит в повседневную речь.
В мировом кино особенного дефицита психически больных героев никогда не наблюдалось, но хороших фильмов про психиатрическую больницу снято очень мало. Фильм «Палата № 6» посвящен врачам-психиатрам, их пациентам и тому сумасшедшему дому, в котором они все находятся. Собственную современную версию чеховского рассказа Карен Шахназаров снимал в психоневрологическом интернате, и все роли второго плана исполняли пациенты.
Действие самого мрачного рассказа Чехова перенесено в современность. Режиссеры хотели символически показать, что во все времена умным людям в психушке самое место! Но при этом сильно проиграли в достоверности. Ну не говорят сейчас психиатры таким языком. Не лечат так. Намекая зрителю, что повесть Чехова бессмертна и подобные события могут иметь место и в наше время, сценаристы не предусмотрели, что диалоги главных персонажей не могут быть слепо скопированы. За сорок лет работы в психиатрических учреждениях я не помню чего-нибудь близкого к тому, как госпитализировали самого доктора Рагина. Даже в суперзастойные времена советской карательной психиатрии ничего подобного быть не могло. Во всех случаях (приходилось и самому сталкиваться с этим) должны были соблюдаться определенные правила. В фильме же реальность прошлого совершенно не совпадает с реальностью настоящей. На протяжении всего просмотра, несмотря на блестящие диалоги, не оставляет чувство неправдоподобности самого происходящего.
Мое замечание сугубо субъективное (другим и не могло быть) и относится лишь к восприятию фильма психиатром. Возможно, многие испытывали это ощущение: педагог обязательно заметит какие-то нестыковки в фильме про школу, машинист поезда — в фильме про железную дорогу и т. п. Я бы назвал этот феномен «Красной жарой» — был такой в конце 80-х годов фильм со «Шварцом», где Арнольд играл советского милиционера Ивана Данко и выглядел в наших глазах уморительной карикатурой при всей суровости своего лица. Я заранее согласен, что «Палата № 6» не учебный фильм по психиатрии и его авторы совсем не обязаны были соблюдать все профессиональные тонкости. Но… впечатление испорчено.
Отличить лица психически больных, тем более хроников, от актеров, которые играют сумасшедших, опытному психиатру нетрудно. На этом фоне исключение представляет только Владимир Ильин. Если бы я не знал в лицо этого артиста раньше, то легко смог бы обмануться — настолько похоже он изобразил психически больного человека. Вспоминается Дастин Хоффман из «Человека дождя». Но тот играл более экзотическую роль и нечастый случай аутизма. Ильин же сыграл типичного пациента, перенесшего инсульт, с нарушениями психики. Обычного тихого сумасшедшего сыграть всегда тяжелее.
А наличие настоящих психбольных, да еще интервью с ними, не добавило фильму красок, а только рассеивало внимание зрителей, вызывая раздражение и жалость.
Владимир Ильин (доктор Рагин) — «Серебряный Георгий» за лучшую мужскую роль