Режиссер Роб Райнер
В ролях: Джек Николсон, Морган Фримен, Шон Хейс, Беверли Тодд
В палату онкологического отделения клиники одновременно попадают простой работяга-автомеханик Картер Чемберс (Морган Фримен) и хозяин этой клиники Эдвард Коул (Джек Николсон). Оба со смертельным диагнозом, оба – практически без шансов на выживание. Обоим предрекают полгода жизни. И дальше весь сюжет крутится вокруг вопроса: можно ли «выиграть» жизнь в ситуации неминуемой скорой смерти?
«ОБУХ» ДИАГНОЗА
Что происходит с человеком, узнавшим, что у него рак (или любое другое смертельно опасное заболевание)? Он мгновенно попадает в область вечных вопросов и выборов из серии: бороться или сдаться? Выживу или нет? И что теперь вообще мне делать? Ни много ни мало – у человека мгновенно исчезает будущее! Вернее, оно становится предсказуемым и определенным, что, учитывая особенности нашего к нему отношения, равнозначно его потере. В норме человек живет в условиях полной неопределенности по части того, что с ним будет завтра, лишь изредка испытывая общую тревогу, с которой всегда можно договориться. Ведь фраза «Мы все когда-то умрем» по большому счету несет одинаковую смысловую нагрузку со знаменитым «Будем жить!». А в случае с героями фильма возникает практически полная определенность: «полгода, максимум – год».
ПСИХОЛОГИЯ БОЛЕЗНИ
Недаром создателями фильма выбран рак как одна из тех болезней, которая оставляет время подумать и с которой у человека есть возможность «бороться». Рак обладает еще несколькими психологически важными свойствами, которые во многом определяют всеобщий страх и интерес к нему. Он, во-первых, возникает по не совсем понятной причине и часто без прямой корреляции между тем, как человек живет, и тем, чем он заболевает. И конкретного заболевшего раком сторонника здорового способа жизни слабо утешает то, что он никогда не принадлежал к «группе риска». Во-вторых, рак – один из немногих диагнозов, который еще способен в некоторых случаях уравнивать шансы на выздоровление вне прямой зависимости от размеров вашего кошелька и отправлять на тот свет в прямом соответствии с формулой «перед смертью все равны». В-третьих, рак – это сплошная неопределенность, что помогает человеку теплить надежду на спасение длительное время.
НЕ ПРОСТЫЕ ВЫБОРЫ
Герои фильма демонстрируют довольно редко встречающееся отношение к своему заболеванию. Они практически полностью проходят все положенные стадии борьбы с болезнью: отрицание – протест – торг – депрессия – принятие. Вот только вместо этого самого «принятия» возникает бунт! И этот самый бунт фактически ставит их еще перед одним се¬рьезным выбором – бороться за продление жизни медицинскими средствами и закончить свою жизнь на больничной койке или прожить столько, сколько получится, и так, как хочется. Как говорит Эдвард: «Издохнуть от сочувствия и горя – это не по мне!» Они принимают факт своей скорой смерти, но не согласны посвящать умиранию остаток жизни.
Далеко не все способны выбрать такой вариант. Еще и потому, кстати, что, с одной стороны, нашим героям нечего терять, а с другой – именно по этой причине их потери от неправильно сделанного выбора могут быть фатальными.
НЕМНОГО О ГЕРОИЗМЕ
Вот тут стоит, пожалуй, поговорить о двух моделях героического поведения – героизме как сверхусилии, порождаемом надеждой на спасение, и героизме обреченного человека, когда он, имея «полное право» отчаяться, тем не менее продолжает выполнять свое дело, несмотря на очевидность исхода. Ведь по большому счету «победить» смерть – это посметь поставить личный смысл и личные планы вне зависимости от фатального конца. То есть проявить высшую степень самообладания! И тут опять же есть свои нюансы. Одно дело – самообладание перед лицом врага, начиная со знаменитого некогда лейтенанта Шмидта, который во время расстрела на острове Березань подбадривал членов расстрельной команды и фактически руководил собственной казнью.
Другое дело – самообладание, которое демонстрируется судьбе, фатуму, року, наконец самой смерти. И вот именно в это мгновение гибнущие люди вдруг начинают вести себя так, как члены экипажа разбившегося несколько лет назад в Греции российского самолета, которые, зная, что неминуемо погибнут, до момента столкновения с землей продолжали выполнять свои обязанности, передавая сигналы диспетчерам.
Кстати, в этом до последнего мгновения исполняемом профессиональном долге присутствует большой элемент принятия ситуации, когда высокий профессионализм позволяет практически мгновенно «проскочить» все стадии подготовки к смерти и выйти за пределы факта ее неотвратимости, вынося последнюю в жизни задачу во внешний мир. Это-то и называют «презрение к смерти».
СМЕРТЬ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ
Странным образом человек способен свое предсмертное одиночество превратить в поражение или выигрыш. Более того, он, пожалуй, единственное существо на земле, которое может умереть так, что останется непобежденным. Однако далеко не все способны использовать вот эту редкую возможность в тот период времени, когда уже нечего терять. Понятно, что подавляющее большинство онкологических больных в этот период находятся не в том физическом и психологическом состоянии, чтобы позволить себе так прощаться с жизнью, как делают это герои нашего фильма, но я вам скажу, что и они протестуют по мере возможности. К примеру – упорно продолжают курить, несмотря на диагноз. Хотя суть неподчинения наших персонажей, собственно, даже и не в дорогостоящих путешествиях и развлечениях. Если вы заметили, тяжелее всего Картеру и Эдварду даются вполне бесплатные вещи – установление контакта с родными людьми. Никакой подъем в Гималаи и прыжок с парашютом не сравнится для Эдварда с обидой, которую он испытал, поссорившись с дочерью. Никакие «гонки на выживание» не сравнятся для Картера с тем, что он теряет, отдаляясь от любимой женщины. И ставки тут намного выше: разве не рискует Картер проиграть жизнь в случае, если он не восстановит отношения с женой? И разве Эдвард перестанет плакать у окна от одиночества и отчаяния, если так никогда и не поцелует «самую прекрасную женщину на свете» – свою внучку?