Чтобы развиваться, каждый выбирает свой путь. Кто-то идет путем религии, кто-то развивается с помощью йоги, медитаций, психотерапии, кто-то ищет учителя и ему важен сам человек и его качества, а не к какой конфессии он принадлежит. Инструментов много, каждый волен выбирать по душе. И тут важен даже не сам инструмент, а намерение человека. Если он искренне хочет развиваться, то любой выбранный инструмент будет этому содействовать. А если человек склонен к псевдодуховности, то опять же абсолютно любой инструмент, каким бы он ни был прекрасным, будет содействовать лишь развитию псевдодуховности и работать на укрепление иллюзии собственного всемогущества и духовности. Есть ли духовность в психологии?
«В ХIХ веке проблема состояла в том, что Бог мертв; в ХХ – проблема в том, что мертв человек…»
Эрих Фромм – социальный психолог, психоаналитик, философ
Отличить развитие и псевдоразвитие можно по таким признакам. Если у вас появляется больше уважения, тепла и терпения к себе и к людям, не потакания, а именно терпения, сострадания, значит, вы на верном пути. Если чувства презрения к другим, и чувство собственного превосходства над другими стали вашими спутниками, а мир поделился на вас и других или вашу семью и других или ваше сообщество и других, то стоит серьезно задуматься, а не попали ли вы в специальную ловушку псевдодуховности.
Такие состояния нормальны на определенном этапе развития, но в том-то и дело, что лишь на этапе. Вот вы увидели, поймали в себе эти дефекты и дальше работаете с ними. Это важный рабочий процесс развития. Но если вы в этом живете уже давно, то, как написано выше, стоит задуматься. Так как это противоречит основной идее духовного развития – единению с миром. Во втором случае не только нет единения, а есть изоляция от мира, которая всегда ходит вместе с отчуждением и от себя самого. Как мы презираем других, так же презираем и свои внутренние части. В большом мире нам свойственно отыгрывать свои внутренние процессы.
Кстати, Гитлер тоже начинал с идеи, что есть особая нация и есть другие. Чем это закончилось, известно. Это, конечно, крайняя степень, но все начиналось именно с подобной идеи, а дальше уже дело техники.
Психотерапия как один из инструментов саморазвития
Бытует мнение, что психологи разбираются с детскими обидами, мамой, папой и вообще всячески пристают с детством. Не без этого, конечно. Но хочется восстановить справедливость и показать еще одну сторону психологии. Если вы считаете, что это вся работа психолога и что психотерапия не способна развивать человека, а лишь решает его «поверхностные», насущные проблемы личности, то скорее всего вы не читали книг Эриха Фромма, Джеймса Хиллмана, Уильяма Джеймса, Арнольда Минделла и других.
Направления бывают разные. Тут каждый выбирает по душе. Это не значит, что один подход хорош, а другой плох. Невозможно сравнивать, например, муравья и бабочку. Для вселенной важны как муравей, так и бабочка и у каждого своя функция. Но если вы хотите глубинных изменений, развития, вам интересна тема духовности, то психотерапия способна дать такие инструменты.
Есть целые направления в психологии, где для духовности имеется место, если в ней есть запрос. Ведь невозможно дать человеку больше, чем тот способен взять.
Духовность в психологии
- Аналитическая психология К. Г. Юнга. Считается, что данное направление больше популярно среди философов, религиозных деятелей, поэтов, чем среди классических психологов. Ближайшая коллега, его единомышленница, сотрудница Мария-Луиза фон Франц, например, имела степень доктора философии.
- Процессуально-ориентированная психология Арнольда Минделла и экзистенциальная психотерапия, базирующаяся на экзистенциальной философии, основателем которой считается философ, теолог Сёрен Кьеркегор. К. Ясперс, который сам был философом, психологом и психиатром, считал, что С. Кьеркегор вернул человеку духовную составляющую. Его труды не были популярны при жизни, как это часто бывает, гений опережает время. Но спустя десятилетия, когда З. Фрейд активно исследовал животные инстинкты в человеке, были оценены по достоинству и сбалансировали процесс, освещая помимо животных инстинктов в человеке и духовные процессы.
- Хакоми (Hakomi) – это направление телесно-ориентированной психотерапии, объединяющее в себе непосредственно принципы телесно-ориентированной психотерапии и ценности, мудрость восточной философии, такие как ненасилие, сострадание, уважение, любящее присутствие, единство. Слова Рона Курца, основателя этого подхода: «Единство напоминает нам о взаимосвязи всех живых существ, всей жизни, всех событий. Это целостность на вселенском уровне».
Хакоми не религиозное направление. Это духовно-ориентированная практика самопознания. Возможно, это направление будет особо интересно людям помогающих профессий, например, психологам. Ведь психолог не может работать исключительно своей профессиональной частью. Он работает всем собой, человек всегда много больше, чем его профессиональная часть. И то, кто он есть, и его ценности не могут не влиять на рабочий процесс. - Есть направление в телесно-ориентированной психотерапии – биосинтез. Подход базируется на принципах телесно-ориентированной психотерапии, глубинной психологии, пренатальной психологии. В концепции есть место для таких понятий как сущность и духовная целостность. Лили Анагностопулу, психолог, психотерапевт, доктор наук и директор Института Биосинтеза в статье «Духовность в биосинтезе» пишет: «Люди говорят о духовности, но как о ментальном процессе. Вы смотрите на физические признаки, о которых я говорила ранее, и вы не видите их здесь. Вы не видите открытости, сияния, потока, тепла, контакта…».
Телесно-ориентированные подходы исследуют духовность не только как ментальные процессы, но как психические, духовные качества, состояния в совокупности с физическими, телесными проявлениями этих состояний.
Принцип единства говорит не только о взаимосвязи всех живых существ (внешний уровень), но и о взаимосвязи внутренних частей человека, в том числе духовности и тела (внутренний процесс). Помните, что человек отыгрывает в большом мире свою внутреннюю динамику, поэтому наиважнейшей задачей является налаживание внутренних связей.
Надеюсь мне удалось немного развеять миф об отсутствии духовности в психологии и показать, что психотерапия может быть отличным инструментом для развития, духовного в том числе, если на это есть запрос. Единственное, чего в психотерапии нет, так это догматизма.