Более 20 лет назад Андрей Макаревич пророчески спел про наступление «эпохи большой нелюбви». Буду рад, если кто-нибудь опровергнет этот тезис, но по моим ощущениям, этой самой «нелюбви» в обществе становится всё больше.
Социологи говорят о временах радикального индивидуализма, когда главной социальной ценностью становится возможность абсолютно свободного самовыражения. Абсолютно свободного – значит, ничем не ограниченного. Это не просто свобода прокричать на весь мир: «Я так чувствую!», «Я так понимаю», – но и потребовать от окружающих согласия со своим мнением независимо от его точности, объективности, этичности и т. п.
Людской суд
Если же окружающие отказываются это сделать, значит, надо их заставить согласиться! А как это сделать «не по любви»? Например, через суд. А ещё проще через людской суд. Кто громче крик поднимет, кто «больше жертва», за того и заступятся сотни и тысячи анонимов в социальных сетях.
Только в отличие от суда официального, никто доказательства собирать и проверять не будет. Достаточно эмоций: чтобы «жертву» было жалко, и чтобы её «обидчик» вызывал отвращение и возмущение.
Это очень напоминает скорый суд во времена революций и переворотов. Главным фактором принятия решений там было «классовое чутьё»: «Если этот человек не такой, как мы, если думает иначе, если не согласен с нашей революционной идеей, то расстрелять на месте!». Сегодня расстрелы заменила травля в интернете и прочие прелести «культуры отмены», так что прогресс цивилизации налицо. Но я бы сильно не радовался, потому что изменилась лишь техническая оснащенность, а по поведению мы мало чем отличаемся от агрессивных обезьян, изгоняющих из стаи «белую ворону».
Жертвой быть выгодно
Сторонников свободы самовыражения, готовых поведать всему свету «как они чувствуют», обычно мало волнуют чувства другой стороны, которая как бы обязана их чувства признать и уважить. И ещё они умалчивают тот факт, что простого самовыражения (скажем так, выплеска своих переживаний «в никуда», чтобы просто полегчало) им обычно недостаточно.
Разыгрывается простая двухходовая манипуляция: если вы признали мои чувства, то вы должны мне… (и далее список требований). И вообще, роль жертвы, независимо от того, существуют ли для неё хоть какие-то объективные основания, крайне удобна для того, чтобы заставить окружающих чувствовать вину и переложить на их плечи свои эгоистические интересы. В психотерапии это называется «вторичная выгода», погуглите ради любопытства.
На поверку выходит, что за «радикальным индивидуализмом» скрывается агрессивный и манипулятивный эгоизм. Один мой хороший знакомый назвал такую позицию «центропупизмом» – когда человек не просто считает себя, свои чувства, мнения и потребности центром мироздания, «пупом Земли», но ещё и требует от окружающих соответствующего признания не только на словах, но и на деле. Но в итоге мы получаем общество, где каждый пытается заставить/принудить каждого «меня уважать». Не по любви, а потому что хуже будет…
Можно ли как-то изменить ситуацию?
Или будем всё больше существовать по принципу «человек человеку волк»? В упомянутой песне есть такие слова: «Я очень ценю тепло отношений / В эпоху большой нелюбви». Возможно, добавить это самое «тепло отношений» помогут социальные чувства. Они довольно разнообразны, упомяну лишь про три из них: благодарность, сопереживание и гордость.
Идея очень проста: прежде чем предъявить адресату свои чувства/мнения/требования, задайте себе несколько вопросов:
1. За что я благодарен этому человеку/этим людям?
Важен не формальный ответ с приложенным списком конкретных фактов. Важно найти в себе положительный эмоциональный отклик, хотя бы незначительный. Речь ведь именно про чувство благодарности: что хорошее, сильное, прекрасное, доброе есть в вас благодаря или вопреки этим людям?
И ещё важный штрих… Обязательно спросите себя, за что я могу быть благодарен этим людям в будущем? И как я могу выразить им свою благодарность?
2. Что чувствует этот человек/эти люди?
Могут ли они чувствовать то же самое, что и я? Каким образом я хочу (или не хочу) изменить их чувства? Что будет, если мне удастся заставить их чувствовать… (то, что мне хотелось бы)? Как это изменит наши отношения в долгосрочной перспективе? Какой эмоциональный отклик вызовет это в более широкой системе отношений? (Или можно сформулировать так: какую эмоциональную энергию я отправляю в мир? Она разрушает или созидает?
3. Могу ли я гордиться/уважать/восхищаться – нет, не собой! – а этим человеком/людьми?
Я не обязан ценить и уважать их «целиком и полностью», но ведь что-то уникально хорошее в них есть?! Могу ли я гордиться/уважать/восхищаться – собой! – а именно тем, как я веду себя или планирую поступить в данной ситуации? Можем ли мы – все участники данной ситуации, дорогие для нас люди (друзья, дети и внуки, моральные авторитеты и т.п.) – гордиться/уважать/восхищаться тем, как мы ведём себя и как поступаем в данной ситуации?
В заключение скажу, что прекрасно понимаю, что рецептик слабенький… Закоренелые эгоисты с плохо развитой эмпатией вряд ли поймут, про что эти вопросы и зачем они им нужны. Но, возможно, хоть кому-нибудь пригодятся. Чтобы пережить «эпоху большой нелюбви».