Один и тот же человек может быть с вами закадычным приятелем, например, в Facebook и замкнутым функционером в WhatsApp. Для каждого из нас та или иная онлайн-площадка имеет свои ассоциативные ряды. Кто-то в Facebook «политический пустомеля», а в WhatsApp — жесткий профессионал.
Кто-то пускается во все тяжкие в Instagram (там тоже есть сервис личных сообщений, который весьма активно используется), но «застегнут на все пуговицы» в электронной почте. При этом стоит принимать во внимание, что молодые люди, как правило, электронную почту не читают совсем, зато те, кто читает, — образованные взрослые люди — могут отвечать очень обстоятельно, хотя и не сразу.
Эмпатия на удаленке
Мы затронули довольно сложный вопрос социальной иерархии, который часто замалчивается и искажается. Однако жизнь теперь устроена так, что и «гора идет к Магомету», если хочет получить от Магомета денег. В таких условиях важным становится вопрос, как сделать контакт по всем средствам онлайн-связи максимально теплым и уместно неформальным? Разумеется, если речь идет не о ваших давних знакомых, а о людях, с которыми вы взаимодействуете по работе и, вероятно, не слишком близки.
Цифровой аутизм (не путать с аутизмом настоящим), по мнению доктора Курпатова, главного российского популяризатора психиатрии, медицинской психотерапии и нейрофизиологии мозга, стремительно развивается за счет того, что коммуникация все глубже уходит в онлайн. В то время как дефолт-система человеческого мозга заточена на живое общение и без него функционирует плохо.
Письменная онлайн-коммуникация, которая занимает львиную долю всего взаимодействия на удаленке (несмотря на видеоконференции и пр.), не передает индивидуальных человеческих интонаций.
Очень часто нейтральные реплики, например, простое «ок» на какой-то развернутый пассаж, воспринимается как хамство, хотя на самом деле ваш собеседник просто был в запарке, вел машину и разрывался между тремя входящими звонками.
С учетом того, что личное общение тоже «погрязло в пучине онлайна», все больше людей знакомятся в интернете через специализированные приложения для знакомств. Многие девушки воспринимают лайки и онлайн-подмигивания как полноценные знаки ухаживания со стороны мужчин. Есть тысяча способов обидеться на недостаточно выразительный смайлик к реплике друга в соцсетях. Это внимание к деталям приводит к тому, что иногда вполне деловая и профессиональная коммуникация накаляется абсолютно на ровном месте.
Всем пользователям соцсетей знакомо, как дискуссия под открытыми постами блогеров достигает такого накала агрессии, по сравнению с которым конкистадоры и скандинавские берсерки кажутся милыми котиками.
Пикантность ситуации заключается в том, что специалист на удаленке играет на всех полях онлайн-коммуникации одновременно. И в Tinder с поклонниками/ поклонницами флиртует, и в блогосфере из-за политики ругается, и маме по телефону отвечает, и начальнику официальные письма пишет. Не то чтобы этого не происходило в больших корпоративных офисах, но все-таки там внешние рамки и общий контекст ситуации естественным образом такой виртуальный беспредел ограничивают.
Чтобы профессиональная онлайн-коммуникация не «перегревалась» на ровном месте, рекомендуем:
1. Будьте подчеркнуто вежливыми.
Между фразой: «ДОГОВОР СРОЧНО!!!» и «Пожалуйста, перешлите мне договор с Горбластпластом апрельский. Если успеете до 11:00 — будет здорово!» — разница существенная.
2. Берите паузу в сложные моменты.
Прелесть удаленной работы в том, что практически в любой момент переписки можно взять паузу, хотя бы небольшую. Прервалась связь на минуточку по тем или иным причинам — вы успели отдышаться, вот и не сморозили резкость.
3. Будьте точны в вопросах временных договоренностей.
Нам часто кажется, что начальство или клиенты требуют невозможного, например, присутствия на связи 24 часа в сутки. Но в большинстве случаев всех вполне устраивает точная ориентация по временному диапазону. Если вы кого-то держите в неведении: не отвечаете на реплику или просто исчезаете с недовыполненным заданием на неопределенное время накануне дедлайна, — вы приводите человека в сложное и напряженное эмоциональное состояние, которое обязательно скажется на вас. Сообщение вроде: «Два часа буду без связи, пришлю договор к 13:00», обычно решает подобные проблемы на этапе зарождения.
Эмпатия на удаленке заключается в том, что вам нужно постоянно конструировать ситуацию, в которой может находиться ваш собеседник. Где он? В каком контексте он вам отвечает? Укачивая грудного ребенка, гуляя с собакой, находясь на совещании в Администрации Президента, на концерте в Большом театре, в уединенном домашнем офисе или, может быть, в салоне самолета? Если вы понимаете, что человек с чемоданом в одной руке, портфелем в другой и смартфоном, зажатым между плечом и подбородком, не может вам ответить развернуто, у вас не останется поводов для конфликтов при удаленном профессиональном общении.
Но если вы исходите из предположения, что весь мир в данный момент находится ровно в той же ситуации, что и вы сами, у вас гарантированно будет много проблем.
Глава «Эмпатия на удаленке» из книги «Удаленка. Экспресс-курс по работе из дома». Глеб Архангельский, Ольга Стрелкова. М. : Бомбора, 2020